"Вопрос нужно ставить так: что я могу дать Союзу"

Выпуск №5-165/2014, Из жизни СТД РФ

"Вопрос нужно ставить так: что я могу дать Союзу"

В начале декабря 2013 года в Костроме состоялся Семинар молодых театральных критиков и журналистов под руководством Н.Д.Старосельской. В том, что он удастся на славу, мы перестали сомневаться еще на начальных этапах подготовки. Дело в том, что огромную помощь в организации, а потом и в проведении семинара нам оказал Председатель Костромского отделения СТД РФ  Сергей Борисович Дубов.

Не скрою, что поддержку от региональных отделений СТД РФ в проведении наших семинаров мы получаем очень редко. Такие случаи можно посчитать буквально по пальцам одной руки. Почему так происходит - не знаю, может быть это тема отдельной статьи в рубрике «Проблема». Первый же номер в новом, 2014 году, хочется начать с разговора с Сергеем Борисовичем - человеком далеко не равнодушным и настоящим профессионалом театрального дела.

Надеюсь, это станет доброй традицией и мы познакомим наших читателей с теми, кто трудится на благо Союза и его членов в разных точках нашей необъятной страны.



- Сергей Борисович, расскажите мне, пожалуйста, сколько лет Костромскому СТД РФ, с чего все начиналось?

- Отделение было создано в 1946 году, то есть нынче нам 67 лет. Организация у нас не очень крупная, потому что в городе всего три театра, один из которых создан не так давно - это Камерный драматический театр под руководством Бориса Голодницкого и там, кстати, нет ни одного члена СТД, хотя многие из них изъявляли желание, но как-то все не получалось. Сам Голодницкий и его супруга были в свое время членами ВТО, еще советского, потом они вышли из этой творческой организации. Так что наши члены, в основном - это артисты Государственного театра драмы имени А.Н.Островского, артисты Театра кукол и среди них большая прослойка пенсионеров - бывших творческих работников. В данный момент у нас 67 человек. Недавно мы получили сообщение о том, что умер один из наших членов, заслуженный артист Казахской ССР Воробьев, который жил достаточно отдаленно, в городе Шарье Костромской области - это почти 500 километров от Костромы. Так что нас все меньше... правда, за последние дни 4 человека написали заявление о вступлении. Мы постоянно ведем работу. 25 декабря 2013 года я получил твердые заверения Президента АНО «Кострома» Елены Николаевны Царенко, что они в полном составе (а это около 70 человек) выразили желание стать членами СТД; в ближайшее время будет назначена дата собрания, на котором я расскажу об истории СТД и его задачах.

Надо сказать, что здесь есть определенные сложности, которые заключаются в том, как руководство той или иной организации относится к СТД. Если есть руководитель, заинтересованный в том, чтобы существовала эта общественная организация и помогала в работе театра, то и соответственно рядовые сотрудники стремятся к этому. Если же творческий руководитель и директор театра не являются членами Союза - им это и неинтересно. В общем, они и не мешают и не помогают. Достаточно сказать, что наш главный режиссер никогда не был членом СТД, а главный художник и директор театра - они были членами СТД, но мы были вынуждены их исключить за неуплату взносов. Мы, конечно, ждали, а вдруг?

- Не предупреждали?

- Как не предупреждали!? Предупреждали, на доску вешали! «Уважаемые члены СТД! Заплатите членские взносы!» Здесь ситуация в слишком разительном контрасте зарплат руководителей и рядовых сотрудников. Видимо, СТД заставляет руководителей стесняться своих высоких зарплат. И они боятся это показывать. Нужно же сдавать форму 2НДФЛ, прежде чем заплатить взносы... Они их сдавали, но эти справки вызывали сомнение...Так накапливались задолженности, и мы вынуждены были обратиться в Центральную комиссию по приему и исключению из членов СТД с ходатайством Правления отделения об их исключении, что, по-моему, их просто осчастливило.

У нашей организации интересная история. Может быть, сейчас мы не очень блистаем какими-то творческими достижениями, потому что времена, с одной стороны, сложные финансово - у нас очень небольшое финансирование и руководство театра нас не очень поддерживает, но еще раз повторяю - и не мешает. И не помогает... Так как это было раньше, когда я был директором театра. Мы проводили роскошнейшие мероприятия. У нас были вечера, посвященные Дню театра, например. Мы находили небольшие, но средства, привлекали людей со стороны, не обязательно членов СТД. И город любил эти праздники, люди приходили с удовольствием!

