Таинство пикирующего фанатизма /Международный фестиваль театрального искусства "ТЕАТР.ЧЕХОВ.ЯЛТА"

Выпуск №4-164/2013, Содружество

Таинство пикирующего фанатизма /Международный фестиваль театрального искусства  "ТЕАТР.ЧЕХОВ.ЯЛТА"

В Ялте прошел VI Международный фестиваль театрального искусства «ТЕАТР.ЧЕХОВ.ЯЛТА», который год - краеугольный камень культурной жизни Ялты и главный проект Ялтинского театра им. Чехова.

Фестиваль для его создателей (людей, безусловно, творческих - кто бы еще стал фанатично заниматься самосожжением, коим является театральное дело в исторически абсолютно холодной к театру Ялте - еще Чехов «грустил» о сгоревшем здесь театре в выражениях «ну, сгорел, и сгорел; кому он тут нужен?») - сосредоточение всех духовных и физических ресурсов, подлинный акт творчества. Прекрасный и мучительный... Причем, мучительный для последних двух фестивалей не только в возвышенном переносном значении, но и в прозаично прямом: театр остался без дотаций от своего главного «спасителя из руин», коими он был в течение 10 лет, - российского мецената и бизнесмена Александра Лебедева.

В подобных «предлагаемых обстоятельствах» можно рискнуть выживать физически (выступая в роли прокатной площадки), но поддерживать явление крупного международного театрального форума - затея дерзкая. Причем, уже второй год пикируя «по гамбургскому счету» и на «полуголом» фанатизме: если присутствие на фестивале членов жюри и почетных гостей все еще имеет спонсорскую поддержку, то приезд коллективов - это уже энтузиазм самих коллективов и просто-таки виртуозная находчивость и изобретательность оргкомитета (сотни звонков, сотни же писем, сложнейшие схемы, «штурм» чиновников всех стран и континентов - все возможное и невозможное, чтобы «втащить» заветный коллектив в фестивальную афишу). Еще в прошлом (уже «голодном») году ялтинский фестиваль, кроме Украины и России представил зрителю коллективы из Саудовской Аравии, Египта, Польши, Таджикистана и Молдовы. В этом году приехали театры из Грузии, Израиля, Японии, Мексики. «Разброс сценических стилей, направлений и "качеств - в одной афише - удивляет и поражает», - написал в своем отзыве о VI фестивале член жюри, известный украинский критик и публицист Олег Вергелис (очень, кстати, емко назвавший ялтинский форум «Чеховские Мальдивы»). И был прав...

Начать разговор о главном - собственно, спектаклях фестиваля - стоит чуть «из пролога»: с церемонии открытия форума на театральной площади, где всех собравшихся настроили на возвышенно-сентиментальный лад замечательным перформансом - реконструкцией дня жизни «чеховской» Ялты. Дворник, рыбак, мальчики-газетчики, винодел, курортники, вальс в Городском саду под звуки оркестра... И, конечно, все благородные герои, натанцевавшись, устремились в театр. Устремились и зрители, которые сразу в полной мере оценили степень контрастности фестивальных проектов «ТЕАТР.ЧЕХОВ.ЯЛТА. - 2013»: прекрасные «чеховские» дамы в благолепии нарядных платьев и их благородные кавалеры растворились в театральных кулуарах, а на смену им пришел сгусток тьмы вокруг крохотного «отсека» (хорошо, если метр на полтора) - здесь почти три часа без антракта будут разыгрываться эпизоды из жизни поколения хикикомори, людей, добровольно обрекающих себя на отшельничество - спектакль «Чердак» Токийского тетра «RINKOGUN» (режиссер Едзи Сакато). Насущная проблема интернет-зависимых. Побег от правды жизни. Социальный аскетизм. Одиночество в Сети. Сужение кругозора, потребностей, эмоциональной парадигмы... Перед нами мелькают крошечные эпизоды о сумасбродах (сумасбродах ли?) и эксцентриках(эксцентриках ли?), предпочитающих полнокровной жизни «скукоженное» существование в своих «чердаках», «коробках», «гробах», «ящиках»... Полубезумие сложности дешифровки с японского, сгусток театральной энергии и запредельной энергетики замечательных японских актеров на крошечном «островке» единственного источника света в щемящей театральной тьме. Кто-то, так и не расставшись с прекрасными дамами с церемонии открытия, перепугался, и на ощупь этот чердак спешно покидал, кто-то принял правила игры, отключив в своем желании зрелища рациональное, и в конце, «медитативно унесенный призраками», аплодировал, стоя...

