Театр в подарок. VI Международный фестиваль любительских коллективов "Театр начинается"

Выпуск №5-165/2014, Фестивали

Театр в подарок. VI Международный фестиваль любительских коллективов "Театр начинается"

В Санкт-Петербурге на сцене Учебного театра на Моховой состоялся Международный фестиваль любительских коллективов «Театр начинается», который проходит при поддержке комитета по внешним связям Санкт-Петербурга. Он создан по инициативе петербургского Театра «мАрт» и его руководителя Юрия Ерофеева. Рабочую группу фестиваля возглавляет актер, поэт и музыкант Антон Духовской. Президент фестиваля - заслуженный артист РСФСР, народный артист РФ Александр Галибин. Председатель жюри - народный артист РСФСР Георгий Тараторкин.

Фестиваль - не только площадка просмотров, но и создание особого пространства жизни, где есть место искреннему и заинтересованному общению, розыгрышу и празднику. Организаторы прилагают немалые усилия для создания особой атмосферы взаимного интереса и поддержки. Это не только остроумные церемонии открытия и закрытия и очень конструктивные профессиональные обсуждения, ставшие традицией, но и различные сюрпризы программы. В нынешнем году творческим подарком рабочей группы стал концерт авторских песен Антона Духовского. А творческим подарком от председателя жюри - чтецкий вечер, на котором прозвучали произведения Александра Блока и Федора Достоевского. Новой затеей нынешнего года стала работа альтернативного жюри, «Команды 13», куда вошли по одному представителю от каждого из коллективов-участников.

За годы своего существования фестиваль показал спектакли более чем 80-ти театров из России, Украины, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Литвы, Польши и Германии. Оргкомитет и рабочая группа фестиваля осуществляют тщательный отбор участников. В 2013 году поступило более двухсот заявок, а выбрано было 13 спектаклей. Шесть из них - моно. Они были объединены в отдельную конкурсную программу, для которой отвели целый день.

Учительский театр «Перемена» из Клайпеды показал спектакль «Женское счастье», по пьесе, сочиненной актрисой коллектива. Театр «RUSS-ART» из Мюнхена представил работу по пьесе Дарио Фо «Я жду тебя, любимый!». Молодежный театр «Передел» из города Скопин предложил свою версию «Наташиной мечты» Ярославы Пулинович. И каждый из этих спектаклей, так или иначе, стал высказыванием о месте и значении женского начала в современном мире. Но наиболее ярко эта тема прозвучала в спектаклях студии «Йорик» (Резекне, Латвия), Литературного театра (Череповец, Россия), «Alter ego» (Уфа, Россия). Театр из Латвии показал «Тупейного художника» Н.Лескова. Режиссер и сценограф Лариса Щукина и исполнительница роли крепостной актрисы Любы Онисимовой Лариса Бейло создали спектакль необычайно скромный и красивый. Небесная линялая синева тканей, теплое дерево могильных крестов и живые розы. Спектакль отмечен почти музейно-бережным отношением к классике, русская речь завораживает богатством обертонов. А главной темой становится не столько трагедия художника, сколько женское умение любить, прощать, понимать и принимать жизнь и всех живущих.

Тою же темой понимания и приятия жизни пропитан и спектакль Литературного театра «Мой отец - Корней Чуковский». Елена Кузьмина - автор и исполнитель сценической версии книги Лидии Чуковской. Яркая, энергичная, она излучает свет. И этот свет многократно усиливается оформлением Ирины Николаевой: алая стойка микрофона, алые перчатки и шарф, желтый берет. Сначала все это надето на невысокую женщину-девочку, но потом ей остается только шарфик, а из остального вдруг сооружается высоченная фигура. Солнце, которое не проглотить никакому крокодилу? Образ комедийно-длинного отца? Елена Кузьмина рассказывает историю о девочке Лиде, которая научилась глубоко любить, ценить подарки, дарованные жизнью, трудиться во имя любви и прощать. Характер знаменитого детского поэта предстает в этой истории воистину солнечным: способным жестоко опалить и нежно согреть. И зритель вместе с шестилетней героиней повествования шаг за шагом учится принимать свое детство, в том числе своих, не таких заметных как у Лиды, родителей.

И совершенно особенным оказался моноспектакль из Уфы. Режиссер Светлана Аюпова и молодая актриса Анастасия Новикова стряхнули с народной сказки «Гуси-Лебеди» налет просветительского морализаторства, и исследовали ее одновременно в двух контекстах: как древнюю канву женского обряда инициации и как вечную историю становления женской души. Вещи-символы просты и выразительны: гусиные перья, ржаная краюха, зеленые и красные яблоки, гладко оструганная доска столешницы, белая скатерть. Все это живет, движется, превращается, создавая целые миры: речка, печка, поле, лес, тот свет и этот. Ритм спектакля невероятно напряжен и богат, внутренняя энергия огромна. Происходящее на сцене не всегда легко расшифровывается рассудком, но эмоционально затягивает как настоящее колдовство. И выходишь с чувством благодарности создателям спектакля за подаренное ощущение корневой силы и магии театра, почти телесное ощущение, что женщина - это та, кто родит и оберегает миры.