- Может быть, они не понимают функцию Союза, считают, что он должен им что-то давать?

- Мне кажется, что все они прекрасно понимают. В театре есть малая сцена, которая пустует, мы дважды проводили на ней акцию «Дерзай, артист!». Примерно то же, что проходит в Нижнем Новгороде - «Несыгранные роли». Когда артист дает заявку на роль, которую он либо уже никогда не получит, либо может быть и получит, но в отдаленной перспективе. Он получает возможность осуществить свою мечту. Мы решили сделать что-то подобное. Совершенно самостоятельные работы, даже без режиссера. В акции могли участвовать абсолютно все артисты, любого возраста. Было много публики. Например, заслуженная артистка Надежда Сурова (Залесова - ее сценический псевдоним) взяла новеллу Р.Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» - это было что-то потрясающее! На одном дыхании! И именно после этой акции что-то понадобилось - прожектора, аппаратура. Все быстро размонтировали и ничего там не стало. В творческом плане там работать стало невозможно. Теперь она используется как репетиционная площадка, хотя в свое время планировалась как полноценная сценическая площадка. Когда я уехал работать в Москву - все постепенно уничтожили: и малую сцену, и музей. Находили потом во дворе, на помойке какие-то музейные экспонаты. Равнодушные люди... Если вы пройдетесь по коридорам театра, вы увидите, что фотографии, что висят на стенах - безымянные. Пятый год уже ничего не подписано - кто это, что это?.. Мне самому неудобно лезть в это.

Хоть Костромское отделение и немногочисленное, но есть очень активные члены. В основном, как ни странно - это пенсионеры. Молодежь трудно поднять и сподвигнуть на что-то. На уровне принять участие - да. А самому выступить с какой-то инициативой - сложно. Чем это объяснить? Я все время над этим думаю. Конечно же, в первую очередь, люди очень заняты. И заняты возможностью заработать. Несмотря на кажущееся благополучие, разрыв в зарплатах начинающего артиста и маститого, я уже не говорю о руководстве театра, - колоссальный!

- Все равно, странно... Молодежь, в основном, очень легка на подъем, очень много энтузиастов... Им не нужны деньги, им нужно во всем участвовать!

- В данное время, я считаю, что это правильно, что в театре такая потогонная система выпуска спектаклей, - практически не бывает перерывов. Это прекрасно! Но у людей не остается времени на другую жизнь. Кроме спектаклей проводится громадное количество общегородских акций, где задействуют наших артистов. Это и Дни города, и новогодние мероприятия, 27 марта - День Феодоровской иконы Божьей Матери, когда в Ипатьевском монастыре устраиваются целые представления. Свободного времени практически ни у кого не остается. И даже несмотря на такие сложности все равно удается что-то сделать. Например, в прошлом году мы провели роскошную выставку, в создании которой принимала участие мой бывший заместитель засл. арт. РФ Анна Алексеевна Заварихина. Нам очень помогла Вера Сергеевна Цыпляева - директор Музея театрального костюма и сама великая рукодельница. Мы назвали эту выставку «По ту сторону профессии». Она проходила в бывшем помещении музея. Каждый желающий работник театра представлял на выставку вещи, сделанные своими руками. Это были и иконы, вышитые бисером, и живописные работы, и чеканка, и изумительные куклы, и ювелирные украшения. Очень много было работ, связанных с театральной тематикой. Глаза разбегались! Народу на выставках побывало очень много! О нас часто показывали репортажи по местному телевидению. Многие люди приходили и просили продать что-то! С одной стороны, это была материальная помощь тем, кто это изготовил, а с другой стороны, приятно, что твоя работа кому-то нужна и поехала в другой город. Многие покупатели были из разных городов - из Архангельска, из Москвы, даже из-за границы. У нас очень много приезжих приходит в театр.

- А еще какие формы работы у вас существуют?

