Служебный роман со сценой. Александр Ростов (Ставрополь)

Выпуск №4-164/2013, Лица

Служебный роман со сценой.  Александр Ростов (Ставрополь)

Среди ставропольских заядлых театралов не найдет ни одного, кто сходу не назвал бы десяток спектаклей с участием заслуженного артиста Александра Ростова. Творческому багажу актера Ставропольского академического театра драмы имени М. Лермонтова можно только позавидовать, отдавая при этом отчет, какой любовью к профессии должен обладать человек, который так щедро распоряжается своим талантом.


«Я понял - это мое»

Судьба не часто делала ему подарки, но настойчиво и не всегда деликатно подталкивала к предначертанному свыше пути. Что мог знать о театре юный Саша Ростов, родившийся в рабочем городке Вичуга Ивановской области?.. Отец - мастер на ткацкой фабрике, мама - продавец. Однако в семье была своя театральная легенда. Рассказывали, что во время войны в бабушкином доме квартировали эвакуированные из Москвы артисты. Сашина мама, тогда двенадцатилетняя девочка, слушала их эстрадные скетчи, сценки, стихи, юморески, запоминала и, спустя годы, передала этот нехитрый репертуар маленьким сыну и дочке. Первый опыт публичных выступлений у Александра Ростова был классическим для миллионов детей той поры: на праздниках в доме собирались гости, а Сашу с младшей сестрой по очереди ставили на табуретку и просили что-нибудь рассказать.

А потом в семье Ростовых решили, что сын должен учиться музыке. Но родители даже не подозревали, каким испытанием для него станет музыкальная школа. Нет, учиться было нетрудно, с этим он как раз справлялся неплохо, но мальчуган сразу же стал объектом детских насмешек.

- Когда я шел по улице: маленький, со скрипкой, в очках, то был в глазах местной пацанвы даже не «вшивым интеллигентом», а чем-то несуразным, чего вообще не должно существовать в природе, - вспоминает Александр Владимирович. - Поэтому мне приходилось быть самым рисковым, самым смелым, самым нахальным. Я постоянно дрался.

Со временем пришло признание очевидных преимуществ «Сашки-музыканта», потому что он первым на улице стал прилично играть на гитаре, освоил баян. Музыкальные инструменты сделали его популярным в округе человеком. Но если первый импровизированный концерт на публике уже как-то стерся из памяти Александра Ростова, то театральный дебют запечатлелся очень ярко.

- В четвертом классе я случайно попал в драматический кружок при Доме культуры. Первая роль в новогоднем представлении сразу же оказалась главной. По сюжету сказочные персонажи готовились к Новому году, темные силы, как всегда, мешали, а в конце выходил я, перевязанный красной лентой с надписью «Новый 1968 год» и говорил: «А вот и я!». После этой фразы вокруг меня кружились белки, зайчики, снежинки. Детям дарили подарки. Поскольку я выходил в финале, то была возможность посмотреть почти весь спектакль с балкона. Когда я увидел, как зажегся фосфоресцирующий свет, появились сказочные снежинки, у меня перехватило дыхание, и в тот момент я понял, что это - мое.


Пять театров на выбор

В Горьковское театральное училище А. Ростов поступил с первой попытки. Как сам говорит, вопреки ивановскому говору на «о» и неактерской внешности:

- Я был наглый, с невероятным словарным запасом, многих слов из которого и сам не понимал. Наверное, благодаря моей хулиганской природе, комиссия увидела во мне личностное начало.

Учился хорошо, а со второго курса был призван в армию. Александр Владимирович вспоминает это время как школу взросления. Призывался рядовым, а демобилизовался старшиной образцово-показательного оркестра, где под его началом служили 30 человек. Вернулся в театральное училище, на первый курс.

- Главный мастер в моей жизни был мхатовец, великолепный актер театра и кино Валерий Семенович Соколоверов, - считает А. Ростов. - Блистательный педагог, он открыл меня на втором курсе, с ним мы репетировали и выпустили в жизнь «Жестокие игры» А. Арбузова, «Женитьбу» Н. Гоголя, водевиль «Девушка гусар» Ф. Кони».

