"Блошиный рынок". VII Международный фестиваль театров кукол "Ярмарка спектаклей "Театральная карусель"

Выпуск №5-165/2014, Фестивали

"Блошиный рынок". VII Международный фестиваль театров кукол "Ярмарка спектаклей "Театральная карусель"

Замечено, что посещение «блошиных» рынков для многих взыскательных покупателей в последнее время гораздо более интересно, чем любая гламурная распродажа. Ведь именно на этих скромных неофициальных торжищах - среди уже «поживших» вещей и предметов - можно встретить товар, который заинтересует вовсе не новизной и экстравагантностью, а своей милой старомодностью, «биографией» происхождения, а может быть, и подлинным историческим или культурным знаком.

Вот и в Лобне театр «КУКЛЫ И ЛЮДИ» тему нынешнего своего VII Международного фестиваля театров кукол «Ярмарка спектаклей «Театральная карусель» решили определить этим многозначным термином. Не называя свой театр кукольным, и на фестиваль они пригласили тоже не только кукольников. Вот и программа сформировалась очень разная и по соответствию теме, и по художественному достоинству. Однако самым повторяющимся сценическим реквизитом и образом, очень созвучным заданной теме, стал старомодный чемодан. В 4-х из 12-ти спектаклей он появлялся и как удобный футляр для реквизита, и как символ пути, и как хранилище памяти...

В спектакле «Путешествие по временам года» Театра «Северная сцена» из Нового Уренгоя (режиссер Елена Новикова) именно чемодан со старыми вещами-реликвиями бывшего мальчишки становится поводом вспомнить и рассказать о детстве, прошедшем в 70-х годах уже прошлого века. Актер Михаил Новиков делает это с подчеркнутой бытовой интонацией - общаясь с публикой, как со случайно встретившимся слушателем. При всей своей довольно крупной мужской фактуре, он легко оживляет очень мелкий предметный мир, находящийся в чемодане или скрытый в картонной тумбе, напоминающей дом. Играя в снежки, рассказывая о своей первой влюбленности, он на наших глазах превращается в мальчишку. И это детское в нем необычайно располагает, чудесным образом погружает в атмосферу, таких, казалось, недавних, но таких далеких, особенно для современного ребенка, времен.

А вот чемодан в спектакле моно-опере «Дневник Анны Франк» Лаборатории оперного артиста (Россия-Германия) в постановке и оформлении Наталии Горшковой стал неким сценографическим центром, где возможно и был обнаружен этот, пожалуй, один из самых пронзительных документов Второй мировой войны. Исполняя непростую музыку, певица Наталья Нежинская пыталась с помощью простой куклы и других предметов придать объем сложному музыкальному произведению, написанному композитором Григорием Фридом как монолог этой теперь всему миру известной еврейской девочки. К сожалению, попытка не очень удалась, так как сложный вокал требовал, может быть, более сдержанной и выверенной работы с куклой и другими предметами оформления, а также более логичных и понятных видеопроекций.

Таким же чистым экспериментом показался спектакль по мотивам известного произведения А. Погорельского «Черная курица», представленного актерами - Виктором Драгуном и Еленой Мартыновой Московского театра «ТРИЛИКА». Постановщики, приглашенные из Венгрии (режиссер - Ката Чато, художники - Этер Тотх и Мэтью Чато) , попытались без слов передать и по-своему актуализировать хорошо известную историю А. Погорельского, заменив тему дружбы и предательства темой абсолютного одиночества главного героя. Куклами представлены Алеша - как мальчик с бледным анемичным ликом, сама курица Чернушка и жители подземного царства. Другие же персонажи, очевидно, умышленно стилистически диссонируют с миром, в котором живет Алеша. Так, например, лампа-трансформер, агрессивно направляющая в лицо герою свет, как в следственном изоляторе, - это, мы догадываемся, классная дама.

Взрослый и образованный зритель, помня произведение, возможно, сможет понять, о чем хотели поведать авторы, но эмоционально вряд ли подключится к этой концепции. Детскому же зрителю и вовсе мало что будет понятно, даже если он знает это литературное произведение, так как автор писал все же совсем о других душевных переживаниях ребенка. Поэтому, несмотря на актуальность проблемы, заявленной постановщиками, эстетический результат оказался неубедителен.

