"Любовь и разлука" Аллы Смирдан (Москва)

Выпуск №3-163/2013, Лица

"Любовь и разлука" Аллы Смирдан (Москва)

«Две вечных подруги - любовь и разлука - проходят сквозь сердце мое», - так строками Б. Окуджавы можно обозначить творческую биографию актрисы театра на Таганке Заслуженной артистки России Аллы Смирдан. Она играет женщин сильных чувств и воли, хотя за небольшой рост и хрупкую фигурку Юрий Любимов дал ей прозвище Маленькая. Двадцать лет в сотрудничестве с Любимовым были для актрисы желанным счастьем творческого риска. Горестная участь многих ее героинь отозвалась в судьбе Аллы разлукой со «своим» режиссером.

«В пятом классе у нас состоялся набор в театральную студию, - вспоминает Алла. - Я была ужасно стеснительной, но пошла за компанию. Я даже не знала, нравится мне или нет. Раз приняли - надо ходить». В школе успехов у девочки не было, зато в студии она с удивлением услышала похвалы. Серьезное увлечение определило со временем и выбор профессии. Но попасть в престижные театральные ВУЗы оказалось непросто; Алла поступила в Институт культуры. И тут друзья позвали ее в Щукинское училище подыграть в отрывках. Кафедра заметила яркую, пластичную девушку, и Аллу зачислили в ряды «щукинцев». Она попала на курс Ю. Любимова, набранный для театра на Таганке. Актрису такой фактуры могли легко обречь на узкие рамки травести, но к чести педагогов этого не случилось. Л.Ставская подготовила со студенткой отрывок из «Вассы Железновой», где та сыграла Анну - наперсницу Вассы, не менее властную и умную, чем сама Железнова. После показа стало ясно: на курсе растет героиня.

Иногда она спрашивала: «Почему я?» - «Кто, если не ты?» - отвечал вопросом на вопрос режиссер. Кто еще сыграет мальчишку в восстановленном «Добром человеке из Сезуана»? Кому поручить роль болезненной юной Лизы в «Братьях Карамазовых»? Кому как не миниатюрной, подвижной, хрупкой Алле?.. А между тем, две эти роли разделяет пропасть! Брехтовский мальчишка-оборванец требует от актрисы более «показа», чем «проживания». С отношением, остраняя образ, исполняет А. Смирдан зонг о хлебе, обращая в зал призыв к милосердию. В «Братьях Карамазовых» тот же мотив приобретает глубокое метафизическое звучание. «Давайте за людьми, как за больными ходить!» - восклицает Лиза - сама еще беспомощный ребенок. Алла создает образ «маленькой юродивой», точно передавая пограничное состояние молодого организма с обостренным ощущением жизни. Не Алеша (Д. Муляр) в монашеской рясе, все же кровно наделенный «силой низости карамазовской», а Лиза в белом кружевном платьице - чистое, ангелоподобное существо - способна любить искренне и безоглядно человечество вообще и каждого человека в отдельности.

Не ставя перед собой намеренно педагогических задач, режиссер «растил» актрису. Не потому ли так широк диапазон ее ролей, что Любимов почувствовал способность Аллы брать высоту, не идти по проторенной дороге. Алла Смирдан умеет быть разной и в тоже время оставаться верной своей теме. Искорки жизнелюбия так и летят от ее деятельной Дорины в «Тартюфе». С первых минут взяв бешеный темп, Смирдан предстает перед публикой то в роли ловкой служанки, то в образе французской актрисы; и при этом не забывает заручиться поддержкой зрителей от своего лица. Маленькая, юркая, она, как и положено служанке - истинной хозяйке дома, всюду успевает ввернуть острое словцо, устроить свидание или вывести обманщика на чистую воду, блистательно справляясь с ролью дельартевской фантески. Эта первая большая работа стала серьезной победой Аллы и заявкой на будущее, обнаружив в актрисе огромный запас энергии, позволяющий «вести» действие.

В начале 2000-х Ю.Любимов вновь обратился к персонажам традиционной комедии масок, «населив» ими спектакль «До и после», посвященный поэзии Серебряного века и шире - судьбе поэтического слова в России. Фантеска Дорина подарила фантеске Коломбине стремительную пластику, но лишила наследницу своей веселости. В поэтике времен «века-волкодава» (и в творчестве позднего Любимова) комическая маска приобрела гротескный мистический абрис, став всеведущим персонажем от театра, метафизически связанным с миром теней. На узкой площадке - «у бездны мрачной на краю», как в каком-нибудь домашнем театрике 1910-х годов Коломбина-А. Смирдан и Арлекин-Т. Бадалбейли разыгрывают фрагмент поэмы М. Цветаевой «Феникс», преображаясь в юную Франческу и постаревшего Казанову. Филигранный пластический рисунок, положенный актерами на музыку слова, создает впечатление гипнотического сновидения. «Я к Вам пришла, чтоб стать счастливой!» - заявляет Франческа-Коломбина, бросая вызов фатальному разминовению сердец.

