Рубцовск. Кто крайний за душой?

Выпуск №4-164/2013, В России

Рубцовск. Кто крайний за душой?

По темно-синему океану небосвода спешат к далекому горизонту облака. Не облака-барашки из безмятежного детства, а кучевые «волки», повинуясь природному инстинкту, постепенно сбиваясь в беспощадную грозовую стаю. И хотя туч и свинцовых красок на небе еще нет, ощущение будущей бури яростно пронизывает пространство своей неизбежностью. И еще - звучит музыка. Разноголосый хор не поет, не читает молитву. Он ритмично и нервно впечатывает фразы в этот образ грядущего апокалипсиса. Напряжение нарастает с каждым новым аккордом... Вдруг, все обрывается спасительной темнотой и тишиной, оглушительной в немом вопросе: что это было? Всего лишь, предчувствие грозы...

С этой яркой образной сцены начинается спектакль «Очередь» по пьесе А. Марданя Рубцовского драматического театра (Алтайский край) - почти эпическое вступление в скрупулезное исследование тайн человеческой души, чем, по сути, и является новая работа театрального коллектива. Но высокопарный стиль моментально рассеивается с появлением на сцене первого персонажа - медсестры Марии (Виктория Зяблицкая) с риторическим для нашей страны вопросом: «Господи! Этот бардак закончится когда-нибудь?!». Добро пожаловать на грешную землю...

Полная темнота. Появляется луч фонарика. В небольшом холле перед приемной какого-то целителя, он выхватывает из мрака отдельные фрагменты интерьера. Рядом с дверью висит плакат с изображением мужчины и надписью «Лечу от всех болезней». На заднем плане - строительные леса. Чуть дальше - картина с изображением человека в римской тоге, моющего руки. В итоге, перед зрителями постепенно открывается бывшее помещение закрытой теперь больницы. Разруха и запустение. Обладатель фонарика поднимается по лесам, чтобы попытаться починить электрощит. Медсестра уже адресовала свой отчаянный вопрос. Еще секунда - и вспыхивает яркий свет. Человек в белом остается на лесах: выясняется, что здесь он в качестве маляра, и ему нужно докрасить стену. Медсестра готовится к приему пациентов. Между тем, целитель принимает посетителей последний день...

А вот и первый герой из будущей очереди - налоговый инспектор (заслуженный артист Республики Марий Эл Игорь Кузнецов). То есть, человек при должности, а, значит, с обязательными привилегиями - к целителю по записи. Спустя некоторое время появляется второй персонаж из «списочного состава» - представитель правоохранительных органов. И тоже с амбициями! Дальше - больше. Очередь пополняется бизнесменом, журналисткой, судьей, профессором, артистом, чиновницей и даже товарищем с востока - очень разношерстная компания. Объединенная, пожалуй, «системными ценностями», точнее - ущербным наличием ценностей человеческих. И еще - этой очередью к модному шарлатану.

Красной нитью через спектакль «Очередь» проходит тема морального обнищания личности в обществе потребительского хамства, тотального взяточничества, чинопочитания и чудовищной круговой поруки. И примеров приведено немало. Попался на мошенничестве с недвижимостью - вопрос решит взятка «кому надо» в погонах. А последнего уже «раскулачивает» дама, которую принято изображать с неуместным в данном контексте, но обязательным атрибутом в руке - весами и повязкой на глазах. Или, только что туалетом нельзя было пользоваться, в нарушение санитарных норм, а теперь - можно! «Волшебный» конверт с дензнаками снова творит чудеса! В террариуме единомышленников каждый за себя. Унизить, оскорбить, «прогуляться по головам». А что? В этой очереди выживет только сильнейший. Жалко, что не духом...

Новую постановку Рубцовского драматического театра можно смело назвать экспериментальной. Динамично меняющиеся сцены, оригинальная хореография, детально отточенный символизм образов и, до боли узнаваемая, картина современной жизни, возведенная в гротеск. Да, у нас запросто может беженец с Кавказа - врач высшей категории - красить стены. А человек, которого вернули «с того света», но сломали при этом ребро, подать в суд на своего спасителя за нанесение тяжких телесных повреждений.

И на этом фоне как-то особенно пронзительно звучат слова безымянного героя: «Не будьте рабами своих желудков. Своих денег, своих вещей... Лишнего у вас много. Столько еды добываете, что на диетах сидите. Столько одежды, что за советом пришли - что вредно носить, а что полезно. У кого только необходимое - тот так не мучается... А у вас много - и еще о большем мечтаете. Хотите, чтобы все, абсолютно все жили честно и правильно. Кроме вас... Чтобы все вокруг жили по десяти заповедям, а вы - по одиннадцатой - «Не попадись». И не надо десяти! Пусть только одна будет - «Не делай другому, чего себе не желаешь». По ней живите...».

- Мы хотели попробовать свои силы в непривычной и для нас, и для наших зрителей эстетике, - раскрывает тайну происхождения спектакля режиссер-постановщик и директор Рубцовского драматического театра, заслуженный работник культуры России Станислав Спивак. - Насколько эксперимент удался - судить тем, кто находится в зале...

Финальная сцена: в панике убегающие за кулисы персонажи спектакля и одинокая отчаявшаяся медсестра с безнадежным возгласом в пустоту: «Господи! Этот бардак закончится когда-нибудь?!». Занавес. Зал аплодирует стоя...

Несмотря на глобальность тематики, спектакль смотрится «на одном дыхании». Масса иронии, по-настоящему смешных моментов. Это - пессимистическая комедия. Смех, сквозь слезы. С неубиваемой надеждой на исцеление: а, вдруг, получится?

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.