Жить по совести, творить по таланту / Юрий Бурэ (Курск)

Выпуск №3-163/2013, Лица

Жить по совести, творить по таланту / Юрий Бурэ (Курск)

Было это пять лет назад, в год 70-летия художественного руководителя Курского драматического театра имени А.С. Пушкина Юрия Валерьевича Бурэ. И трон, и объемный портрет - кукла, изображающий мэтра курского храма искусства, водруженный на крышу макета здания драмтеатра, вместо реально красующейся статуи богини победы Ники. И очень даже органично смотрелся на троне коронованный худрук - «король режиссуры и зрительских сердец» (как окрестила его местная пресса). А он и впрямь король - и династия соблюдена, и эпоха «царствования» - 30 лет за режиссерским «пультом».

Родом он из театральной семьи: отец - Валерий Бурэ, одним из первых среди провинциальных актеров тех лет, удостоенный звания «народного», играл во многих городах: Куйбышеве (Самаре), Сталинграде (Волгограде), Свердловске (Екатеринбурге) и даже в Москве. Он и умер на сцене, в роли Отелло. Но успел еще раньше дать сыну-школьнику наказ: «Ни в коем случае не ходи в театр. Это проклятое дело».

Он и не пошел. Тем более, что после внезапной смерти отца просто не мог оставить мать - актрису и театрального педагога Тамару Доросинскую без сыновней поддержки. Профессию получил в «спортивно-художественном вузе с небольшим строительным уклоном» (как, шутя, именовал Сталинградский институт городского хозяйства его ректор). И, кстати, помимо диплома архитектора, и первые актерско-режиссерско-сценарные навыки тоже в нем получил: вместе с товарищем создал студенческий театр миниатюр, существовавший многие десятилетия спустя. А для диплома выбрал проект здания драматического театра, да не простого, а с новациями!

И ГИТИС, и блистательная наука руководителя курса народной артистки РСФСР Марии Кнебель были позднее. Как и первая собственная инсценировка и постановка (еще в студенческие годы) «Маленького принца» Экзюпери на сцене Волгоградского театра драмы, и дальнейшая работа в нем, и феерия музыкальных спектаклей в музкомедии того же города. Судьба распорядилась так, что он стал режиссером-постановщиком в Орловском драматическом театре имени И.С. Тургенева. А от Орла до Курска рукой подать. И добрая молва впереди шла.

Ему дважды доставалась весьма нелегкая ноша: тридцать лет назад, когда он согласился возглавить коллектив Курского драматического театра имени А.С. Пушкина, работавший несколько лет до этого под руководством яркой и творческой личности - режиссера Владимира Бортко и насчитывающий в актерском арсенале немало талантливых и опытных лицедеев. И вторично, когда после трехлетнего перерыва он вернулся «в родные пенаты», значительно расшатанные безвременьем и невнятным руководством случайных режиссеров.

«Справиться» помогли заложенная с детства и юности основа - традиции театральной семьи, подкрепленная далее неустанной учебой и общением с уникальным педагогом. Именно тогда, в бесконечных рассказах М.О. Кнебель о корифеях русской сцены, о старой театральной Москве, прикосновение к бесценным реликвиям, сохраненным современницей и ученицей самого Станиславского, помогли выработать в себе основные принципы будущей профессии, реализуемые шаг за шагом в течение 14 лет на сценах Волгограда, Орла и 17 - Курска.

Он пережил немало: вынужденное отлучение от сцены (режиссерской работы) и новые обретения на крутом изломе судьбы - в роли педагога и создателя первого в театральной округе актерского курса в Курском колледже культуры. Внезапное закрытие (пусть и временное) пожарной службой здания театра (в 1996 году) и распахнутые двери и сердца для участников молодежного фестиваля «Будущее театральной России», родившегося в Курском драматическом театре. Катастрофическое безденежье на постановочные работы в смутные 90-е годы и с триумфом прошедший 220-й сезон в старейшем российском театре - курском. Более пятой части из этих трудных и счастливых сезонов выпали на его долю - художественного руководителя театра, заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного артиста России, лауреата Госпремии России и премии МВД России, премии II степени ЦФО в области литературы и искусства, действительного члена Академии гуманитарных наук России Юрия Бурэ.

