Пигмалион от педагогики / Борис Зон

Выпуск №3-163/2013, Вспоминая

Пигмалион от педагогики / Борис Зон

Борис Вольфович Зон (12.01.1898 - 10.06. 1966). Его имя и аристократический, подчеркнуто театральный внешний облик у людей, причастных к миру искусства, невольно ассоциируются с городом на Неве. И мало кто сомневается, что этот человек - не уроженец северной столицы и не потомственный служитель Мельпомены и Талии. Однако он, большую часть своей не слишком длинной, всего-то 68-летней биографии, действительно проведший в Ленинграде, родился на берегах Волги, в Сызрани, в семье врача. К театру пристрастился с раннего детства, когда на чердаке своего дома вместе с ровесниками устраивал для соседей любительские спектакли. Профессионально же начал приобщаться к актерству в Москве, под руководством Федора Комиссаржевского, Василия Сахновского и Иллариона Певцова в студии при Театре имени Комиссаржевской, на подмостках которого дебютировал в 1917 году.

Играл на сцене Ленинградского ТЮЗа. Постепенно увлекся режиссурой. И в 1936-м организовал свой коллектив - Новый ТЮЗ. И хотя яркие, зрелищные и, вместе с тем, психологически тонкие постановки этого театра - «Музыкантская команда» Д. Дэля, «Борис Годунов» А. С.  Пушкина, «Снежная королева» Е.  Шварца и др. - гремели на всю страну, по-настоящему раскрылся лишь в педагогической деятельности, выпустив в Ленинградском театральном институте одиннадцать (девять актерских и две режиссерских) мастерских. Николай Черкасов и Николай Трофимов, Борис Чирков, Павел Кадочников и Борис Блинов, Лев Додин и Александр Белинский, Зиновий Корогодский и Давид Карасик, Игорь Владимиров, Зинаида Шарко и Эмма Попова, Алиса Фрейндлих и Ольга Антонова, Леонид Мозговой и Александра Назарова, Наталья Тенякова и Эммануил Виторган.... Каждый из перечисленных персон - целый театр. Но, думается, что самое ценное их звание - это ученик Бориса Вольфовича Зона, которого Георгий Товстоногов назвал «лучшим театральным педагогом в СССР». А Олег Ефремов - «одним из последних и наиболее толковых учеников Станиславского».

Кстати, на занятия Мастера Зон по собственной инициативе специально ездил из Ленинграда в Москву, переняв, как говорится, непосредственно «из рук» Константина Сергеевича основные положения его знаменитой «системы». И главное - учение об этике театра, предполагающее отношение к нему, как к чему-то святому, что сам впоследствии стремился, прежде всего, привить своим воспитанникам, в которых изначально видел неповторимые индивидуальности. Эти индивидуальности Борис Зон мог разглядеть и в самых неказистых на вид абитуриентах и, поверив в них, взять к себе на курс, в результате чего получил от коллег негласный титул «гения набора».

А еще Зона так и тянет назвать «Пигмалионом от педагогики», способным вдохнуть жизнь в любой заинтересовавший его природный «материал» и, вооружив будущих артистов необходимыми, по-хорошему ремесленными навыками, во многом облегчить их дальнейшую повседневную практику. За это все питомцы Бориса Вольфовича Зона безмерно ему благодарны.

Благодарны они и за «университеты мудрости и высокой культуры», которыми зачастую оборачивались уроки Зона, по единодушному признанию современников, воплощавшего собой ставшие сегодня почти формальными понятия интеллигентности, чести и достоинства. Эти качества Зону удавалось сохранять и в тяжелые для него жизненные моменты закрытия Нового ТЮЗа в 1945-м, изгнания из института в 1950-х...

Умение не изменять себе в критических обстоятельствах - вообще редкость. Особенно среди представителей творческих профессий, склонных к компромиссам. Но, как уверяют абсолютно все, кто лично знал Бориса Вольфовича Зона, его характер в основном и состоял из раритетных качеств. Поэтому и вспоминать о Зоне стоит не только в дни, на которые выпадают связанные с ним юбилейные даты.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.