В репертуаре Таганки мы не найдем спектаклей о любви. Но этой темой «и личной, и мелкой» тонко пронизаны многие работы Ю. Любимова. В шекспировских «Хрониках» довелось Алле подняться до роли «высоких страстей» - королевы Маргариты. Легкий акцент выдавал «инакость» француженки при английском дворе и делал жестче фразировку. А к роскошному платью был найден характерный жест - актриса поправляла подол, словно взмахивала бичом. Теме противостояния «Наполеона в юбке» враждебному миру вторила тема запретной любви, к финалу выходящая из подголоска в лейтмотив. Притворная влюбленность в мужа-короля (Д. Муляр) - лишь способ управлять. Сердце королевы отдано лорду Сеффолку (А. Трофимов). Порыв-падение Маргариты-Смирдан в руки Сеффолка-Трофимова - не только сыгранная сценическая страсть, но и доверие актрисы партнеру. Завершала сцену ария-исповедь, которую Алла исполняла с присущей ей музыкальностью. Оставшись одна во враждебном мире, не исцеленная разлукой, Маргарита умирала с дорогим именем на устах: «Десять лет я любила и нынче люблю лорда Сеффолка больше, чем всех».

Не наследница ли шекспировской королевы взлетает сегодня на маятнике над зрительным залом? Не об этих ли «вопросах крови» твердит Фагот? В спектакль «Мастер и Маргарита» Алла вошла еще студенткой, сыграв домработницу Наташку. «Упросите их меня ведьмой оставить!» - заклинала она хозяйку, женским чутьем угадав, к кому та направляется. «Я никогда не хотела играть Маргариту, - говорит Алла. - Мне казалось, тут должна быть сногсшибательная красавица». Режиссер и актриса рисковали, посягая на внешний стереотип, созданный самим же Любимовым. Но так высок эмоциональный градус А. Смирдан, что на первый план выходит строгая красота ее искреннего и открытого порыва. Того и гляди, ее Марго, от горя и бед ставшая ведьмой, без всяких щеток вылетит из окна навстречу Мастеру (Д. Щербаков). Лирическая героиня, она лишена у Аллы всякой приторности. Ее любовь обожжена как листы рукописи, спасенные из огня. В финале, запродав душу дьяволу ради «настоящей верной вечной любви», Маргарита-Алла смотрит торжествующе, отвоевав свое право «разделять участь того, кого любит».

По-особому звучит тема разлук и встреч в поэтическом реквиеме «Владимир Высоцкий». «В юности я не увлекалась творчеством поэта, - признается актриса. - Но когда стала работать в спектакле, я его по-настоящему услышала! Сегодня, когда Таганка переживает очень трудные времена, его стихи звучат для меня особенно отчаянно и актуально». Ее Офелия - символ чистоты чувств и памяти в обезумевшем мире. Исполняя в дуэте с Е.Манышевой «Притчу о правде и лжи», Алла напоминает о коварной склонности лжи к маскараду.

«У Юрия Петровича спектакли строятся по музыкальным законам, - рассказывает актриса. - Главное - внимательно слушать его и постараться найти верную ноту». В лабиринте спектакля «Суф(ф)ле» Алла протянула нить от Лени из «Процесса» Ф. Кафки к Молл, героине романа С. Беккета «Мелони умирает», сыграв вариации на тему Ариадны. В ней ищут спасения и Йозеф К. (В. Черняев), и Мелони (Ф. Антипов). Но по законам театра абсурда, путеводная нить направляет «лабиринтного человека» к смерти как к единственному выходу из жизни. Актриса вспоминает: «Как-то на репетиции Любимов начал «лепить» нас с Володей - «поворот головы, рука сюда, подбородок выше»... А. Смирдан и В. Черняев стали для Ю. Любимова опорой в его последних блистательных победах. Между актерами и режиссером возникло доверие и понимание, основанное на невербальном общении, что во многом и определило успех спектакля.

Многолетний опыт работы с Ю. Любимовым отнюдь не страхует актрису от «падений». На выпуске «Антигоны» Алла решила буквально следовать каждому слову Любимова и поплатилась за свое послушание «кровавыми» репетициями. Формальное исполнение задач никогда не устраивало режиссера. В самой сложной и строгой форме ему важен «человек за образом». Спустя некоторое время после премьеры, отчаявшись, Алла сыграла от себя. «Вот так и надо!» - тут же оценил «взлет» Ю. Любимов. Школу античной трагедии актриса прошла еще в «Медее», в роли одной из девушек в хоре. «Это был огромный опыт в плане владения голосовым аппаратом», - вспоминает она. Даже в драматических сценах Смирдан-Антигона работает как вокалистка - ритмичные строки стиха «отбиты» вдохами. Тяжелое прерывистое дыхание, переходящее в хрип - надсадный сбивчивый пульс трагедии. «Как он пишет, так и дышит, не стараясь угодить», - пел Б. Окуджава. Антигона-Алла упрямо и открыто отстаивает право личности жить по законам совести вопреки сиюминутным прихотям правителей. «Я рождена не для вражды взаимной, а для любви», - утверждает Антигона заповедь любви к ближнему как основу мироздания. Это последнее, трудное восхождение они совершили вместе - режиссер и его актриса.

«Значит, нету разлук - существует громадная встреча», - звучат в «До и после» строки И. Бродского. Встреча с Юрием Любимовым определила творческий путь Аллы Смирдан. В его спектаклях она сыграла разноплановые роли, став для режиссера трагической героиней, сумевшей воплотить идеи мастера в период его последнего триумфа.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.