На выпускника Горьковского театрального училища Александра Ростова имели виды пять театров, так что была возможность выбирать. Однако решающим аргументом в пользу Ивановского театра музыкальной комедии стало то, что юная супруга артиста, студентка мединститута, училась именно в Иваново. К сожалению, знакомство с первым театром принесло разочарование. В постановках не было и близко той «правды жизни», которой требовали от своих учеников преподаватели театрального училища. И Ростов, долго не раздумывая, сел в поезд и направился в Костромской драматический театр. Там работал талантливый режиссер Виктор Симакин, делавший ставку на молодежь. Кострома дала широчайший простор для творчества. Актеру не нужно было искать работу, она сама находила его. Вот где пригодились его музыкальные таланты и лидерские качества. В первом же своем сезоне Александр Ростов получил первую премию на конкурсе молодых артистов.

- Играл очень много, по 30 - 35 спектаклей в месяц, - с удовольствием вспоминает Александр Владимирович. - Одновременно успевал заниматься со студенческим театральным коллективом. Был в театре секретарем комсомольской организации. Работал диктором на костромском радио. Ложился в полночь, вставал в пять утра, чтобы в шесть уже проснувшимся голосом сказать: «Доброе утро, Кострома!».

Работа на радио принесла ни с чем не сравнимый опыт и безукоризненную профессиональную дикцию. Шесть сезонов Александр Ростов играл на костромской сцене. Был чрезвычайно востребован, работал много и с огромным удовольствием. В это же время заочно учился в Ярославском театральном институте. Но вскоре страну настигла перестройка, и оставаться в Костроме для А. Ростова означало - обрекать семью, в которой уже появилась дочь, на полуголодное существование. Деньги были, купить же на них - нечего. В середине 80-х в магазинах областного центра царила пустота. Такая вот проза жизни.

В это время молодой директор Костромского театра Евгений Луганский переехал на работу в Ставрополь и позвал за собой перспективного А. Ростова. Судьба Александра Владимировича была решена.


Состояние культурного шока

Конечно, трудно было бы решиться на переезд в чужой город. А вдруг не понравится театр, не примет труппа?.. К счастью, этого не случилось.

- Я попал на репетиции спектакля «Диктатура совести» по пьесе Михаила Шатрова и был просто шокирован, - вспоминает Александр Ростов. - Ставили абсолютно перестроечную вещь. На сцене - немыслимое дело! - шел суд над социализмом. Но суть не в этом. В спектакле играли народные артисты Борис Никитич Данильченко, Виктор Григорьевич Фоменко, заслуженный артист Владимир Мнацаканович Аллахвердов, молодые тогда Михаил Михайлов, Михаил Новаков, Борис Щербаков, Володя Сажин... Я попал уже на генеральные прогоны и пребывал в состоянии культурного шока...

На новом месте А. Ростов с упоением погрузился в творчество. Сил и энтузиазма хватало на все. Репетировали, забывая о времени, даже по ночам, сочиняли умопомрачительно смешные капустники. Успевали столько, что казалось, будто в сутках не 24 часа, а не меньше тридцати.

- Я понял, что могу здесь состояться, и почему-то сразу попал в амплуа романтических героев, - улыбается Александр Ростов. - Играл Билла Старбака в «Продавце дождя», вожака стаи Черного в рок-драме «Собаки». Самым выдающимся стал Шариков в «Собачьем сердце». Это был подарок судьбы. Спектакль ставил московский режиссер Борис Соловьев, который меня и открыл.

Затем последовала целая череда ролей, о которых большинство актеров только мечтают и ждут, когда изменчивая театральная судьба улыбнется и подарит шанс сыграть Карла IX в «Королеве Марго», князя Звездича в «Маскараде», Шервинского в «Белой гвардии» или Меншикова в «Шуте Балакиреве». Я не говорю о сказочных персонажах, которых не счесть в профессиональной биографии артиста. За игру в спектакле «Русалочка» Александру Ростову впору было давать звание «заслуженного принца» - он выходил в этом романтическом образе на сцену и был весьма убедителен в течение 19 (!) лет.