- Естественно, мы работаем с ветеранами. Мы их не оставляем. Это уже пожилые люди, которые всю свою жизнь посвятили театру, и мы стараемся их не забывать. Обязательно поздравляем со всеми праздниками, юбилеями, со всеми советскими праздниками.Несколько раз в год собираем их здесь, в отделении. Это 1 октября - День пожилого человека, 13 января - Старый новый год, 27 марта - День театра, 9 мая - День Победы, естественно, еще на открытие и закрытие сезона. В этом году мы решили отойти от традиционных форм работы. Обычно мы их приглашали сюда, в наше уютное помещение СТД, устраивали небольшой концерт, где пели песни военных лет, угощали их. В 2013 году мы договорились с Музеем деревянного зодчества, тем более там работает дочь Музы Борисовны Коноплевой - одного из наших ветеранов и как раз занимается организацией массовых мероприятий. Мы наняли автобус и вывезли всех туда. На природу. Благо, погода была хорошая. Хорошо погуляли, подышали свежим воздухом. Потом в одной из старинных изб нам устроили совершенно потрясающие по своей теплоте посиделки. Все рыдали от счастья и от восторга. Там было и небольшое угощение, различные викторины, конкурсы, и опять же песни военных лет. Каждый делился своими воспоминаниями о той войне... Тогда почти все они были маленькими. Фронтовиков не осталось никого. В прошлом году ушел от нас последний - Иван Федорович Колесников... В основном, остались дамы, как я их называю, непреклонного возраста. Некоторым уже за 90, но они все равно приходят и участвуют в наших мероприятиях.

Естественно, мы им оказываем всяческую помощь - не только денежную. Конечно, денег не хватает, но мы все равно бесконечно благодарны Александру Александровичу Калягину, нашему СТД РФ, за то, что нам оказывается существенная материальная помощь, когда мы ежегодно подаем списки нуждающихся. Выделяются достаточно приличные суммы. И мы никого не забываем, помогаем! Конечно, хочется помочь всем! Все нуждаются...

Ежегодно мы участвуем в конкурсах, проводимых администрацией города на получение всевозможных грантов. Три раза такой грант мы получали. Но он не пошел на развитие нашего отделения, - мы работали ради Театра кукол. Так было надо. Они создали «Театр на подушках», театр для самых маленьких, и мы им помогали. Они поставили спектакль «Сказки дедушки Крылова», который получил большую известность. Я думаю, что на будущий год нужно участвовать в получении гранта и создать Школу молодого критика при нашем отделении СТД. В Костроме практически отсутствует театральная критика.

Есть местные критики, которые поддерживают руководство театра. Это есть. Но нужно потихоньку воспитывать новое поколение.

Наше отделение богато славными традициями. На протяжении длительного времени, в конце 70-х-начале 80-х годов очень активную роль играл Игорь Александрович Дедков, знаменитый наш публицист, литературный критик, писатель. Вокруг него как раз концентрировалась вся костромская интеллигенция - все самое чистое и светлое, умное, образованное, все самое ищущее. Я, конечно, сам этого не видел, но столько всего слышал - легенд, рассказов, что иногда завидую людям и сожалею, что меня тогда здесь не было. Происходили удивительные вещи. В открытую говорилось о том, о чем нельзя было - о проблемах Советской власти, о ее ужасных пороках, о проблемах литературы и театра. Причем, говорилось не завуалировано, а четко, аргументировано, доказательно. Здесь проходили литературные вечера, чтения новых пьес. Очень многие приезжали из Москвы, чтобы послушать Дедкова. Потом это закончилось, когда закончилась его опала, и он вернулся в Москву. Но Игорь Александрович оставил о себе колоссальную память и заложил основы очень интеллигентного отношения к театру, не просто как к развлекательному жанру, а как к высокому искусству.

После отъезда Дедкова деятельность немного поутихла, потом наступила эпоха гласности, когда можно было все. Уже никого не привлекали эти сборища, потому что обо всем открыто писали в газетах, с утра до ночи обо всем трещало телевидение. Уже все было не столь остро и злободневно.

В 1990 году, когда я сюда приехал, помещение СТД месяцами оставалось закрытым. То были, действительно, тяжелые времена. Не было финансирования. Наступил период апатии. Все стало можно, все стало понятно - как мы отвратительно жили и как еще отвратительнее живем сейчас. Прекратили существование привлекательные стороны членства в СТД, перестали давать бесплатные путевки в Дома творчества. Были большие экономические проблемы, когда люди часами стояли в очередях - какое уж там СТД! Помню - осень, слякоть, промозглая погода, стою я в очереди за килограммом сахара, а впереди меня стоит наш заслуженный артист Дмитрий Александрович Кромский - его любила и любит вся Кострома, его на руках носили, боготворили! Стоит, замерз! И тут меня черт дернул сказать: «Люди! Перед вами стоит человек, который всю жизнь вас воспитывал, вел к чему-то светлому, доброму и хорошему, заслуженный артист, ведущий артист нашего театра. У него дома четверо голодных детей! Он стоит уже три с половиной часа, давайте будем людьми, давайте пропустим его!» Меня чуть не разорвали на части! Я вынужден был бежать. Такие были тяжелые времена. Потом постепенно все стало меняться. Формы работы стали другими, постепенно менялся круг членов СТД, хотя костяк, конечно же, оставался. Потом пошла чехарда с приездом-отъездом, с постановкой на учет. Многие уезжали и бросали членские билеты - им это не нужно было. Начали спрашивать, за что они платят взносы, что они с этого имеют. Я им говорил: «Поймите, вы ставьте вопрос не так: не что я ИМЕЮ, а что я МОГУ ДАТЬ Союзу». Многие до сих пор этого не понимают. До сих пор. У подавляющего большинства членов СТД до сих пор иждивенческие настроения. «Я плачу взносы! Вы мне в три раза больше должны!» С такими людьми очень сложно разговаривать. Сразу скандал, крик. Угрожают написать заявления. Не пишут. По крайней мере, не все.

