Пошатнувшийся мир. "Макбет" в Театре на Перовской

Выпуск №5-165/2014, Премьеры Москвы

Пошатнувшийся мир. "Макбет" в Театре на Перовской

Начав в своем театре шекспировскую линию «Ромео и Джульеттой», Кирилл Панченко продолжил ее «Макбетом» - которого нечасто увидишь сегодня на сцене. Мрачная громада этой трагедии, самого кровавого и жестокого произведения Шекспира требует и особого театрального размаха. Крупного замысла, масштабных решений, какой-то особенной мощи. Однако пьеса поставлена на очень маленькой сцене, в камерном зале на сто мест - то есть в обычном пространстве Театра на Перовской, казалось бы, не соразмерном с размахом шекспировских событий.

К тому же и сценограф Андрей Володенков пошел по пути предельного «сжатия» сцены, соорудив в центре ее помост, окруженный обручем темноты и создав энергичную центростремительность действия, стянутого в узел. Вся массовка растворена где-то в черном мраке, окружающем подиум - на нем же, как на лобном месте, с мрачной концентрированной энергией прочитывается сюжет о Макбете.

Он длится всего час сорок без антракта, а его динамика и лаконичность формулируют пафос пьесы с притчевой целеустремленностью.

Этот спектакль чужд какого-либо морализаторства. Кажется, цель режиссера - пережить опыт собственного общения с кипящей магмой великой шекспировской трагедии. По-своему рассказать о губительном влиянии борьбы за власть, превращающей человека в злодея. И создать модель бесконечного порочного круга, в который вступает человек, охваченный гибельным и преступным тщеславием, переступившим нравственный закон.

К тому же спектакль очень молод по своему составу. Его играет в основном молодежь Театра на Перовской. Словно проводится эксперимент по перенесению шекспировского сюжета в современную молодежную среду, дабы ощутить свойства нынешнего движения к покорению мира. Тут важны именно главные герои, поданные крупным планом, как на ладони, на голом сценическом подиуме. Важно увидеть и понять: кто они?

Получивший от предсказательниц-ведьм зловещий «толчок судьбы», Макбет (Владимир Витан) совершает свои злодеяния без пауз и передышек, словно на непрерывной спринтерской дистанции. Убийство короля Дункана (Сергей Ильин) открывает путь к незамедлительному счету последующих убийств, совершаемых им с каким-то ледяным хладнокровием. Убийство предводителя войска Дункана Банко (Михаил Калинин), уничтожение леди Макдуф (Тамара Карант) и ее сыновей, вместе со всеми обитателями их дома... море крови, гора трупов ради шотландской короны.

Меж тем наш Макбет еще очень, очень молод. Одетый в тяжелые шотландские одежды и волчьи шкуры, он удивляет своим юным, чистым и открытым лицом. Он совершенно не похож на злодея, а его светлые искренние глаза сохраняют свою безоблачность до самого финала. Продвигаясь вперед по сюжету, временами он сам пугается своих деяний, не ведая, что творит. Эротика ему явно ближе, чем война, и каждый диалог с Леди Макбет превращается у него в захватывающий акт любовного откровения.

Леди Макбет (Татьяна Сомова) кажется более зрелой, чем ее супруг, и более целеустремленной во зле. Именно она в их паре генерирует и провоцирует цепь кровавых убийств. Однако эрос и яркая жажда жизни у этой девушки с пепельными косичками в волосах также перевешивают агрессию, и, когда она рядом со своим Макбетом - любовные токи вытесняют все остальное.

Смотрим на эту пару и думаем: в чем же тут источник личностного зла? В невероятной легкости бытия этих людей, у которых улыбка ничуть не мешает кровопролитию, а эрос - злодеянью. Вроде бы неплохие, симпатичные с виду люди, искренне охваченные нежностью друг к другу, и рядом - потоки крови. Которые они проливают небрежно, с улыбкой на устах, не акцентируя для нас своего злодейства. И продолжая своими убийствами какое-то холодное безумие, создавая царство тотального зла. От которого под ними даже шатается земля.

И эта маска невинного цинизма так узнаваема в наше время, полное вседозволенности, преступлений, терактов и убийств, совершаемых такими же молодыми людьми - легко, между прочим, без особенных угрызений. И наше время, во многом утерявшее нравственные опоры и базовые ценности, представления о совести и морали, вполне способно также породить нового Шекспира, который напишет своего «Макбета».

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.