Кстати, с режиссерами Ростову везло всегда: Виктор Симакин, Борис Соловьев, Алексей Малышев, Валентин Бирюков, Наталья Зубкова. Сравнительно недавно произошла еще одна судьбоносная встреча - с известным московским режиссером Юрием Ереминым, поставившим в театре драмы несколько спектаклей, в том числе «Кастинг».

- Я попал в «Кастинг», наверное, самым плохим танцором, поскольку после театрального училища 30 лет не танцевал, - признается артист. - А когда выпускался спектакль, я был в ряду обнадеживающе крепких танцоров.

Александр Ростов считает свою актерскую судьбу без преувеличения счастливой. Ему довелось сыграть столько разных, порой, противоположных образов. «Я сумел побывать во всех мужских актерских амплуа, - говорит он. - Я играл благородных отцов и характерных злодеев, очаровательных неврастеников и добрых фанатиков, любовников всех рангов и мракобесов, принцев и королей.

За 30 лет на сцене было сыграно столько, что и самому Александру Владимировичу трудно вспомнить. Были такие спектакли, работа в которых приносила ни с чем не сравнимые эмоции, прощание ними стоило немалых душевных мук. Такой стала постановка «Белой гвардии» по роману одного из самых его любимых авторов - Михаила Булгакова. Больно было расставаться и с «Очень простой историей», в которой актер играл Петуха, и с «Царской охотой», где в небольшой роли «пиита» Кустова ему удалось показать судьбу маленького человека с огромной душой...


Благословение на роль

Многие считают Ростова везунчиком, которому всегда улыбается удача. Но это только «обложка». Сам Александр Владимирович убежден, что даже самый яркий талант не сможет проявиться без колоссального вложения усилий, и благодарен за невероятную работоспособность, доставшуюся ему от отца: «Я не очень верю в удачу. Везет тому, кто сам везет».

Александр Ростов по-прежнему остается одним из наиболее востребованных актеров Ставропольского академического театра драмы. Причем, буквально: нередко зрители, обращаясь за билетами в кассу, непременно хотят попасть на спектакли, в которых играет Ростов. «Герой нашего времени», «Мужчины по выходным», «Лайф-Лайф», «Необыкновенные приключения в отеле Мирандолины», «Визит дамы», «Ромео и Джульетта», «Клинический случай», «Casting/Кастинг», «Без вины виноватые». Самые свежие работы - «Одолжите тенора» и «Фуршет после премьеры».

Среди спектаклей, на которые зрители ходили по несколько раз, - «Одноклассники» по пьесе Ю. Полякова. В этой работе Александр Ростов воплотил один из самых сложных образов - православного священника. Прежде чем приступить к репетициям, актер отправился за советом и благословением к своему духовному наставнику - протоиерею Владимиру Сафонову.

Клир устроил мне обструкцию по полной программе, - вспоминает Александр Владимирович. - Говорили, вместо того, чтобы играть священников на сцене, иди и становись священником, и тогда поймешь, почем кусок хлеба.

Однако отец Владимир проявил мудрость и не стал препятствовать творческому процессу, а его духовному сыну пришлось еще многое осмысливать и прочувствовать, пока у неоднозначного персонажа не появился свой характер и своя история, прочитанная между строк пьесы. Александр пытался понять, почему его Михаил Тяблов во время перестройки подался в религию, хотя вела его не вера, а мода и желание самоутвердиться, почему он стал не духовным наставником для прихожан, а мелким церковным чиновником... Только жизненная ситуация, в которой он должен был сделать важный для себя выбор, помогла ему измениться. Образ получился правдивым и человечным, и зрители не пытаются сдержать слез искреннего сострадания, переживая вместе с героем Александра Ростова. Так происходит, когда помимо ремесла, опыта, природного таланта, актер вкладывает душу в каждую свою роль. Так бывает, когда профессия с годами не превращается в привычку, а сам артист пребывает в состоянии влюбленности в театр.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.