Его девиз: «Жить по совести, творить по таланту». И коли театр - это не только спектакли на сцене, но и все, что вокруг, есть смысл приглядеться, что и кто окружает все эти годы мэтра провинциального центра сценического искусства. Любящая семья, как и родительская, тоже сплошь театральная. Жена - народная артистка России Лариса Соколова - признанная прима курской сцены. Дочь Валерия и зять - актеры, живущие и работающие сейчас в Санкт-Петербурге.

Традиции русского и курского театра, сформированные его многолетней историей и буквально «впечатанные» в сознание всех его творцов и худрука, в первую очередь. И, конечно, взлетные спектакли, создавшие славу театру соловьиного края и снискавшие любовь и признание зрителей.В Курске 30 лет существует «Театр Бурэ», а это время - «Эпоха Бурэ на курской сцене».

Его не зря называют театральным лидером. Прежде всего, по напористой направленности на возвышение человеческого духа, - как в спектаклях, так и в жизни. После позорного конфликта местных чиновников и части труппы с худруком и почти трехлетнего отлучения Бурэ от руководства и постановок, первое, что предложил вернувшийся в театр Юрий Валерьевич коллегам - все забыть и работать. А для «разбега» были намеренно взяты пьесы, посвященные героям-бунтарям, но - способным на самопожертвование ради высоких идеалов: «Сирано де Бержерак», «Эзоп», «Странная миссис Сэвидж». И эта линия продолжается вот уже без малого десятилетие после «второго пришествия» худрука, в спектаклях отнюдь не провинциального уровня и звучания. Лидерство же его еще и в том, что при ярко выраженной творческой индивидуальности он не уходит от традиционных принципов построения действа, причем, в разных жанрах и при огромном разнообразии сценических средств.

Что отличает творческую манеру Бурэ? Психологизм и буйная, порой прямо-таки фантастическая аккумуляция действия. Массовость, «густонаселенность» спектаклей и тонко вычерчиваемая линия дуэтных мизансцен. Красочность, яркость, наполненность музыкой, танцами, порой карнавальность и при этом - глубина обнажения человеческих душ, восходящая к трагизму.

И бесконечное новаторство: то первыми в России куряне ставят спектакль французского автора Марселя Ашара «Ей нужен Франсуа» («Домино»); то на представлении Островского сыграют ярмарку и на сцене, и в зале. В «Соловьиную ночь» и «Сирано де Бержерак» смело вводится пантомима, а в «Мою прекрасную леди» - симфонический оркестр, звучащий «вживую». «Крестного отца» играли... в два вечера (с продолжением), а в молодежном спектакле «Любви нет! Любовь есть?» сцендвижение полностью построено на танцевальной пластике. Теперь вот в «Обыкновенной истории» и в «Афинских вечерах» используется видеоряд на большом экране.

Причем, не всегда это постановочные работы самого Бурэ. Одна из черт его творческого почерка - отсутствие боязни конкуренции. В театр всегда приглашались хорошие режиссеры - Анатолий Хасин, Михаил Резцов, Александр Смеляков, Владимир Кулагин, Владислав Метелица, Дмитрий Краснов, Марина Есенина, Борис Горбачевский, Сергей Коромщиков, Никита Ширяев.

Наверное, потому зрители (и не только курские) высоко оценивают театральные постановки курян: «Этот спектакль («Соловьиная ночь» - В.К.) я буду помнить. Это сильно, здорово, по-настоящему. Для режиссера такой спектакль выстрадан, прочувствован, выношен, как любимое дитя». А сколько их было - этих «детей» - рожденных в муках, выпестованных, отпущенных на свободу! И в каждом - частица собственного сердца.

Однако ему подвластны не только крупномасштабные формы - любя театр «объемный», а еще - музыкальный, фонтанирующий блеском чисто внешних эффектов, он в равной степени тяготеет к камерной драме, побуждая зрителя всмотреться и вслушаться, заглянуть в свое сердце, найти в нем отзвук тому, что «возможно, но не видано» (по выражению М. Кнебель), и все-таки случается с человеком. Потому так жизненно остры его постановки - от героико-романтических и комедийно-фарсовых до непритязательных вроде бы мелодрам.

И еще: все работы, как самого художественного руководителя, так и приглашаемых им режиссеров-постановщиков, современны - не эпатажным антуражем, а актуальностью поставленных проблем и представленных ситуаций, столкновением жизненных принципов героев. И Ю.Бурэ в каждой пьесе, принятой в репертуарный портфель, умеет нащупать важнейшие общечеловеческие проблемы, не утратившие своей актуальности ни в какое время, а героев сделать столь узнаваемыми, словно они живут среди нас и поныне. Так случилось и в недавних работах - «Соловьиной ночи», «Обыкновенной истории», и в более давних. И зрители понимают и принимают это - и в отнюдь не легкомысленной «Дурочке», и в умно-дурашливой «Принцессе Турандот», и в игривой «Хануме», и в полном горечи и раздумий спектакле «В день свадьбы»...