Спектакли крупной формы также выстроились в единую внутреннюю линию, единый сюжет фестиваля. Все они разгадывали загадку нынешнего раздробленного и рассыпающегося времени и нынешнего, теряющего свои очертания, человека. Народный театр «Сатрап» (Минск, Беларусь) играл пьесу МакДонаха «Сиротливый запад», как будто она написана о современной российской провинции языком современных последователей Достоевского. Лаборатория «Театрра» (Харьков, Украина) в спектакле «Как в коже твоей» средствами пластического театра исследовала распадающиеся связи между поколениями и укладами. Русская театральная школа (Таллинн, Эстония) в спектакле «смраХ» прочла Даниила Хармса как современного поэта, фиксирующего распад любви, распад отношений между мужчиной и женщиной, и, как следствие, распад самой человеческой личности. А московская Студия «29», используя языки экрана и цирка, сыграла «Гамлета» как современную черную драму, суть которой сводится к нехитрой мысли о том, что «человек есть квинтэссенция праха». Но самыми яркими в этом ряду стали спектакли театра «Птица» (Ижевск, Удмуртия), студии «Игра» (Москва) и хозяев фестиваля - театра «мАрт» (Санкт-Петербург).

Режиссер театра «Птица» Светлана Шанская создала сложную композицию из прозы Фазиля Искандера и назвала свой спектакль «Праздник ожидания». Казалось бы, в том мире, о котором рассказывает театр, все темно и горько - нищета, исчезают родные, подогревается подозрительность, черный профиль тирана и его кровавая тень нависают над страной. Но мир этот светел и ярок: он расцветает фантастическими образами живописи Николо Пиросмани, вокальным многоголосьем, где невозможно отделить мелодии одного народа от мелодий другого, теплотой семейных и дружеских отношений. Герои спектакля ждут отца и верят в его возвращение вопреки страху, ждут каждого дня как божьего дара, ждут будущего как праздника. И в этом великая мудрость.

Студия «Игра», собравшая в своих рядах актеров от детсадовского до пенсионного возраста, напомнила зрителям о том, что такое настоящий семейный театр. Традиции Поленовых, Добужинских, Алексеевых вспоминаются, когда смотришь на это зрелище, рожденное из игр и импровизаций нескольких семей и их друзей. Тут содержание и эстетика органично вырастают из одного корня: из желания подарить своим детям гордость за собственную страну, за ее прошлое, за ее культуру, за ее созидательные силы. «Сказки старого гренадера» - не столько инсценировка рассказов С.Алексеева, сколько взгляд на современную семью сквозь призму героических преданий войны 1812 года. Галина Ривкович, исполняющая роль бабушки, учительницы истории, играющей в семейном флешмобе Кутузова, заводит своей энергией всех участников спектакля и весь зрительный зал. И мы верим, что под этим напором озорства, любви и подлинной образованности гены русских богатырей просыпаются не только у сценической мамы, которая путает Пушкина и Лермонтова, но и в каждом обитателе виртуально-потребительского мира, который попадает в зону ее излучения.

Режиссер Ольга Ерофеева решала, может быть, наиболее сложную задачу, потому что искала новый язык для новой пьесы. Она поставила в театре «мАрт» «Лунапарк имени Луначарского» Ксении Драгунской. Найти стиль и жанр, адекватный драматургии этого автора, всегда бывает непросто. Но в данном случае, может быть, особенно трудно, потому что текст выходит из привычного ряда, вырывается на новый уровень художественного осмысления действительности. Драгунская тут узнаваема, но и неожиданна. Она не обольщает нас видениями вечно-прекрасной деревни Обожалово («Рыжая пьеса»), и не пугает перспективами «Истребления» детства и культуры. Она сплавила боль и любовь, шутовство и абсолютную веру в такой витраж, что все переливы его красок и магические узоры трудно уловить. Но Ольге Ерофеевой и ее актерам это каким-то чудом удалось. На сцене то людно, громко и грубо как в представлениях Синей блузы и Мюзик-холла, то тихо и прозрачно как на какой-нибудь давней малой сцене «Современника». То мелькают экранные клипы и гэги, то внимание фокусируется на одном долгом человеческом взгляде. И сцена фиксирует ту точку абсолютного абсурда бытия, абсолютной утраты смыслов и человечности, глубже которой спуститься, кажется, невозможно. И вот эта-то абсолютность падения рождает свет надежды: дальше можно только вверх. И в каждом герое, как в гоголевском Плюшкине, мы видим собственное дно и потенциальную возможность обратного развития - к смыслу, созиданию и любви.

Вся атмосфера фестиваля «Театр начинается» пронизана ироничным пониманием реальности, в которой мы живем, и одновременно сиянием веры в необходимость созидания. В подарочных сумках зонтики от дождя, градусники и витамины. Такое вот послание: «Будьте здоровы, люди! Будь здоров, театр!» Символ театра и памятный приз - вешалка. Конечно, все знают, что с нее «Театр начинается». А между тем за иронией названия такая жизнеутверждающая модальность: он никогда не умирает, он всегда снова начинается! И это ощущение не показной, не сентиментальной веры в жизнь и в театр - главный подарок, с которым разъезжаются с фестиваля его участники.


Фотографии Бориса Тополянского

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.