Вот, например, один наш артист написал заявление с просьбой снять его с учета. Он очень хотел быть Председателем нашего костромского отделения, я его и готовил. Мне уже достаточно лет и надо готовить смену. Он пять лет был членом Правления. За эти пять лет кроме разговоров и шикарных планов мероприятий - ничего! Ни малейшего движения! Ни малейшей попытки что-либо сделать... И когда вновь избрали меня, он разобиделся и написал заявление о выходе. Я что должен сделать? Подтасовать результаты?

- Ну за такое время можно горы свернуть!

- К сожалению, с нынешним контингентом вряд ли. Со стариками еще можно было. Если бы вы видели, какие у меня замечательные старики!!! Сколько в них энтузиазма, задора, желания! А молодежь...

- Как вы думаете, почему в нашей стране старики такие энтузиасты? В них, действительно, больше жизни, чем в молодых, которым ничего не интересно, за редким исключением.

- Я думаю, что это объясняется прежде всего условиями жизни.

- Но пенсионеры же хуже живут, чем молодежь!

- А вот чем хуже человек живет, тем он яснее понимает, что от него самого много зависит. Если он сам не сделает, за него никто не сделает. А тем, кому все дано, они только рот умеют открывать - «ам», проглотил, съел. И все-таки сейчас очень большой меркантилизм. «Не платишь - зачем я тогда пойду? Я в другом месте денег заработаю». К сожалению, так. И сейчас мы живем в таком обществе, где, с одной стороны, безграничное открытое пространство, любую информацию можно почерпнуть из Интернета, спутникового телевидения, а раньше СТД был источником информации, источником свободомыслия, где можно было понять и уловить тенденции и направления. Сейчас это никому не нужно и не интересно.

- Кстати, на Западе же есть профсоюзы, и они настолько влиятельны... СТД - это тоже, в своем роде, профсоюз.

- Ни в коем случае. Александр Александрович всегда возмущается, когда нас называют профсоюзом.

- Я понимаю, но цели примерно одинаковые - защищать, помогать, отстаивать интересы.

- Кто его знает... Защита, наверное, стоит на одном из последних мест, а вот помогать! Помогать творческому росту актера, способствовать его развитию! Не так много случаев, когда человека откровенно давят, - это бывает, но редко. Уж когда такое происходит - есть прокуратура и прочие органы. СТД - это творчество. Не зря же проходит столько мастер-классов, семинаров.

В чем я вижу свою основную задачу, даже точнее нашу: нужно как можно больше привлекать молодежи! В театр приходит много молодых, я с ними работаю, и не только с ними. Например, с тем же музыкальным колледжем, где я преподаю. Или я сейчас буду работать с национальным балетом «Кострома». Если мне удастся поработать с ними удачно, то наше отделение пополнится сразу на 70 человек. У меня уже есть предварительная договоренность с руководством балета.

Нужно продолжать оказывать помощь нашим старикам и продолжать то, что уже наработано годами - наши постоянные мероприятия, которые всем очень нравятся и которыми все очень довольны. Люди собираются, общаются. Редко им приходится это делать - все живут в разных концах города.

В этом году мы попробуем продолжить традицию проведения смотров под девизом «Дерзай, артист!». Есть уже какие-то наметки, какие-то творческие планы.

Попробую еще на базе СТД совместно с музыкальным училищем провести конкурс с привлечением наших артистов в качестве членов жюри. Обязательно будем принимать участие в фестивале «Студенческая весна», где многие наши артисты тоже являются членами жюри. Попробуем повторить опыт с выставкой. Но уже повернем немножко по-другому. Мысль есть, озвучивать пока не буду.

В общем, планов много! Будем работать!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.