Нет ничего невозможного / Давид Бурман (Санкт-Петербург)

Выпуск №2-162/2013, Лица

Нет ничего невозможного / Давид Бурман (Санкт-Петербург)

Давид Семенович БУРМАН родился в 1961 году. В 1986 году окончил Оренбургское музыкальное училище по специальности «актер театра кукол», в 1997 году - Санкт-Петербургскую академию театрального искусства по специальности «театровед-менеджер». Директор Международного фестиваля «КукАRТ», член Союза театральных деятелей России, Международного Союза деятелей театров кукол UNIMA, AVIAMA, INCAC, директор автономной некоммерческой организации инновационных программ национальной премии и фестивалей для детей «Интерстудио», член экспертного совета по негосударственным театрам  комитета по культуре г. Санкт-Петербурга, арт-директор Первого Всемирного фестиваля школ кукольников в Санкт-Петербурге, генеральный продюсер и художественный руководитель интерактивного уличного фестиваля - карнавала для детей и взрослых «Петрушки всего мира в Царском Селе».

Давид Бурман широко известен в театральных кругах, как талантливый артист, режиссер, успешный продюсер и член жюри многих театральных фестивалей. Коллеги уверяют, что для Бурмана нет ничего не возможного, а любой его проект запоминается, как яркое событие.

- Давид Семенович, для начала разговора, что так повлияло на вас в детские годы, что вы связали свою жизнь с театром кукол?

- Моя продюсерская работа начиналась с работы в филиале Театральной Академии «ИНТЕРСТУДИО». И в рамках этого проекта я продюсировал проект «Войцек» и спектакль «В Мадрид! В Мадрид» - тот, с которого начался Небольшой Драматический Театр Льва Эренбурга. Но я с десяти лет люблю театр кукол. С тех пор, как мне в руки попал кукольный с крючковатым носом Петрушка (именно с него началось появление перчаточных кукол). И профессиональная деятельность тоже начиналась с театра кукол - моя первая профессия актер-кукольник. Как сказал Андрей Толубеев: «В определенные моменты куклы могут быть честнее и искреннее, чем драматический актеры». Поэтому не удивительно, что я стал продюсером фестиваля «КукART», которому в этом году исполняется 20 лет.

- Вы успешный продюсер, проекты которого осуществлены не только в Москве и Московской области, но и других городах России. Что для вас является главным критерием для отбора того или иного проекта?

- Это театр, которым интересно заниматься. Такой театр как Мытищинский театр кукол «Огниво». Потому что это - лицо, душа, сердце города. Это театр, который ухитрился сохранить свою самоидентичность, внутреннюю атмосферу в реальной материальной жесткой финансовой жизни нашего государства. Театр, в который можно прийти и просто отдохнуть, встретиться, почувствовать себя комфортно. Спектакль и проект в данном контексте это лишь творческий «продукт». Конечно, для продюсера, в первую очередь, интересна прибыль, но для театрального продюсера, к коим себя и причисляю, важно созидание. Речь идет о создании интересного и уникального произведения, нигде и никогда до этого не осуществленного. Так появился совместный проект театра «Огниво» и АНО «Интерстудио» спектакль «Обломов» при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии.

- Последние годы все чаще профессионалы спорят о необходимости репертуарного театра. Каково, на ваш взгляд, его преимущество перед разовыми постановками?

- Репертуарный театр кукол - удивительное открытие, придуманное в Советском Союзе, которое дало возможность по-другому смотреть на театр как на структуру или инфраструктуру. Репертуарного театра кукол как такового на Западе нет. Есть замечательные театры в Польше, Чехии, Венгрии, Болгарии, Словакии, Словении, но это только потому, что это страны нашего бывшего соцлагеря. Германия, Франция, Бельгия, Великобритания - это, как правило, маленькие частные театрики. Два-три человека там - уже много. Принципы их содержания очень жесткие.

- В нашей стране возможно ли привлечь средства со стороны, для осуществления постановки, в том числе из-за рубежа?

- Естественно и логично появление международных проектов. Так, например, появился первый проект, моноспектакль «Целлофан» по пьесе исландской актрисы-драматурга Бьерк Якобсдотир Кемеровского театра драмы, с кампанией АСЕ-production (Финляндия) и АНО «Интерстудио», где я выступил в роли генерального продюсера. Кстати, этот спектакль был участником Международного фестиваля «Black and White» (Финляндия). После оваций и Гран-при за актерскую игру хозяевами фестиваля был устроен специальный прием в честь актрисы Натальи Юдиной (Измайловой) и на этом рандеву после застольных речей мягко и ненавязчиво поймали мы художественного руководителя театра и фестиваля Камрана Шахмардана «за язык» и договорились о постановке спектакля «Беккет». Так продлился совместный проект Кузбасс-Финляндия, начатый еще в 2009 году.

