Легенда продолжается. Виктор Токарев (Иркутск)

Выпуск №5-165/2014, Гость редакции

Легенда продолжается. Виктор Токарев (Иркутск)

Иркутский областной театр юного зрителя имени А. Вампилова, один из старейших детских театров России, отметил 85-летие. Уже более 30 лет здесь служит, и 20 лет из них возглавляет коллектив Виктор Степанович Токарев.

- Виктор Степанович, уже столько лет Вы самоотверженно строите свой театр, оберегаете, защищаете, боретесь за него, болеете душой, любите и верите в него. Расскажите, с какими достижениями коллектив подошел к своему юбилею, чем можно гордиться, что в планах?

- Да, этот театр единственный в моей жизни, он, как первая любовь и как ее продолжение, единственная и навсегда. Я пришел сюда мальчишкой, после театрального училища и службы в армии. Вся моя жизнь здесь. Театр знаком мне с разных сторон. В свое время, будучи актером, я подрабатывал рабочим по зданию, выполняя разную работу: вкручивал лампочки, носил мебель, что-то приколачивал, передвигал, красил, ремонтировал. Много чего приходилось делать. Это только на пользу, потому как узнаешь театр изнутри, знаешь, как работает каждый цех. В сложный период в жизни страны и театра, период перестройки, коллектив избрал меня на должность директора. Нужно было что-то делать, чтобы обеспечить жизнь театру. Слава Богу, меня поддерживали коллеги и все трудности мы прошли вместе. Потом я решил вернуться к творчеству, поехал учиться в Москву к режиссеру Андрею Гончарову, стажировался у него в театре Маяковского, посещал занятия в ГИТИСе, вернулся в ТЮЗ, был главным режиссером, работал в этой должности четыре года, а в 2001-м вновь назначен директором.

Окидывая взглядом весь пройденный путь и большой жизненный период, прожитый с родным ТЮЗом, вспоминаю трудные 90-е. Материально было просто невыносимо. Не на что было ставить спектакли. Зрительные залы пустовали. В глазах людей безысходность и отчаяние, какой уж тут театр! Заработная плата актеров была мизерной, что, конечно, не могло не сказываться на общем состоянии труппы, ее атмосфере, ведь у каждого семьи, которые надо кормить, и это при том, что артисты плотно заняты в спектаклях, ни выходных ни проходных, иногда работали по 3-4 спектакля в день, особенно в каникулы, новогодние кампании. Балласта в труппе не было, никто не отдыхал. И вдруг, видимо, за наше упорство, как неожиданно свалившееся чудо - гастроли в Астрахань! Это было невероятное везение. Месяц в теплом, южном и гостеприимном городе. Ехали через всю страну, везли почти весь репертуар, два вагона с декорацией! Спасибо, власти и в самые трудные времена нас поддерживали. Управление культуры облисполкома(тогда это так называлось), наши непосредственные учредители и руководство, видимо, решили взбодрить нас, дать луч надежды. Это очень помогло. Мы работали в здании Астраханского ТЮЗа, в большом зале, который набивался порой до отказа. И эти гастроли мы вспоминаем до сих пор как одни из самых ярких в истории театра. Они были по своей сути не просто плановыми, дежурными, а спасительными среди хаоса безвременья.

Но тяжелые перестроечные времена прошли. Они сменились не то что очень радужными, но стало намного лучше в материальном плане. Люди повеселели, почувствовали уверенность. За прошедшие годы театр наработал хороший, качественный репертуар: русская и зарубежная классика, пьесы советской драматургии, современные пьесы. Мы не стоим на месте. Всегда экспериментируем. Разнообразим формы подачи спектакля. Например, мы решили пространство помещения нашего буфета, которое, как вы знаете, уникально по своей архитектуре с изумительной лепниной XIX века, обустроить и приспособить под литературный клуб «Элегия». Мы играем там литературно-музыкальные композиции, спектакли камерного характера. В «Элегии» успешно шли спектакли по стихам Булата Окуджавы, Бориса Пастернака, сейчас в репертуаре Марина Цветаева. Для нас очень важны эти спектакли. Они говорят высоким поэтическим слогом о душе, о ее боли, о вечных человеческих чувствах: любви, долге, чести, достоинстве. Увлекают музыкальностью, глубиной размышлений. Идет в клубе и спектакль «Граф Нулин» по Пушкину, который начинается еще в фойе, под звуки старинного полонеза, а актеры и участники молодежной театральной студии «АлександриЯ», существующей при театре, помогают зрителям освоиться в этой новой атмосфере, почувствовать через музыку - время, в котором в дальнейшем будет проходить действие спектакля, и зрители с удовольствием откликаются, включаются в эту игру. Здесь же, в «Элегии», возник и спектакль «Прощай и здравствуй», созданный по записным книжкам Александра Вампилова. Он о молодости, о первом чувстве любви, о ревности, о взаимоотношениях молодых и не только.

