Ульяновск. Сюита о коварстве и любви

Выпуск №4-164/2013, В России

Ульяновск. Сюита о коварстве и любви

Кто придумывает мелодию человеческой судьбы? Кто этот композитор - сам человек, Творец или кто-то еще? Почему, казалось бы, две гармонично переплетающиеся любовные мелодии вдруг начинают звучать резким диссонансом? На эти вопросы можно попытаться найти ответ, посмотрев новый спектакль Ульяновского драматического театра «Коварство и любовь» по пьесе Фридриха Шиллера. Режиссер-постановщик Сергей Морозов придумал для него необычный жанр - «сюита для флейты и двух влюбленных». Такое определение задает и настроение, и форму спектакля, а для вдумчивого зрителя - направление мысли и чувства.

Как подсказывают словари, сюита состоит из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединенных общим замыслом. Части могут быть совершенно разными по характеру - от задорной до угрюмой, но они будут при этом обязательно написаны в одной тональности. Вот и в шиллеровской сюите, аранжированной Морозовым, контрастно соединены две части - коварство и любовь, сочиненные в одном ключе. Такое решение во многом задано сценографией Дмитрия Аксенова: на заднем плане - пятиуровневый ступенчатый помост, который из зала выглядит как нотный стан. Когда в начале и в конце спектакля герои располагаются на линейках стана, их затененные фигуры, словно последовательность нот, образуют некую партитуру (мелодию судьбы?). Свисающие до пола тонкие трубы, которые в финале засветятся неоном, похожи на нерегулярные тактовые черты. Эта доминирующая вертикаль, как вертикаль духа, - указание на источник музыки и судьбы. В правой части сцены - ритмически составленная группа стульев, на которых в начале первого акта рассаживается «надежды маленький оркестрик под управлением любви», то есть все герои спектакля. Руководит этим оркестром учитель музыки Миллер (Владимир Кустарников). В спектакле присутствует кольцевая композиция: Миллер творит, он записывает музыку, скрипит его перо. Режиссер настаивает, что он именно записывает диктуемое свыше и в этом видит свою миссию: Миллер - проводник творческой воли Создателя, он не может изменить в мелодии небес ни ноты и продолжает свою миссию, даже когда погибла его любимая дочь, отравленная возлюбленным. Сгорбленная спина, звук скрипящего пера перед затемнением - неимоверно напряженный, эффектный в своей молчаливой сдержанности финал.

Убийство мужчиной своей возлюбленной под действием слепой ревности, вызванной клеветой или непониманием, - кочующая фабула в мировой литературе: Отелло, Арбенин в «Маскараде»... Роль Фердинанда - лучшая на сегодня актерская работа Максима Копылова, который заставляет задуматься: а любил ли вообще Фердинанд юную Луизу или был всего лишь влюблен в ее красивую оболочку, а подлинно прекрасной, непорочной души ее не разглядел? В финальном диалоге с бывшей уже возлюбленной, - разговоре, преисполненном сарказма ревности, - он выступает как достойный наследник своего циничного отца. Специально для этой роли актеру пришлось освоить блок-флейту: Фердинанд уже задумал отмщение и теперь выдувает на флейте не мелодию даже, а остатки своей души (или вспоминает, что она у него была?). И даже случайные фальшивые ноты в этой мелодии приобретают нужный смысл: учеником он был, видимо, не очень прилежным, душа юноши оказалась с дефектом, и порок этот - неверие.

Почему же Луиза (Мария Прыскина) прямо не сказала Фердинанду, что ее шантажом заставили написать любовное письмо Кальбу? Явно не потому, что такое признание развалило бы сюжет всей трагедии, превратив ее в мещанскую мелодраму с хэппи-эндом. Актриса убеждает нас, что Луиза испытывала любовь Фердинанда на прочность и на подлинность: не поверил - значит, не любит, значит, не судьба. Актрисе удалась роль девушки, которую суровые обстоятельства лишили наивности, но не невинности и не ее любви. Поэтому, несмотря на всю сюжетную условность, так трогает сцена со смертельным напитком - какой слепец, какая трагическая несправедливость, и в который уж раз в истории!

Ни драматург, ни режиссер не указывают нам основного двигателя интриги, приведшей к смертельной развязке. Кто это - интриган Вурм (Виталий Злобин), желающий убрать с дороги соперника и предлагающий Луизе план спасения семьи через отречение от Фердинанда? Леди Мильфорд (Оксана Романова), чей брак с Фердинандом «очистит» ее репутацию в свете? Президент (Сергей Кондратенко), озабоченный карьерой для себя и для сына и желающий нарастить свое влияние при дворе герцога? Гофмаршал фон Кальб (Денис Бухалов), из честолюбия согласившийся участвовать в мерзком навете на Луизу? Или, может быть, сама Луиза, поставившая сословные принципы выше счастья с любимым и самой жизни? Так векторы личных воль суммируются в единый зловещий вектор судьбы, отливаясь в трагическую тему сюиты (композитор Григорий Гоберник).

Режиссер Сергей Морозов, в частности, видит современность пьесы Шиллера в том, что сегодня коварство проникает в нас через статусность, желание оказаться на гребне волны. «Коварство - это все наносное, что давит на человека, что искажает его суть, а ведь человек должен быть собой», - говорит он.

Морозов ставил «Коварство и любовь» в Новгородском театре драмы, и тот спектакль был по форме более ярким, костюмным, театральным. В Ульяновске, по признанию постановщика, получилось «суше, жестче, больнее». Вместе с ранее поставленным «Месяцем в деревне» по Тургеневым новый спектакль образует смысловую дилогию: и там, и там - вертикаль судьбы, любовь, борьба личной воли и подчинение единой воле судьбы и - много неоднозначного, о чем можно и нужно размышлять.


Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.