Современный японский театр сменил Киевский академический театр юного зрителя на Липках, представивший спектакль «Вишневый сад». Почему-то режиссерскую трактовку Виктора Гирича несколько раз называли хулиганской... Напомним, что волей Антона Павловича Чехова написано «комедия»... Но Станиславский сказал «драма» - значит будем век умываться слезами. Бесспорно - есть, над чем умыться. Но все же... Режиссер поставил-таки комедию, а тут ему уже и «ай-ай, озорничаете, легко мыслите»... Не особо-то и озорничает Виктор Гирич в своей постановке. Да, есть несколько обескураживающая сцена завлечения Раневской Лопахина «за сарайчик», с которой начинается спектакль; да, есть флер «недовзрослости», «угловатости» всех участников действа (место Гаева - на детской лошадке, а на полках пустого книжного шкафа - самое место парочке любовников инфантильной барыни - несколько иллюстрационно, но-таки забавно!)но все это - не более, чем «шаржики» на полях великой пьесы, исход которой вовсе не смешон. Не смешно и в финале спектакля театра на Липках... Так что - никакого хулиганства. Просто неукоснительно стремящимся к грустной развязке чеховским героям вовсе не обязательно по ходу действа наматывать на локти кровавые жилы экзистенциального страдания... За «щадящую» (но от этого вовсе не лишенную правды жизни) вариацию киевлянам спасибо и, собственно, Гран-при фестиваля.

Вслед за театром академическим театр совсем молодой, только пытающийся заявить о себе, запорожский «Новый театр» со своей интерпретацией античного мифа - спектаклем «Медея» по пьесе Людмилы Разумовской (режиссеры - Светлана и Владислав Лебедевы). Опасная штука - миф на театральной сцене. Тут мастер рискует и не рассчитать высоту «котурн», и «влезть» так высоко, что до зрителя и не докричаться. Запорожцы визуально «актуализировали» античную трагедию, приодевшись в тельняшки, морскую военную форму да «приоснастившись» рыбацкими сетями. Не обошли и модную нынче в украинском театре тенденцию водружать на сцене «целый живой» бассейн. Бесспорно - смотрелось стильно. Но надеть на Медею современное платье - не значит слезть с котурн. С котурн слезают в долгом и изнурительном актерском тренинге, а темпераментные запорожцы вовсе не выглядели изнуренными... На ялтинской сцене, впрочем, этот спектакль игрался лишь второй раз (учитывая неродную сцену - считайте, что первый), и поэтому «инквизиторствовать» критикой в этом случае не станем.

За театральной «дебютностью» следовала театральная опытность и признанная успешность. Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра привез свой успешный коммерческий проект по пьесе Анатолия Крыма - спектакль «Звонок из прошлого» (режиссер - Владимир Цывинский). Понятный всем антураж современности - интернет, мобильные телефоны, sms, коварно хранящие наши маленькие и очень большие тайны... Любовный треугольник под «сенью» проекционного экрана. Пьеса современна, но не имеет ничего общего с похабством, без которого сейчас «пионерам» «нонконформистской» драматургии, как без позвоночника; спектакль пользуется большим зрительским спросом, не спустившись, тем не менее, до актерских халтур и прямого заигрывания с публикой «прокатного» коммерческого театра. Спектакль для людей. Не для критиков - да. Не для апологетов экспериментальных жанров - да... Но разве кто-то сказал, что «спектакль для людей» - это художественно неполноценный спектакль?..