Что отличает человеческую манеру Юрия Бурэ?

Уважение к зрителю. Для него аксиома, что публика всегда права, а сверхзадача постановщика лежит в зрительном зале. И это не приспособленчество к разношерстным или невзыскательным вкусам, а четко выстроенная политика, что театром (по выражению любимого им В. Розова) нужно обязательно «омывать запачканную человеческую душу хотя бы изредка». А для этого дать людям (по Станиславскому) «развлечение для глаз, для сердца, для ума».

Он спокойно относится к критике и никогда не оспаривает высказываемые критерии, даже самые ехидные и вздорные (случалось, увы, и такое). Считает, что главный оценщик - зритель (а не критик, даже трижды талантливый), и не припомнит случая, чтобы рецензенты хвалили то, что люди не хотят смотреть. Хотя бывало и наоборот - критики вовсю «шерстили» спектакль, а в зале неизменный аншлаг.

Он терпелив в общении с коллективом. Конфликт - не редкость в театральной среде, еще со времен первых сообществ комедиантов. Не обходят распри и нынешние труппы, даже в прославленных храмах искусства. Но, «воцарившись» в театре вторично, Бурэ ни разу не позволил себе ни публичного, ни «междоусобного» осуждения тех, с кем работал все эти годы. Он трезво оценивает творческие силы актеров, но много лет неизменен в убеждении: «С той труппой, которая есть, мы можем поставить практически любую пьесу». Но при этом: «Я могу работать только с теми людьми, с которыми нахожу общий язык».

Похоже, что с коллективом общий язык найден. «Утечки» талантов нет, наоборот, в последние годы труппа пополнилась отличными творческими личностями: заслуженные артисты России Александр Швачунов - Галина Халецкая, заслуженная артистка России Елена Гордеева - актер Евгений Сетьков, молодая пара Елена Цымбал - Михаил Тюленев.

«Молодежная» политика худрука - разговор особый. С первого (в его бытность) прихода в театр целой плеяды выпускников Воронежского вуза и постановки «Джинсового бала» и последующего пополнения и ориентированного на его силы спектакля «Рыцарские страсти» до сего дня открыта дорога для любых творческих проявлений. Это и Малая сцена для самостоятельных работ (в свое время пользовавшаяся огромной популярностью). Это фестиваль-биржа для молодых талантов - выпускников театральных учебных заведений «Будущее театральной России», долгое время базировавшийся в Курске, а сейчас, увы, «перехваченный» Ярославлем. Это ежегодные показы дипломных работ студентов Воронежского института искусств на курской сцене.

Это безоговорочное доверие молодым и начинающим режиссерам (актерам своего театра) в постановке спектаклей. Последняя работа - Елены Гордеевой - волшебная и красочная «Золушка». Это, наконец, актерский курс, задуманный и осуществленный Юрием Бурэ для взращивания новой смены - его ученики уже успешно работают на сцене.

Он рыцарь и фанатик театра. И всей душой ощущает его боли. Нехватку качественной современной драматургии. Отсутствие четкой законодательной базы по финансированию театра. Методичное «убивание» репертуарного театра и подмену его антрепризным. Проблема чисто курская - нет хозяйственных помещений для хранения сценического оборудования и декораций, по этой причине приходится до срока списывать спектакли, еще востребованные публикой. Невозможность возвращения фестиваля «Будущее театральной России» на курскую сцену, где он начинался...

Но, несмотря на все его боли (суть боли театра), главным в жизни Юрия Бурэ остается то, чему он посвятил всю свою жизнь: «Суметь сказать то, что интересно тебе, на языке, интересном зрителю».

Его мечта - разножанровый, синтетический театр (наиболее приемлемый для небольших провинциальных городов), в штатном расписании которого должны быть, помимо традиционных структур, балетная труппа, хоровой ансамбль, оркестр. Чтобы публике было понятно и ярко, пусть даже парадоксально, но радостно. И обязательно вселяло надежду.

Для него же театр - это «радость и крест». И ноша - тяжелая и легкая одновременно, но очень для него дорогая, потому что с рождения и до 75-летнего рубежа несет он ее под знаком Любви.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.