Дары Ирины Чижовой

Выпуск №2-162/2013, Вспоминая

Дары Ирины Чижовой

Ушла из жизни Ирина Лазаревна Чижова, замечательная представительница ныне почти исчезнувшей генерации мастеров художественного чтения, ревнитель русского языка и необычайно обаятельный, интеллигентный, благородный человек. Из даров, которыми природа наделила артистку, вровень с красотой, умом, сценическим талантом развивался ее талант человеческий - умение неизменно быть верной в любви и дружбе.

В 1944 году И. Чижова с отличием закончила ГИТИС и была принята в труппу МХАТ, где проработала три года. Потом несколько лет играла на сцене Тбилисского русского драматического театра имени А. С. Грибоедова. С 1952 года - артистка Московской государственной филармонии. Ее собственный выбор исполняемых произведений - оригинальный, смелый - приводил к открытиям. Ее дебютом стал древнеиндийский эпос, поэма «Наль и Дамаянти» прекрасно звучала в переводе В.А.Жуковского, сделанном более века назад. Первым слушателям врезалось в память появление актрисы в зеленом платье и серьгах-подвесках в тон. И ее красивый, богатый оттенками голос, трогающий сердце. Поставила программу Е. Эфрон, в которой дебютантка обрела тонкого и мудрого режиссера и педагога. Данью памяти Елизаветы Яковлевны, вместе с которой они подготовили пять спектаклей, стала статья Ириной Чижовой «Имя - Существительное» («Вечерняя Москва», сентябрь 1995 года).

В 1954 году состоялась премьера новой подготовленной с Эфрон программы «Ты и Я». На афише абонементного концерта, который проходил в Библиотеке имени Ленина 11 июня 1966 года, названы 26 стран, откуда родом авторы стихов, составивших эту звучащую по-русски антологию о любви. Египет (Древний!) и острова Зеленого Мыса, Бирма и Гана, Сирия и Чехословакия, США и СССР. Несколько стихотворений программы «Ты и Я» Ирина Чижова прочитала в сентябре 1965 года на концерте в честь Юрия Гагарина, посетившего ялтинский Дом творчества ВТО. Первый в мире космонавт был так восхищен искусством актрисы, что преподнес ей все врученные ему цветы.

Прослышав о премьере «Царевны Вавилонской» по философской сказке для взрослых Вольтера (1972, режиссер Б. Моргунов), в Концертный зал имени Чайковского пожаловали два французских журналиста. Вооружившись текстом на родном языке, они с огромным интересом следили за реакцией русских зрителей, которые слушали артистку, то затаив дыхание, то от души смеясь. Вскоре из Парижа была прислана восхищенная рецензия на спектакль. Московская газета поместила отзыв под названием «Легкость ветра с мощью грома» (Гюго о пере соотечественника-вольнодумца), а рецензент из Свердловска, где артистка побывала на гастролях (их география была обширна), цитирует русского классика: «Вкус, батюшка, отменная манера». С программой по рассказам современного болгарского писателя Йордана Радичкова артистку пригласили в Софию, композиция имела успех, автор был популярен на родине. Программу «Ты и Я» тоже хорошо слушали, но обратного тока не чувствовалось. И вдруг после третьего стихотворения словно высеклась искра, аудитория «поймала» интонацию, поиску которой, как самому важному, уделяли столько внимания актриса и режиссеры. Следующим был спектакль «Как стать знаменитым», куда вошли шесть новелл зарубежных писателей (режиссер Дмитрий Журавлев).

И все эти годы параллельно готовились спектакли для детей. Чему свидетелями были ребята, слушавшие Ирину Чижову на абонементных концертах в школах? Младших она погружала в сказочный мир Востока, пионеры следили за перипетиями повести Льва Кассиля «Будьте готовы, ваше высочество!», подросткам постарше адресовался очерк Ю. Юзовского «Мы с Наташей плывем по Волге» (режиссер Виктор Монюков). Какой по-мальчишески задорной, лукаво-смешливой запечатлена на снимке той поры лауреат Всероссийского и Всесоюзного конкурсов артистов эстрады, заслуженная артистка РСФСР Ирина Чижова! Она отлично знала психологию детей, учительниц - не хуже. И никогда не допускала, чтобы живой, эмоциональный концерт превратился в скучное мероприятие. Это была ее миссия - в том и состояла ее миссия - приобщать детей к хорошей литературе и родному слову.

Вершинное достижение артистки - спектакль «Екатерина Вторая и Екатерина Дашкова» (1986, режиссер Борис Львов-Анохин). Композиция составлялась из трудов историков, воспоминаний и писем современников - общее число источников 56. «Ум и интуиция исполнительницы, - отмечал внимательный зритель, - раздвигали рамки возможностей исполнителя-чтеца». Явственно ощущалась атмосфера «осьмнадцатого столетия». Было сродни чудодейству то, с каким филигранным мастерством при минимуме вещей-знаков - одним лишь словом - были прорисованы характеры двух незаурядных женщин. И тень желанного императорского трона незримо обозначалась в воздухе. И отчего-то зритель начинал сопоставлять давно прошедшее время с тем, что мчит за стенами зрительного зала...

По счастью, первая часть спектакля - «Переворот» - была записана на радио. Насущная задача - сохранить сделанное в искусстве Ириной Лазаревной Чижовой для новых поколений.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.