- Я посмотрела на Малой сцене театра спектакль «Почему ты уходишь?» по пьесе Л. Герша «Эти свободные бабочки». С удивлением и радостью узнала, что вы открыли новую сценическую площадку.

- Да, теперь у нас есть еще и Малая сцена. Там еще идет тонкий, проникновенный спектакль тоже о молодых, об их становлении, о проблеме выбора жизненного пути - «Пора тополиного пуха» в постановке Александра Булдакова. Надо сказать, что на спектакли в клубе «Элегия» и на Малой сцене театра трудно достать билеты, они разбираются быстро, пользуясь большим спросом у молодежи. А спектакль «Почему ты уходишь?» вообще популярен не только у молодых. Был даже случай, после спектакля один мужчина, довольно почтенного возраста, вышел весь в слезах, крайне растревоженный, пришлось билетерам бежать за водой, успокаивать его. Видимо, спектакль задел какие-то его очень личные воспоминания, попал в самое сердце. Я не раз наблюдал, как совсем юные девушки, стесняясь слез, украдкой их быстро смахивали, а в финале уже весь зал был охвачен атмосферой потрясения, когда проливаются слезы, как очищение души. Собственно, за этим мы и приходим в театр, чтобы вот так, искренне сопереживать. Вышел на этой сцене и спектакль «Дом окнами в поле» А. Вампилова. Он решен несколько необычно. В нем звучат голоса персонажей из разных пьес драматурга: из «Чулимска», из «Утиной охоты», из «Прощания в июне». По жанру это спектакль-воспоминание. Главный герой вспоминает о прожитой жизни, как она прошла, о встречах с разными людьми, где человек оставил свое счастье, где его оттолкнул, а потеряв и не заметил.

Кроме всего прочего мы придумали и такую форму подачи своих работ, как Камерный спектакль в пространстве Большой сцены. Наш зрительный зал сравнительно большой - 460 мест, а некоторые спектакли требуют очень доверительного, камерного звучания. Началось это, собственно, не здесь. Идея была перенесена из старого здания на улице Ленина, 13. Некоторые спектакли мы играли там в фойе, это «Зайка-Зазнайка», «Коза-Дереза», «Мы бежали от заката». В непосредственной близости от происходящего на сцене зритель становится чуть ли не действующим лицом спектакля, входя в атмосферу камерности, доверительности интонации. Это рождает особые и непосредственные реакции, яркие эмоции, и спектакль начинает жить иначе. Мы поделили ширмами Большой зал, как бы переместив зрителей вперед, к актеру, к его дыханию. В этой новой найденной и «одобренной» зрителями форме идут «Рудольфио» Валентина Распутина, «Двойная игра» Э. Элиса и Р. Риза, чеховская «Каштанка». Скоро пойдет спектакль «Тринадцатая звезда» В. Ольшанского, который как дипломный поставил со своими студентами выпускного курса наш главный режиссер Геннадий Гущин, и теперь он полноценно войдет в репертуар театра.

Что касается Большой сцены, у нас появился еще один проект, который мы назвали «Сцена для всех». Это тоже новая форма, которую мы пробуем, осваиваем, когда зритель находится на сцене. В святая святых. Так поставлен спектакль «Дуэль» иркутского автора Анны Стародубцевой. Спектакль-эксклюзив. Он не идет ни в одном театре страны, и право первой постановки принадлежит нам. Премьера состоялась в июне. Спектакль о Пушкине, о его взаимоотношениях с властью, с друзьями, с окружением, с жизнью. Спектакль неординарный, материал глубокий, вызывающий на размышления о поэте как о человеке, о его гении.

- Виктор Степанович, расскажите о гастрольной и фестивальной жизни вашего театра. Я знаю, что в последнее время ТЮЗ им. А.Вампилова много приглашают.