Спектакль совсем молодого коллектива «Малый Театр Марионеток» из Харькова, впервые попавшего на фестиваль, также произвел двойственное впечатление. Было отрадно, что молодые постановщики (режиссер - Валерий Дзех, художники - Дарья Кушнеренко и Дмитрий Молочинский) взялись за осмысление вечной темы Жизни и Пути человека. Опять же из старых чемоданов рождался образ прошедшей жизни в виде скомканной газетной бумаги, заполняющей по ходу спектакля всю сцену. Главный герой - простая, но выразительная, планшетная марионетка-человечек из светлой бумаги. И Путь этого абстрактного персонажа в их спектакле «История Лу... страница маленькой жизни» неспешно разворачивался под стильную и завораживающую, но достаточно монотонную музыку Фаустаса Латенаса. Только две музыкальные темы много раз чередовались, отбивая смену эпизодов жизни довольно условного персонажа, не добавляя развития действию. Молодые актеры (Валерий Дзех и Александра Бондарева) сосредоточенно и ритмично точно управляли куклой, но во всем их пластическом рассказе было много нелогичного и необязательного. Наверное, поэтому спектакль напоминал обаятельную ученическую работу, где монотонность драматургии и множественность финалов свидетельствовали все же о несовершенстве режиссуры.

Однако в театре довольно часто молодость авторов и исполнителей во многом примиряет с постановочными несовершенствами. Вот и спектакль Ханты-Мансийского театра кукол «Заяц, лиса и петух» по многословной пьесе Николая Шувалова покорил энергией, пластикой актеров Ольги Сидоренко и Петра Парфирова. Впрочем, и режиссер Андрей Макеев предпринял отчаянную попытку неожиданными театральными приемами преодолеть надуманный нравоучительный контекст повествования, придуманный автором для рассказчиков простенькой народной сказки. Но в результате мы смогли увидеть лишь молодых пластичных актеров, которым и дела не было до кукол и до сказки. Кстати, этим они особенно раздражали консервативную детскую публику, желавшую видеть именно сказку, а не актуализацию темы, да еще и в двух актах. Кажется, именно на этом спектакле мы услышали нетерпеливый вопль ребенка: «расскажи сказку!». И это была не шутка.

Сами хозяева фестиваля показали «Дюймовочку» по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена, опять же пытаясь осовременить ее мотивами безответной любви. И назвали свою постановку музыкальным кукольно-драматическим спектаклем. Возможно, именно вещи с блошиного рынка (старомодные чашки, кофейник, столовые приборы и др.), навеяли художнику Ольге Кирилловой образы персонажей. Режиссер же Жанна Демихова нашла им место в доме одинокого влюбленного сказочника, сыгравшего с пришедшей к нему дамой сердца историю судьбы удивительной сказочной девочки. Почему к финалу спектакля дама стала более благосклонна к влюбленному в нее сказочнику, понять было не просто. Впрочем, и история Дюймовочки, перегружаемая обычно в нашем театре несвойственными ей современными аллюзиями, тоже и проста, и загадочна одновременно.

Демонстрацией уникальных авторских кукол можно было назвать спектакль «Возвращение дракона» в постановке москвичей - «Театрика Саши Луняковой». Автор пьесы, кукол, художник, режиссер, актриса своего же спектакля и театра Александра Лунякова продемонстрировала буйство художественной фантазии. Но, очевидно, не имея возможности видеть спектакль со стороны, не смогла выстроить его логически и ритмически в законченное действо.

Камерный театр кукол «Два Арлекина» из Тулы в спектакле «Мухины именины» по произведению К.И. Чуковского «Муха - Цокотуха» тоже скорее демонстрировал работы художника М.Н. Фирсовой, которые, очевидно, изначально были мало пригодны для театрального прочтения любимого детьми произведения. А уж «разбавив» текст советского классика своими неравноценными репризами, авторы и исполнители Ольга Рясная и Михаил Сотников лишь еще больше подчеркнули нежизнеспособность задачи, которую они перед собой поставили.

А вот два спектакля мне показались особо целостными по стилю и задачам. Это спектакль «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Озерского театра кукол. Режиссер Дмитрий Ерохин с художником Надеждой Сирикис сочинили очень простую сценографию и лаконичную форму повествования, оживляемую народными, но так редко попадающими в поле зрения современного ребенка, традиционными игрушками из соломы и лыка. По ходу рассказа, куклы появлялись из кармашков нашитых на простом чехле, укрывающем несколько стульев. А молодая обаятельная актриса Светлана Ерохина усиливала ощущение подлинности народной рассказчицы замечательным исполнением народных песен, всегда созвучных по смыслу определенному мотиву драматического сюжета сказки. По окончании спектакля актриса провела мастер-класс, а дети понесли домой простенькую куколку из рогожи, которая возможно еще долго будет напоминать образ спектакля очень простого, но яркого в своей подлинности.