Любителям же поломать на театре голову организаторы «подарили» целый фестивальный день. Утром 15 сентября на сцене ялтинского театра в постановке «Психоз 4.48» (режиссер - Мака Нацвлишвили) «умирали» не одна, а целых две Сары Кейн из Грузинского театра музыкальной комедии им. В Абашидзе. Хроника самоубийства культового драматурга второй половины ХХ века. Шизофрения, раздвоение личности, саморазрушение, бесстыдная брань, шокирующие физиологические подробности... Ах, сколько всего могло бы обрушиться на ялтинского зрителя, будь спектакль переведен с грузинского... Однако коллектив убеждал, что актрисы играют ТАК, что никакой перевод не нужен. В итоге те, кто с пьесой и личностью Кейн знаком (нетрудно догадаться, что в зале ялтинского театра их, не считая членов жюри, можно было пересчитать, загибая пальцы, и вряд ли дойти до десяти), подтвердили, что стриптиз покалеченной души удался. Те же, которые «не в курсе», «рухнули» в океан безудержного темперамента грузинских актрис, непонятных текстовых мантр и многочисленных белых подушек (емко объединивших в себе образы психлечебницы и аккуратного европейского погоста), и хорошо, что сами в добром здравии покинули зал...

Вечером того же дня ялтинским театралам стало гораздо легче: пьесу Славомира Мрожека в постановке Людмилы Рошкован Московский драматический театр «Человек» играл на языке, всем понятном. Если говорить о языке театральном, то здесь тоже не изгалялись «новоязом» - абсурд так давно на театральной сцене, что уже тоже может быть «классическим». Этому «Стриптизу» уже 10 лет. «Программа» не «заезжена», а наоборот - актерскими силами Валерия Гаркалина и Александра Андриенко филигранно выверена. Так четко, что и абсурд уж не абсурд, а практически правда жизни... Впрочем, и пьеса Мрожека с годами плавно «перекочевывает» из своего хрестоматийного жанра в жанр «почти реализма» - добровольно быть зависимым и целовать руку, застегивающую наручник - разве это менее актуально сейчас в той же России, чем японские «добровольцы» на своих чердаках?..

Про Японию, кстати, вспомнилось не зря. Ибо следующим значится прочтение романа «Женщина в песках» японского классика Кобо Абэ израильским театром «ZERO» (режиссеры - Олег Родовильский и Марина Белявцева). Израиль и Япония - здесь, казалось бы, две антонимичные ментальности. А принимаешься задумываться о конкретике различий, и понимаешь, что начинают всплывать именно общие черты - трудолюбие, взращивающее в камнях сады, а в мертвых песках - целую страну. Философский прагматизм. Притчевость литературы. Притча об обретении героем своего Дома обетованного в зыбучих песках - что же еще может быть актуальней для израильского театра? Конечно, Олег Родовильский в образе горожанина Ники Дзюмпея, попавшего в песчаную ловушку, и, пройдя через гнев и отчаянье, обретшего в «ловушке» Родину, играет великую историю своего народа. Играет, надо сказать, весьма убедительно. Так, что и на украинца хватит в теплом патриотическом порыве после спектакля погладить ствол вишни в своем саду, и на русского - запустить руку в землю-матушку...

Продолжая тему патриотизма, подходим к «королеве украинского бурлеска» - «Наталке Полтавке» И. Котляревского и Н. Лысенко в постановке Полтавского академического областного украинского музыкально-драматического театра им. Гоголя (режиссер Ирина Нестеренко). Еще до просмотра спектакля, помня историю о том, что для этого самого полтавского театра, собственно, и был написан этот шедевр украинского музыкального театра и видя огромную фуру у служебного входа, на то, что это будет «интерпретация» или сколько-нибудь «прочтение» особо не рассчитываешь - идешь на встречу с тынками, глечиками, криницами и иже с ними подсолнухами и рушниками; и обреченно (хоть бы пели хорошо, что ли...), и искренне переживая за «фундамент украинского национального театра» - в зале много «неукраинцев», неровен час - не воспримут язык, жанр оперы, статичность действа... Ан нет! Хоть мало-мальской интерпретации мы и ожидаемо не дождались, артисты пели честно, костюмы сверкали и даже менялись, декор пестрел колоритом, живой оркестр был «в ударе». Итог - жюри, конечно, заскучало; зато встал зал. Вот и умничай потом на тему архаичности...

Ну, а вслед за оперой коллекцию пополнил... Угадать нетрудно - почему бы и не балет!? Хореографическая мастерская Глории Конртрерас (г. Мехико) представила фестивальной публике балет-дивертисмент, состоящий из небольших танцевальных этюдов (не более, чем «на троих» и без какой-либо попытки формы - сценографической ли, костюмной ли), темы которых зрителю заботливо объявлял диктор. Пластического и актерского мастерства мексиканцам, впрочем, хватало и без этой «подстраховки»... В отличие от полтавской оперы, это был, все же, намного больше балет, чем драматический театр - поэтому критиковать этот проект непросто. Аншлаг. Публика счастлива. Спасибо за жанр. За экзотику Мексики.