- Действительно, за последние десять лет мы пять раз были приглашены в Москву на Международный театральный форум «Золотой Витязь», руководит которым Николай Бурляев. В 2005-м побывали на фестивале в Белгороде «Актеры России - Михаилу Щепкину», приглашали нас на Межрегиональный фестиваль «Сибирский кот», где мы были дважды - в Кемерово и Улан-Удэ. Возвращаемся с наградами - или за лучший спектакль, или за актерский ансамбль, или за лучшие костюмы и т. д.

Что касается гастролей, то опять же за последние годы у нас было несколько поездок за рубеж. Это Монголия в 2005 и 2006 годах. Возили туда «Прощание с Матерой» В. Распутина, «Мы бежали от заката» по рассказам А. Вампилова и спектакль для детей «Конек-Горбунок». На наших спектаклях побывали и президент Республики, и полномочный посол России в Монголии Борис Говорин. Все спектакли были довольно высоко оценены, радушно принимались. С той поры у нас с Монголией сложились очень хорошие связи. 2005 год был просто каким-то урожайным на поездки. Сначала Монголия, потом большие полноценные гастроли в столицу Белоруссии Минск. Работали в двух театрах: в здании республиканского ТЮЗа и театре белорусской драматургии под руководством Валерия Анисенко, который в качестве интересного эксперимента поставил спектакль по А. Макаенку«Трибунал» с актерами нашей труппы и белорусской. Со сцены звучали два славянских братских языка, и это было так здорово, так объединяло, ломая все искусственно созданные границы. Гастроли в Минске тогда практически совпали с проведением «Золотого Витязя», в котором мы смогли поучаствовать с этим спектаклем. Наша народная артистка Людмила Стрижова получила тогда за исполнение главной роли в «Трибунале» Золотой диплом фестиваля.

Ярким событием стала совсем недавняя поездка, в 2012 году, в Италию, в город Порденоне, расположенный в регионе Фриули-Венеция-Джулия, на театральный фестиваль «Странствующий Арлекин». Это проект не одного года. Сначала итальянцы приезжали к нам со своими экспериментальными спектаклями и мастер-классами, а потом отправились к ним мы. Показывали «Каштанку» по одноименному рассказу А.П. Чехова и «Небесную Деву-Лебедь» - древнюю бурятскую легенду. Оба спектакля вызвали необычайный интерес. Кроме Порденоне, выезжали со спектаклем в живописнейший город Маньяго, расположенный в альпийском предгорье. Везде мы встречали столько радушия, столько искреннего интереса к нам. На спектакли приходили высокие чиновники, был и сам мэр Порденоне, нас задаривали цветами и фруктами, возили на экскурсию в Венецию, в курортный городок Каорлэ на Адриатическом море. И в итоге, в 2014 - 2015 годах пригласили в гастрольный тур по городам Италии, причем максимально за счет принимающей стороны. В свою очередь, мы приглашаем к себе на постановку режиссера Ферруччо Меризи и актрису Клаудиу Контин, которая великолепно владеет приемами традиционной итальянской школы комедии дель арте и проводит потрясающие мастер-классы. Название спектакля, который они будут ставить у нас, пока согласовывается, а вот автор, по всей видимости, - Карло Гоцци. Это в планах на 2014 год.

- А в каких российских городах были в последнее время?

- Яркие впечатления, кроме поездки в Италию, оставили гастроли в 2012 году и в нашу Северную Венецию - город Санкт-Петербург. Сейчас театры мало ездят на гастроли, это очень затратное мероприятие, в основном выезжают на фестивали с одним спектаклем. Конечно, поехать в северную столицу и показать свою работу - дело рискованное. Как оценят? Будет ли успех? Мы все-таки решились. И надо отдать должное питерскому зрителю, они нас заметили и оценили. И наш репертуар, и работу артистов. Были и переаншлаги, особенно на детских спектаклях. Пользовались успехом «Маленький Мук», «Королевство кривых зеркал», «Руслан и Людмила». Особую реакцию вызвал спектакль «Легенды седого Байкала», который представлен в ярком национальном колорите, стилизованных костюмах, мастерски выполненных художником из театра улан-удэнской республиканской драмы Бальжинимой Доржиевым. С нами ездил молодежный бурятский ансамбль песни и танца «Улаалзай», дети из хореографической студии пластики и танца «Мотылек», существующей при нашем театре. Спектакли мы показывали в здании легендарного ТЮЗа им. А. Брянцева. Отзывы самые теплые, искренние, доброжелательные, а где-то и восторженные. Лично меня просто сразила запись в книге отзывов: «Спасибо! Вы подарили нам нашу Россию!».

