Волгоград. "Просто наступает новый день..."

Выпуск №3-163/2013, В России

Волгоград. "Просто наступает новый день..."

Спектакль Волгоградского ТЮЗа «Фронтовичка» вызывает особое волнение у зрителей разного возраста и жизненного опыта. Кто-то не сдерживает слез - чаще люди старшего поколения, у других, что помоложе, на лицах сосредоточенность, удивление. Им показывают, в принципе, обыкновенную историю фронтовой любви и предательства. При этом чисто театральными, очень скупыми и точными выразительными средствами глубоко погружают в атмосферу таких уже далеких послевоенных лет - конец сороковых. И здесь, пожалуй, один из существенных факторов сильнейшего эмоционального воздействия спектакля на людей.

... В темноте, через потрескивание старой пластинки, звучит голос Сталина, объявляющего об окончании войны, и следом вступает тема поезда. Измученный, разбросанный по всей огромной стране народ возвращается к родным домам или, наоборот, устремляется дальше от пепелищ. Этот поезд, перестукивающий колесами, сжимающий сердце дорожной тоской, будет постоянным рефреном, знаком встреч и разлук, поиска своего места и своего счастья.

А еще песни, которые исполнятся вживую, всеми участниками спектакля. Не военные, не победные, а те, полузабытые, полународные, что пелись в поездах дальнего следования да по рабочим баракам. Задушевные и страстные, где «огнем пылает в крови вино любви», где цветут роковые «васильки, что собирались для Оли», про калеку у дверей ресторана да про «начальничка - ключик-чайничка»... В этом выборе нет сознательного снижения святой для всех темы воинского подвига. Просто речь о другом. «В войне люди не побеждают, и страны не побеждают. Просто наступает новый день, и он такой солнечный, что можно, наконец, вынести на улицу и высушить все подушки, валенки, перины, поставить граммофон на подоконник и услышать Бетховена..., - говорит главная героиня, бывший сержант Мария Небылица.

Война нарушает человеческое течение жизни с ее простыми, понятными заботами, радостями, устремлениями, она коверкает судьбы, оставляет трудноизлечимые отметины в душах. «Побеждает Бетховен или что-то вроде того...» Выжить после войны фронтовичке Марии, потерявшей ребенка и свою любовь, помогают ее девочки из хореографического кружка и собственная внутренняя сила. Даже удар ножа в живот, полученный от бывшего возлюбленного, не лишает ее жизни, заставляет сделать новый поворот в судьбе.

Молодой уральский драматург Анна Батурина написала «жесткую», не пафосную пьесу. В чем-то, возможно, не совершенную, но насквозь пронизанную приметами подлинности, что и явилось вдохновляющим импульсом для постановщика спектакля заслуженного артиста РФ Альберта Авходеева.

По своему строю пьеса больше похожа на киносценарий - в ней много мест действия, много персонажей, включая детей. Сцена в госпитале сменяется дорогой, по которой везет героиню влюбленный в нее мотоциклист, дом матери жениха, куда она приезжает ждать его возвращения с фронта, становится танц-классом Дворца культуры, затем рабочим бараком, вагоном поезда... Эффект достигается не переменой декораций, их здесь вообще нет. Есть фактически пустое пространство, отмеренное глухой стеной с металлическими скобами от низа вверх и зрительскими рядами. Но параллельно действие происходит на конструкциях по сторонам сцены, внутри и снаружи которых деревянные лестничные переходы и площадки. Персонажи могут быть и за пределами видимости, лишь голосами обозначая свое участие в событиях. Все это создает сценический и жизненный объем, с горизонталью и вертикалью обзора, разнообразием мизансцен, неожиданных и ярких.

... Слепой боец в госпитале лезет по скобам к заколоченному окну, и бьют по нервам его удары и крик: «Выпустите меня отсюда!» На этой же «шведской стенке» разминаются девочки-балерины. А дальше, под всполохами света от раскачивающейся лампы, она становится «ложем» в ночной любовной сцене Марии и Матвея - как будто видишь их сверху...

Для постановки этого технологически и содержательно непростого спектакля понадобилось отстроить в буквальном смысле своими силами новую малую сцену. Теперь, наконец-то, сюда приходят, чтобы увидеть нечто новое во всех смыслах, зрители, коллеги и друзья.

Посмотрела «Фронтовичку» и ветеран ТЮЗа, заслуженная артистка РФ Валентина Ивановна Кашаева. Как человек сугубо эмоциональный и беззаветно любящий свой театр, она захотела поделиться своими впечатлениями.

- Прежде всего, меня поразило то, что автор - совсем молодая женщина, ей 24 года - столько же и ее героине. Откуда она знает про ту жизнь, тех людей?.. Конечно, книги, фильмы, но, видимо, сработала еще генетическая память и талант. То же я могу сказать и о режиссере спектакля, Альберте Авходееве, родившемся в конце 50-х. Хотя, может, он и застал отголоски войны: теток и молодух, что воевали, те квартиры и дворы, неустроенное житье-бытье, разного вида калек на улицах... Я родилась в 42-м, но многое помню из тех лет - мы тогда очень быстро взрослели...

Спектакль меня потряс правдой. Она во всем: как одеты люди, как разговаривают, веселятся, скандалят, танцуют, дерутся, поют, пьянствуют...

Девочек из танцевального кружка застают за игрой в пуговицы - это мое детство. А во что было играть? Сразу скажу: замечательно существуют на сцене дети - ведь зрители совсем рядом - сколько в них непосредственности, искренности! Эти дети и оказались для Марии главной опорой, смыслом существования в новой мирной жизни. Одна из лучших сцен - уборка в танцевальном классе. Чувствуется, что наступила весна, Маша полна надежд на скорый приезд любимого, она лихо работает тряпкой и поет, задавая ритм моющим полы девчонкам! А следом - драматический слом, приезд ее Матвея с юной беременной женой...

В спектакле ярко показано, как непросто жилось после войны именно женщинам-фронтовичкам. Ведь многие относились к ним с недоверием и даже презрением, считали «солдатскими подстилками»... Как вороны с дерева (в спектакле с лестницы) «каркают» свои оскорбления в адрес Марии общественно-активные работники ДК, в ответ на ее вопрос «почему они не воевали?» И то, что мужики после войны были нарасхват, за них могли «горло перегрызть». В этом смысле показательна парочка: директор клуба и его невеста, буфетчица Галина (замечательные актерские работы Олега Шулепова и Вероники Гридневой). Кстати, эта Галина напомнила мне нашу бывшую соседку по коммуналке. Вообще, по большому счету, я увидела в этом спектакле судьбу своей матери. Она ведь тоже была на фронте (Сталинградском), работала в военном госпитале, там и влюбилась в раненого лейтенанта, моего будущего отца. А после войны он не вернулся. Написали, что «пропал без вести», а потом выяснилось, что живой, но у него другая семья в другом городе...

Я благодарна Альберту Авходееву за выбор пьесы и прекрасный спектакль, такой человечески пронзительный и необычный по форме. Благодарна Татьяне Дорониной - «фронтовичке» за ее игру, такую глубокую и самоотверженную. Всем нашим молодым ребятам-актерам, которые вкладывают душу в свою работу на сцене.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.