Единственно верная интонация. Гастроли театра "Самарская площадь"

Выпуск №4-164/2013, Гости Москвы

Единственно верная интонация. Гастроли театра "Самарская площадь"

В сентябре в Москве прошли небольшие трехдневные гастроли театра «Самарская площадь». Театр привез всего два спектакля, на одном из которых мне довелось побывать. Это моноспектакль, поставленный художественным руководителем театра Евгением Дробышевым «Я - собака» по детской повести Михаила Самарского «Радуга для друга». Особенность произведения, легшего в основу постановки, в том, что, когда автор писал его три года назад, ему было всего тринадцать лет. Михаил вырос в литературной семье, его отец - драматург, сценарист и поэт, мать - писательница, автор детективов. Повесть «Радуга для друга» - не первый литературный опыт молодого автора, до этого уже успела выйти в свет его повесть «На качелях между холмами». Сюжет «Радуги» заключается в похождениях пса-поводыря Трисона и его слепого хозяина - мальчика Саньки, рассказ ведется от лица собаки.

Вот так, вполне незатейливо, началось мое знакомство со спектаклем, который еще только предстояло посмотреть. Признаюсь, я испытывал некоторые опасения, идя на него. Повесть, написанная очень простым языком, с большим количеством известных по другим детским книгам ситуаций (собака потерялась, собаку украли, собака ищет хозяина, попадает к разным людям и т. д.), на сцене могла превратиться в обычную слезливую историю - примеров тому, увы, много. Тем опаснее казалась поднимаемая в повести тема детской слепоты, а значит, неизбежная социальная ориентированность спектакля. Слишком часто мы последнее время сталкиваемся с простой эксплуатацией подобных тем. Но все (или почти все) опасения были разрушены благодаря исполнительнице главной и единственной роли - Натальи Носовой.

Благодаря режиссеру, этой замечательной актрисе удалось найти, кажется, единственно верные интонации, единственно верный способ существования Трисона. Отнюдь не простая задача стояла перед создателями спектакля: с одной стороны, оживить главного героя, а с другой - ни на секунду не сбиться на псевдолиризм в раскрытии такой сложной темы как взаимоотношения слепого мальчика и любящей, любимой собаки. Образ, созданный на сцене Натальей Носовой - в чем-то мальчишеский, почти хулиганский и поначалу ироничный по отношению ко всему происходящему и даже отчасти грубый - вот каким оказался пес Трисон. Однако в первой части спектакля (повесть также состоит из двух частей), посвященной приключениям собаки, ее краже и долгому возвращению домой, подобным интонациям фактически не на что было опереться. Линейная и крайне предсказуемая история была основана не на поворотах сюжета с изменениями главного действующего лица - пса, а, если так можно выразиться, на фактах его приключений. Из них очень сложно было сделать вывод о том, что же происходит внутри героя, к чему он стремится, и почему только где-то к середине путешествия, он вдруг так захотел домой к хозяину. Но были и несомненно удачные эпизоды. Чего стоят, например, рассуждения пса о том, что для общения с человеком ему достаточно выучить всего десять слов, последним из которых было бы «простить».

Но во второй части спектакля все встало на свои места. Дело в том, что в повествовании появился сам хозяин Санька, и перед исполнительницей встала задача передать зрителю всю трогательность общения слепого мальчика с псом. «Оступись» она хоть раз в своей интонации, и действие немедленно превратилось бы в обычную мелодраму. К счастью, этого не произошло, и, благодаря замечательной актрисе, эта история вышла на другой уровень, и слепой мальчик обрел не только возможность видеть, но - что еще более ценно, и что случилось намного раньше - способность радоваться радуге и ценить настоящую дружбу.

Фоном для этой истории стала сценография Марии Митрофановой, - возможно, не такая важная составляющая этого спектакля. Отдельные предметы: дверная рама, несколько кубов, вешалка с флюгером на конце, осколок радуги, подвешенный сверху... Все это едва ли что-то добавило к сложившемуся рассказу. А вот звучащий несколько раз в спектакле голос Владимира Познера, цитирующего знаменитый опросник Марселя Пруста, так и остался загадкой и лишней многозначительностью в этой постановке.

Не раз и не два за все время действия мне почему-то вспоминались знаменитые истории о животных, знакомые с самого детства. «Бродяги Севера» Джеймса Кервуда, «Рассказы о животных» Эрнеста Сетон-Томпсона, «Белый клык» Джека Лондона и другие... Однако не стоит забывать, что история, переданная в спектакле - это в конечном счете не просто приключения собаки. Это еще один урок дружбы и понимания, обретший свой голос, свой живой образ. А это в наше время уже немало.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.