Здесь есть о чем задуматься. Сейчас многие театральные деятели Петербурга активно увлечены западным театром, можно сказать, находятся под его влиянием. Конечно, молодые режиссеры должны искать себя, изобретать, пробовать в новых формах, в авангарде. Но во всем должно быть чувство меры. Плохо, когда идет перехлест, механическое копирование западного театра и перенос его на нашу почву, вернее, сцену. А ведь надо учитывать, что не всем зрителям это нравится. Поэтому на наши спектакли многие приходили, истосковавшись по театру классическому, традиционному, русскому психологическому театру без вывертов, говорящему о душе, о любви, о жизни простым человеческим языком. Люди хотели спектаклей, не несущих агрессию, а поставленных в лучших добрых традициях и принимающихся сегодня, в век высоких технологий и всеобщей компьютеризации, на « ура».

- Не так давно ваш театр побывал с гастролями и во Владивостоке. А во время прошлой поездки туда, в 2002 году, я была свидетелем, как зрители у касс с надеждой спрашивали «хоть один лишний билетик». Виктор Степанович, в чем же, по вашему, секрет успеха вампиловской труппы?

- Когда артист выходит на сцену и работает по-настоящему, не щадя себя, не жалея душевных затрат, вбрасывая энергию в зал и получая ее обратно от зрителя, такой взаимообмен не может не растревожить зал. Люди чутко и искренне отзываются. А потом идут домой потрясенные и обязательно размышляют об увиденном, чему-то удивляются, делают для себя какие-то открытия...

- Вы законченный романтик!

- А я и не скрываю. В театре и работают романтики, фантазеры, идеалисты. Кому интересен только материальный достаток, в актеры не идут, тем более, в детские театры.

- В пору перестройки, когда начали все ломать и рушить, многие ТЮЗы, застеснявшись своей принадлежности к детским театрам, начали избавляться от этой аббревиатуры и называть себя просто - молодежными. Вы не спешите это делать, да и не намерены вообще ни от чего избавляться.

- Это принципиально. Мы не только театр для молодежи, юношества, но и для детей. Это наше поле, которое мы засеваем, взращиваем, ухаживаем. Растим своего зрителя с самого раннего возраста. Чем раньше ребенок придет в театр, тем он будет лучше. Не просто как зритель лучше, а как человек. И в этом тоже, наверное, проявление идеализма. Но я в это верю. Театру нашему 85 лет, мы немного младше самого первого легендарного ТЮЗа страны, имени Брянцева, что в Санкт-Петербурге, которому 90. Как же нам откреститься от своей истории, от своей памяти, от тех людей, что начинали строить этот театр. Не вижу никакого смысла. Мы были и остаемся театром для детей и юношества. Во все времена для данной аудитории у нас был насыщенный и полноценный репертуар, этой традиции мы придерживаемся и сегодня. Тем более, что детские театры сейчас активно поддерживаются государством, проводятся фестивали под патронатом Президента и СТД России, разрабатываются федеральные и региональные программы материальной поддержки. Мы уже ощутили это на себе: с 2010 года в нашем театре на улице Ленина, 23 проведен ремонт интерьеров фойе и зрительного зала, капитальный ремонт механики сцены, заменено звуковое оборудование. В этом году завершается обновление сценического освещения.

Наряду с этим, важнейшим направлением является для нас поиск и постановка пьес для современного молодого зрителя. Наш новый главный режиссер Геннадий Гущин также заинтересован в этом поиске, составляется молодежная программа на ближайшие годы. Не забываем и о классике, в которой всегда можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего времени, а пьесы Островского, Чехова, Шекспира будто написаны вчера, настолько они актуальны и «попадают» в наше время. Например, идущий у нас спектакль «Укрощение строптивой» так поставлен режиссером В. Зверовщиковым, что молодежь легко «считывает» его аналогии и воспринимает как современную пьесу. В спектакле нет разрыва веков, и они узнают себя в шекспировских героях. Или взять пьесу В. Соллогуба «Беда от нежного сердца». Тоже о нашем дне.

- У вас, как у руководителя, наверняка есть своя культурная стратегия театра, своя программа, которую вы позиционируете?