Ну, а от балета мы снова возвращаемся к теме еврейской и поликультурной. Вслед за единством Израиля и Японии в спектакле «Женщина в песках» - единство более «хрестоматийное». Шолом Алейхем. «Тевье-Тевель». Львовский академический областной музыкально-драматический театр им. Ю. Дрогобыча. Вот уж, где все замерли в предвкушении колоритного единения двух культур. Особенно те, в чьей памяти жив Тевье Богдана Ступки и выдающийся спектакль Сергея Данченко в киевском театре им. Франко. И даже не беспкоила возможность каких-то повторений, все-таки, театр из Дрогобыча - намного более «западноукраинский», в самом городе - сложная история преследования еврейской диаспоры... Но у режиссера Александра Короля вышел все равно украинский национальный театр чистой воды. Ну, крайне украинизировались евреи в русской Анатовке... Еврейский говорок украинские артисты воспроизводили старательно. Да только присутствующие на спектакли евреи убеждали: «Это не про нас»... Впрочем, мы тут не громим дрогобычскую постановку - вовсе нет. Спектакль сделан крепко, актерские линии выстроены, зритель реагирует живо... Просто не вышло с поликультурностью. А на международном фестивале - хотелось бы...

Завершила программу фестиваля драма конфликта внутренней и внешней красоты, драма выбора между своим мнением и общественным - спектакль «Жирная Свинья» Киевского Национального академического театра русской драмы им. Л. Украинки (режиссер Михаил Резникович). Казалось бы, простая история о любви не бедного «маленького моллюска» из офисного планктона к некрасивой толстухе. Во всяком случае, успешный американский сценарист Нил ЛаБут, автор таких кинохитов «без претензии», как «Плетеный человек» и «Одержимость», явно не вкладывал в свое творение что-то большее, чем гарантию кассового успеха у зрителя. «Поработал душой» за него Михаил Резникович, вложив в «простенькую историю» трагедию современного поколения, живущего «пластмассовыми» ценностями и «фастфудовскими» понятиями о прекрасном. Порыв, достойный уважения... Но и вызывающий ряд придирок - ибо неоднократно поверхностность драматургии ЛаБута буквально трещит под мощью заложенных туда режиссером больших и маленьких трагедий человеческого духа. Такой бы «разрыв аорты» - да в Шекспира...

Так узорчатое таинство ялтинского фестиваля подошло к своему завершению... Был, конечно, и ряд неотъемлемых фестивальных событий - мастер-классы, пресс-конференция, экскурсии, неформальное общение на дискотеках, посвященных открытию и закрытию форума. Было все, что должно быть на крупном, полновесном международном театральном фестивале, коим «ТЕАТР.ЧЕХОВ.ЯЛТА.», являя миру чудо пикирующего в спонсорской холодности подвига подлинного театрального фанатизма, безусловно, является.

«Я живу в Польше, там в каждом городе есть несколько фестивалей. Несколько сотен фестивалей в одной стране! Один - фестиваль авангардных театров, второй - фестиваль только одного драматурга, третий - камерных форм, четвертый - детских спектаклей, пятый - встреча востока и запада... Для фестиваля важно понятие публики. Потому что если, например, фестиваль проходит в Москве, там можно делать чисто интеллектуальный форум, скажем, для любителей жанра абсурда - в таком городе найдутся зрители на целый фестиваль абсурда. В Ялте мы не найдем таких зрителей, чтобы 7 дней смотрели только абсурд, 7 дней смотрели интеллектуальные формы. Потому что здесь должно быть совмещение жанров - несколько экспериментальных, несколько традиционных, несколько на украинском языке, несколько - на русском, несколько - на иностранном. Потому что в Ялте фестиваль - праздничный», - резюме от еще одного члена жюри, драматурга Сергея Ковалева.

И правда! Фестиваль-Праздник. Никого не поучающий. Несколько легкомысленный. Несколько «коллажный». Несколько пестрый. Как сама Ялта. И другой фестиваль в Ялте просто не выживет. Как не выжил бы театр с постоянной труппой. Ялта, как та чеховская Попрыгунья, не терпит постоянства и менторства...


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.