Тольятти. Свершив печальный круг

Выпуск №4-164/2013, В России

Тольятти. Свершив печальный круг

Чехов - это вечное движение; растущий и непрерывно меняющийся вместе со временем смысл его пьес делает их нашими собеседниками вот уже более ста лет. «Чайка» же, столько раз перечитанная и трактованная, магнетическим образом притягивает к себе все новые и новые поколения постановщиков. Вот и Тольяттинский драматический театр «Колесо» открыл свой 26-й сезон этой «вечной» пьесой - кажется, не ставившейся здесь никогда.

Карен Нерсисян - режиссер молодой, впрочем, выступил он не как «режиссер-автор», а как «режиссер-читатель», вслед за многими предшественниками аккуратно и вдумчиво перечитав классический текст. В его чтении есть отчетливое дыхание традиции, а также знание законов чеховского полифонизма, при котором все герои будут равно услышаны и поняты - но есть и взгляд откуда-то издалека, с изрядной долей грусти созерцающий маленькое человеческое сообщество этой пьесы.

Меж тем сценограф Андрей Климов создал пространство, по-своему определившее и тональность и настроение действия, а следом за ними - и тему спектакля. Оформление странное и сухое: повсюду сухие, растущие из пола жерди, заполнившие черный воздух сцены; похоже на некий выгоревший лес, среди которого бродят забытые кем-то люди. Из этого сухого мира словно бы давно выкачана жизнь. И этот блеклый колорит бытия, сопровождаемый депрессивным музыкальным фоном, создает бесконечно грустный, опустошенный мир всех этих людей, словно забытых где-то вне времени и пространства. И монолог Нины об «угасших жизнях» звучит как комментарий к общему пейзажу.

Эмоциональный голод ощутим тут у многих. Вот, как и положено в завязке действия, появляются Медведенко (Артем Кондрашов) с Машей (Зоя Останина). И наше внимание мгновенно останавливает эта девушка в черном. Острая, провокационная, напоминающая рэпершу в своем вязаном берете, насыщенная чем-то ярким и дьявольским. Нас впечатляет ее дерзкий артистизм. И та жажда жизни, что ощущается в каждом ее движении, жажда жизни и перспектив - несовместимых с бесцветным и рыхлым претендентом на ее сердце. Впоследствии Маша становится одной из тревожных фигур сюжета - все пытаясь куда-то вырваться, страстно мечтая жить, жить, жить - и сигналя нам об этом истово и безнадежно.

Женщины в этом спектакле гораздо взрослее и зрелее своих партнеров. Заречная (Юлия Киреева) и Треплев (Антон Иванов) чем-то напоминают предыдущую пару. Он - маленький кудрявый мальчик, похожий на вечного Пьеро. Она же - крупная, высокая, с длинными развевающимися волосами - по мощи своей душевной энергии напоминает вагнеровскую героиню. В ней неистовая потребность жить. У нее не существование, а непрестанное волнение, коим она заполняет любой эпизод, делая своих партнеров малозначащими и уже неважными. Она всецело поглощает наше внимание своим неистовым эмоциональным бытием. Собственно, ей и положено. Ведь именно она скорбит в треплевской пьесе об угасшей жизни миров, она - главная мировая душа.

Пара Аркадина (Елена Радионова) - Тригорин (Андрей Амшинский) тоже достаточно странная. Она - утомившаяся от своей жизни и своей карьеры, скучающая, сухим автоматизмом интонаций и жестов непрерывно обнаруживающая эту скуку и эту усталость. Он же - писатель поневоле, ставший писателем как-то случайно и больше похожий не на литератора, а на мелкого служащего. Некий бедолага, попавший в жизненный поток и вяло плывущий в нем неизвестно куда. «Вот они, угасшие жизни» - думаем мы, глядя на эту пару.

И красавец Сорин (Сергей Максимов), у которого от прошумевших лет остался лишь театрально-раскатистый голос - угасшая фактура. И Шамраев (Виктор Дмитриев), человек ироничный и дельный, предназначение которого явно выше карьеры управляющего имением - личность на закате дней. И доктор Дорн (Александр Двинский), раскатывающий на велосипеде и насмешливо делающий гимнастику, этот скучающий денди - давно подустал и потерял интерес к окружающему. Его саркастичные манеры полны такой тоски и такой скуки... И нам становится окончательно ясным бесперспективный финал всех здешних судеб, завершивших свой жизненный круг. Что же дальше?

Но ведь есть еще Нина - мировая душа, полная горечи, силы и страсти, сумевшая вдохнуть в нас надежду на новую жизнь, пусть даже где-то в иных мирах.



Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.