- Насколько эффективно будет работать театр, а это постановки, спектакли, зритель, фестивали, гастроли, если его передать в частные руки? Или все же заботу должно взять на себя государство?

- Мы неадекватно поддерживаем нашу культуру. Не высчитываем и не понимаем, что самая важная поддержка - поддержка интеллектуальной собственности. Сергей Образцов в свое время создал совершенно новую инфраструктуру - интеллектуальную, которая в сегодняшних реалиях не учитывается. И стоимость подобного «товара» высока. Поэтому государство это компенсирует. Конечно, в мировом пространстве такой театр всегда будет «белой вороной». Принцип существования подобного театра нелогичен в условиях жесткого капиталистического рынка. А меценатов и филантропов, которые захотели бы поддержать наши театры кукол, я пока не наблюдаю, но верю в их появление.

- Артист-кукольник несет определенную ответственность за то, что видит и слышит зритель. А тогда в чем его предназначение?

- Думаю, что предназначение, иными словами - миссия артиста-кукольника вернуть взрослых в детство (не путать с понятием «впасть в детство»!), а детской аудитории дать возможность прикоснуться к взрослому хоть и кукольному миру. Важно раскрыть понятия добра и зла, хотя для людей они всегда относительны. Важно кто и какими средствами хочет и может о них рассказать. Так вот Кукольник - Волшебник! Он имеет Золотой ключик от потайной комнаты в мир сказок и фантазий.

- Вы - президент крупнейшего благотворительного фестиваля театров кукол «КукАRT», который в этом году празднует свое 20-летие и пользуется огромной популярностью у кукольников всего мира и у зрителей. Как будет отмечаться эта знаменательная дата?

- «КукART» - крупнейший в стране фестиваль, посвященный театру кукол и синтетическому театру. В его задачи входит постоянное выявление и поддержка основных тенденций, существующих в заявленном сценическом направлении, являющемся одним из самых востребованных у зрителей всех возрастов. Это всегда учитывается при составлении программы фестиваля, интересной не только детям, но и взрослым, и в нем примут участие театры кукол из Италии, Армении, Украины, Польши, Финляндии, Израиля, Белоруссии, Ирана, Нидерландов, Канады, Казахстана. Важной частью является программа российских театров кукол и театры Санкт-Петербурга. Среди них главные кукольные театры Санкт-Петербурга, включая неоднократных обладателей Высшей театральной премии России «Золотая Маска» и Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»: Театр марионеток им. Е.С. Деммени, Большой Театр Кукол, театр «Кукольный формат», Кукольный театр сказки, театр «Бродячая собачка», театр «Хэнд Мэйд». Специальные гости фестиваля театры кукол из Вологды, Новокузнецка, Омска, Томска, Саратова, Москвы.

- Ваш фестиваль, пожалуй, единственный учредил собственную премию и отмечает не только режиссеров, актеров, художников, но и представителей власти. Расскажите немного об этом.

- Цели и задачи Продюсерской премии КукАRT - отметить руководителей регионов Российской Федерации за выдающийся вклад в создание уникальной инфраструктуры Театра Кукол, их представление в г. Санкт-Петербурге, как Лучших Граждан России. Первым обладателем международной продюсерской премии КукАRT стал Александр Мурашев в то время Глава Мытищинского района. Это неформальная премия. Вторым ее обладателем стал Леонид Полежаев - омский губернатор. Но сравните масштабы - Омск и Мытищи! И художественный руководитель Мытищинского театра кукол «Огниво» Станислав Железкин, кстати, первым из кукольников среди муниципальных театров стал народным артистом России.

- А как ваша семья относится к такому вот жизненному увлечению?

- Вся моя семья живет в Израиле. Как всем известно, в окружении далеко не дружественных стран, но при этом они всегда счастливы. Я как-то спросил у своих близких, как они так спокойно воспринимают опасность, и ответ меня поразил. - Мы живем не для того, чтобы работать, а работаем для того чтобы жить...И я всегда чувствую, что у меня есть надежный и крепкий тыл, благодаря которому я и могу заниматься своим любимым делом - Театром!

- «Все мы родом из детства», написал когда-то Антуан де Сент-Экзюпери в «Маленьком принце». Взрослые будни берут свое, и все же, о чем вы мечтаете?

- Как бы не банально звучало - сеять разумное, доброе и вечное.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.