Вот и у актера Руслана Вольфсона, образ спектакля «Колобок плоский» будто бы простой и, по его словам, почти случайный. Перед началом спектакля он рассказывает публике, что его собственные дети любят мультфильмы и театральные сказки, поэтому он, как любящий отец, сотворил некий гибрид, чтобы угодить обоим. Действительно, вместе с художником Елизаветой Хломовой они придумали рассказать всем известную сказку в сменяющихся картинах, оживающих на глазах за счет двигающихся по ним плоских деталей, изображающих либо персонажей, либо их части. Это напомнило о любимых многими книжках-раскладушках. Технология движения плоских кукол на магнитах придумана самим Русланом - она проста, и в тоже время создает необычайно живую картину. Спектакль парадоксально назван «Колобок плоский», хотя именно кукла Колобка объемная, а все остальные персонажи плоские. Сказка переложена с легкой доброй иронией в замечательный стихотворный текст (автор - Кирилл Сухановский), который Руслан Вольфсон произносит, казалось бы, без особого интонирования, лишь представляя невероятно смешные и яркие мизансцены повествования. Так, например, встреча с Волком у Колобка происходит под водой среди множества рыб, а Серый появляется в батискафе в качестве инспектора Рыбнадзора. Кукла медведя сделана в величину картины и лишь некоторые части его тела, двигаясь, оживляют его могучий и колоритный образ. Лису наш герой и вовсе встречает на театральной сцене, где она смешно и очаровательно крутит фуэте. А съев Колобка, Лиса становится необычайно толстой, поэтому в этой простой, но поучительной сказке авторы нашли место «возмездию» за смерть главного персонажа. Впрочем, и глаз у куклы Колобка не было, выглядел он как обычное мучное изделие, а значит, и съесть его было не грех. Актер говорит, что для особо чувствительных детей это очень важно. Не берусь рассуждать, как это сказывается на глубинных кодах сказки, но спектакль оставил светлое, легкое и вполне поучительное впечатление у разновозрастного зрителя. Кстати, именно этот спектакль был отобран одним из гостей Ярмарки - директором Международного фестиваля в Сараево (Черногория) Витомиром Митричем в программу его будущего фестиваля для детей.

К сожалению, совсем небрежной пародией на традиционные театры Дель-Арте и Пульчинеллы показался спектакль наших коллег из Италии. Видевшие ранее спектакль «The cоmedians» театра «Teatrino Giullare»(г. Болонья) предполагают, что актеры «на скорую руку» сократили спектакль, чтобы удобнее и дешевле было привезти его на фестиваль. Обидно, что горячее желание приехать в Россию пересилило чувство профессионального требования к самим себе и уважение к зрителю.

Завершался фестиваль спектаклем Химкинского драматического театра «Наш дом» - друзьями и соседями театра «КУКЛЫ И ЛЮДИ». Масштабный спектакль «Левша» по мотивам произведения Н.С. Лескова поставлен режиссером и руководителем театра Сергеем Постным в остро гротесковом стиле, был сыгран яркой и профессиональной труппой очень легко и виртуозно. Художник Светлана Иевлева сочинила для спектакля эклектичный - будто из подбора - мир, где костюмы и предметы реквизита исполняли и роль метафоры, и роль куклы, дающей возможность актерам отстраниться от себя. В финале же это буйство выдумки авторов и энергии актеров, завершалось почти катарсисом - над умирающим Левшой поднималась простая куколка, символизирующая детскую душу русского умельца, замученного обстоятельствами русской действительности, но сохранившего свою чистоту, а значит, уходящего в Вечность.

Фестивали кукольников - особые праздники. На них почти всегда царит атмосфера взаимного искреннего интереса и понимания. На этот раз особенно все радовались за хозяев. Ведь фестиваль проходил впервые в новом просторном и уютном помещении, предоставленном театру «КУКЛЫ И ЛЮДИ» администрацией города. Было приятно, что представители местного Управления культуры были полностью погружены в работу фестиваля: организовывали экскурсии гостям Лобни, присутствовали на всех спектаклях и обсуждениях. А критики во главе с Ириной Григорьевной Мягковой проводили обсуждения спектаклей ежедневно. И эти беседы собирали почти всех участников, искренне желавших услышать мнение профессионального зрителя.

Завершался фестиваль не только вручением оригинальных художественных дипломов, выполненных художником театра Ольгой Кирилловой для каждого коллектива в особом стиле, но и награждением призеров выставки кукол, украшавшей фойе театра все дни фестиваля. Важно, что традиция выставок кукол с каждым годом укрепляется, и в ней принимают участие лобненцы от мала до велика.

Несмотря на то, что много эстетических «откровений» и новаций на фестивале не встретилось, тем не менее Ярмарка спектаклей прошла успешно. Ведь удалось отобрать в свою творческую копилку, может, не столько новые, сколько необходимые для дальнейшей работы впечатления и осмысления увиденного. Вот и на «блошином рынке» порой приобретешь уже старую вещь, а она тебя радует гораздо больше новой...


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.