Актриса вне амплуа. Татьяна Сидоренко (Москва)

Выпуск №5-165/2014, Лица

Актриса вне амплуа. Татьяна Сидоренко (Москва)

Сам послужной список актрисы Театра на Таганке Татьяны Сидоренко говорит о профессиональной универсальности. Ее творческий диапазон - от булгаковской Геллы, Марины Мнишек в пушкинском «Борисе Годунове», Анны Керн в спектакле о Пушкине «Товарищ, верь!..» до Кейт в «Калеке с Инишмана». Драматургия - от Брехта и Эрдмана до Ионеско и Макдонаха. И везде, в любой сценической среде - изумляющая органичность актерского существования. Она пришла на Таганку в 1971 году. Выдающийся сезон, ознаменованный выпуском двух легендарных постановок - «Гамлет» с Владимиром Высоцким и «А зори здесь тихие...» В таганковский репертуар и сложившуюся к моменту ее прихода труппу влилась естественно и очень быстро. Сразу - роли в «10 днях, которые потрясли мир» (Гимназистка), «Час пик» (две роли - Божены и Эльжбетки), «Под кожей статуи Свободы» по поэзии Евгения Евтушенко (Студентка, изображающая жену Великого Мага, Студентка, изображающая статую Свободы). С тех пор играет много и разнообразно. Последние сезоны особенно.

Актерский азарт и неиссякаемый темперамент определяют ее сценическую суть и разрушают рамки возможного амплуа. От роли к роли ее ведут не врожденные данные, фактура или возраст, а жажда работы и стремление пойти на профессиональный риск, взявшись за неожиданное.

Эксперимента над собой она никогда не боялась. Будучи актрисой замечательной красоты, даже с каким-то удовольствием выходит на сцену смешной или некрасивой: потребность преображения, смены «маски», ощущения стихии игры заложены в нее природой.

В легендарном любимовском «Добром человеке из Сезуана» долгое время она играет госпожу Шин и Проститутку - небольшую роль гротескного рисунка. Сидоренко играет ее с видимым удовольствием. Остро, по-брехтовски, на трюке, на резком открытом приеме. Громкий хрипловатый голос, жестикуляция, мимика до гримасы, неожиданно отвалившийся каблук, какая-то невероятно смешная кривая походка, переходящая в отчаянную хромоту (каблук же сломался!) - и на сцене образ, который зритель запомнит и запечатлеет в памяти обязательно.

В 2000 году Юрий Любимов выпустил «Марата и маркиза де Сада» П. Вайса. Спектакль, о котором он мечтал еще в конце 60-х годов (пьеса написана в год рождения Театра на Таганке в 1964). Из-за цензурных препятствий советского времени работа не состоялась. Версия «нулевых» едва ли сохранила в себе даже туманный абрис давнего замысла. Режиссер поставил Вайса в стилистике своих поздних сценических опытов. Зрелище динамичное, молодое, «музыкально-цирковое», как определяет его сам таганский театр. Очень затратное по нагрузкам для актеров. В числе многих ремесленных навыков от артистов потребовалось умение профессионально бить степ. Татьяна Сидоренко, перешедшая к этому времени на возрастные роли (в «Марате» ей достались две - Мать Марата и Жена Кульмье) выучилась этой непростой танцевальной премудрости.

Последние годы работы на Таганке Ю. П. Любимов редко обходился без Татьяны Сидоренко. «Братья Карамазовы» (Хохлакова), «Горе от ума» (Хлестова), Марта в «Фаусте».

После ухода Юрия Петровича - роли в спектаклях приглашенных режиссеров. За последние два сезона - 4 премьеры!

Опыт работы на своей сцене с другими постановщиками у Т.И. Сидоренко есть. В тот период, когда Таганкой руководил А.В. Эфрос, она сыграла Василису в горьковском «На дне». А позднее играла в «фантасмагорической трагикомедии» (так определен жанр спектакля режиссером) «Квадратные круги» (постановку осуществил в 2007 году приглашенный самим Ю. Любимовым английский режиссер Тонни Харрисон).

Спектакли, выходящие сейчас на таганковской сцене, в той или иной мере спорят с тем, что долгие годы делал на сцене Ю.П.Любимов. Это естественно. Но для актеров, привыкших к определенному «нажиму пера» и «наклону букв» перемена одного творческого почерка на многие - безусловное испытание. Творческая гибкость и умение чутко расслышать стилистику материала, присущие Татьяне Сидоренко, сейчас как никогда в помощь.

Она сыграла в первой же постлюбимовской премьере - роль Кейт в «Калеке с Инишмана» Мартина Макдонаха (реж. С. Федотов). Спектакль нельзя причислить к удачам. Пьеса модного ирландского автора реализована на сцене неуклюже-бытово и бесхитростно-приземленно. Однако, специфически грубый текст Макдонаха, его своеобразный черный юмор актерская органика Сидоренко растворила на удивление легко. Она играет свою Кейт с огромным запасом нереализованного мастерства. Как если бы мастерицу-кружевницу попросили притачать заплатку на живую нитку.

В спектакле польского режиссера Кшиштофа Занусси «Король умирает» по пьесе Эжена Ионеско ей достались две роли - служанки Джульетты и сиделки. Постановка сдержанной режиссуры и холодных тонов. Минимум движения и максимум сосредоточенности на тексте. Речевая интонация, движения рук и мимика - основные средства, из которых Занусси предложил артистам создавать образы. Как оказалось, сухая до аскетизма палитра спектакля не помеха для свободного существования на сцене Татьяны Сидоренко. Увы, «Король умирает» прошел считанные разы и выбыл из афиши театра из-за смерти исполнителя главной роли, Короля, Валерия Золотухина.

И тут многоточие. Поскольку новые роли Т.И. Сидоренко еще впереди. Под занавес ушедшего сезона она сыграла в музыкально-поэтическом представлении «Нет лет», поставленным Вениамином Смеховым по поэзии Е. Евтушенко, и в комедии Н. Эрдмана «Самоубийца» в постановке Ренаты Сотириади.

Что будет дальше?



Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.