- У каждого свое видение, свое ощущение театра. В первую очередь, театр для меня - это праздник. Праздник творчества, фантазии, впечатлений, образов! Просто праздник души. Встреча с театром должна вызывать радость, счастье, восторг. А во-вторых, я убежден, что театр должен давать молодому человеку ориентиры, в наше время особенно. Сегодня их нет, они размыты, искажены. Молодые люди с неустоявшейся психикой, с только-только формирующимся характером, какими-то своими идеалами совершенно теряются в этой жизни, где сегодня во главу угла поставлен только один идол - деньги! Материальный успех любой ценой! Нет их, и ты никто. Такие постулаты вдалбливаются ребенку уже с раннего детства, со школьной скамьи. А другие-то ценности где? Почему они нивелируются, упраздняются, затаптываются? Ведь они никуда не делись: любовь, милосердие, совесть, доброта, сострадание, уважение к старшим, к родителям, к женщине. Обо всем этом нужно говорить детям, и в театре в особенности.

Приходя в театр, молодой человек или ребенок должен делать для себя открытия, в нравственном плане, в душевном, в духовном... Мне очень хочется, чтобы дети размышляли над нашими спектаклями, жили чувствами героев какое-то время. Мне кажется, что мы в театре занимаемся очень серьезными вещами, поскольку речь идет о становлении и формировании молодого поколения. Мы пытаемся отыскать в каждом человеке - человеческое, дать ребенку, юноше надежду и веру в завтрашний день. И здесь не случайны наши творческие и социокультурные проекты, названия которых говорят сами за себя - «Театр + молодежь», «Возьмемся за руки, друзья», конкурс сочинений «Моя первая любовь», «Театральный балаганчик» и другие. Особое место занимает проект, который уже дважды получил поддержку Министерства культуры и архивов Иркутской области, а в 2012 году и Министерства культуры России - это Литературные вечера по произведениям Валентина Распутина: «Иркутск с нами» и «Век живи - век люби». Были инсценированы рассказы писателя, в том числе «Рудольфио», теперь это отдельный спектакль в репертуаре театра. Проект осуществляется совместно с Домом литераторов и Союзом писателей России, а также с союзами художников, композиторов, фотохудожников. Литературные вечера прошли в Иркутске, Ангарске, Усолье-Сибирском, в Шелехове, поселке Анга. и везде вызывали огромный интерес публики. Такие встречи стали хорошей традицией.

- А каким бы вы хотели видеть свой театр, когда подойдет его 100-летний юбилей?

- Столетний юбилей не за горами. У нас есть много амбициозных планов выхода на международный уровень. Есть задумки о создании на базе театра международного молодежного театрального центра. А на основе этого центра (у нас уже есть проект) - создание театрального фестиваля «Байкальский талисман». Его цель - объединить молодежные театры Азиатско-Тихоокеанского региона. В Екатеринбурге есть фестиваль под названием «Реальный театр». Он международный, туда едут театры из Европы. А вот по другую сторону Урала было бы прекрасно объединиться с Китаем, Японией, Кореей, Казахстаном, Монголией, Якутией. Подключить Приморье, Забайкальский край, Бурятию, Хабаровский край, Камчатку. Наш город не зря называют серединой земли, географически это так, пора этим воспользоваться и в области театра. У нас уже есть контакты по проекту, наработки. Да и кому воплощать эту идею, как не театру, носящему имя выдающегося и оставшегося молодым драматурга Александра Вампилова. Да не успеем оглянуться, как придет 100-летний юбилей! Конечно, я верю и в то, что будет отреставрировано, читай - построено, историческое здание театра на Ленина, 13. Театр будет современным, красивым, уютным....

- Есть такое понятие: театр-дом. Вы сторонник подобного явления или, по-вашему, оно устарело?

- Когда ты руководишь единственным в своей жизни театром, когда все свои заботы и радости ты несешь сюда, когда болеешь за него, когда отвечаешь за все в этом коллективе, то поневоле этот театр - твой дом. Ты его чистишь, моешь, убираешь, ухаживаешь, обустраиваешь, улучшаешь в нем жизнь, зовешь гостей. Этот дом требует самой большой отдачи и от меня, и от каждого из нас. И когда это происходит, когда старается и работает не один человек, а все вместе, командой, тогда общими усилиями этот дом становится лучше, светлее. И тогда в нем начинает происходить что-то очень хорошее, волшебное, счастливое, доброе, полезное и приносит людям настоящую радость.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.