Ассоциативный ряд художника. Тан Еникеев (Оренбург)

Выпуск №5-165/2014, Лица

Ассоциативный ряд художника. Тан Еникеев (Оренбург)

Главному художнику Оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького заслуженному деятелю искусств РФ Тану Еникееву исполнилось 65 лет. Художник также отмечает 45 лет своей творческой деятельности, 15 из которых - в оренбургском театре.

Заслуженный деятель искусств РФ Тан Гумерович Еникеев - выпускник Московского художественного института им. В.И. Сурикова (педагоги В.Ф. Рындин, М.М. Курилко), два года был стажером в театре им. Е. Вахтангова, а с 1973 года и почти 20 лет - главным художником Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури. Он постоянный участник всероссийских и международных художественных выставок, успешно сотрудничает с театрами разных городов России.

В Оренбурге художник оформил более 35 постановок. Многие спектакли стали участниками и дипломантами престижных всероссийских и международных фестивалей, на которых критики всегда высоко оценивали работу художника, отмечая глубину его мысли, сильный ассоциативный ряд в художественном образе спектакля, безупречный «вещный» мир эпохи.

Тан Гумерович Еникеев с институтской скамьи помнит слова своего педагога, известного театрального художника В. Рындина: «Настоящее творчество декоратора начинается тогда, когда подходит к концу сбор фактических сведений, уступая место обобщению. Индивидуальное лицо художника определяется тем, насколько он, внимательно изучив первоисточники со всем богатством деталей эпохи, сумеет отобрать главное, характерное, выразительное и поднять его до типического звучания, создав на основе конкретного исторического материала подлинно современный образ спектакля».

Режиссер Рифкат Исрафилов и художник Тан Еникеев образовали на оренбургской сцене творческий тандем. Впрочем, тандем сложился еще в Уфе, на заре их профессионального пути. И вот уже 40 лет они работают вместе.

Творческая работа режиссера и художника над выяснением концепции постановки продолжается вплоть до премьерного показа. Тан Еникеев, хорошо зная и чувствуя приоритеты «своего» режиссера, зачастую их угадывает. От многих идей художнику приходится отказаться, дабы оставить в сценическом оформлении только главное, выполняющее не формальную функцию присутствия, а имеющее символическое значение.

В «Дон Жуане» главный герой появлялся в парике эпохи Людовика XIV, а к концу спектакля оставался в современном облачении. Так обозначена вневременность мольеровского сюжета - от эпохи автора до современности. В «Невидимом любовнике» персонажи спектакля существуют в декорации помещения-сейфа, в котором открываются и закрываются дверцы, выезжают на колесиках столешницы - образ рационального использования жизненного пространства, что характерно для героев немецкой комедии. Но это и образ всепоглощающей корпорации, когда малое захватывается большим, а то, в свою очередь, еще большим. И в этом уже не простой рационализм, а образное представление методологии современного бизнеса, влияющего на жизненный уклад персонажей.

В спектакле «Между чашей и губами» вещный мир сценического пространства кажется бытовым и обыденным - все из нашей жизни, узнаваемо и потому тяжело для восприятия. Но распахивается окно, а за ним таинственный снег, одинокий стул и лунная дорожка света, идущая к несчастной героине, развевающийся парус человеческих надежд и чаяний... Художественный образ современной драмы вышел за рамки обыденного восприятия, стал шире и светлее, и эта ширь поглощает боль потери и чувство безысходности.

В «Вестсайдской истории» художник увидел необходимость подчеркнуть в декорациях и костюмах жанровое своеобразие произведения.

«Спектакль задумывался как современный музыкальный клип, - делится он, - а это предполагает быстрые смены действий и вариации с декорацией. Влюбленные стремятся возвыситься над окружающей действительностью. Все молодые люди, выходцы из небогатых семей, мечтают пройти путь наверх, к небоскребам. Пока же они обыкновенные подростки из бедного американского квартала, поэтому у нас присутствует некий аскетизм в декорации. Но важно было передать символику стремления вверх. Не хотелось приукрашивать костюмы персонажей. Здесь не нужна излишняя театральность, придающая фальшь образам. На сцене ребята с улицы, что и определяет характер костюмов. Мной использован самый классический вариант одежды 60-х - джинсы, футболки - и элементы современной моды, которая стремится к обтягиванию фигуры. Перед художником стоит задача убедить зрителя в том, что такая ситуация действительно могла быть без фальши и надуманности образов. Театральная роскошь здесь не нужна. Хотя, понимаю, от этого бывает трудно отказаться и режиссеру, и художнику, и зрителю, и актерам!»

В концепции спектакля «Недоступная» было важно окунуться в ретро, передать стиль модерн. На сцене появляются пианино и черно-белые слайды, мелодия регтайма, кажется, звучит и в самих декорациях. Художественный образ постановки «Ричард III» представлен неким ущельем, внутри которого происходят государственные перевороты и вершатся человеческие судьбы. Театральные цеха по эскизам художника создали этот образ, использовав более 500 метров бесформенного нетканого полотна. Костюмы выполнены преимущественно в серо-черно-болотной гамме с фрагментами красных «вспышек» (веревка, аксельбант, лента), у каждого персонажа в одежде или обуви - элементы военной формы. Тут не до средневековых прикрас. На сцене ступени из газетной макулатуры - попранный источник информации; огромный барабан, вещающий и призывающий мягким боем. Каждая сторона придуманной художником многофункциональной коробки несет свою смысловую нагрузку - от металлоискателя до тауэрского заключения. Меняются кресла престола, становится знаком кровавых распрей небольшая гильотинка, немым подспорьем всех злодеяний присутствует на сцене кузов «Мерседеса», который лишь в финале оживает... «У зрителя могут возникнуть иные ассоциации, - говорит художник, - театр на это и рассчитан, важно учитывать весь возможный ассоциативный ряд». Художник представил эпоху как современное мироощущение, и зрители приняли этот образ.

Спектакль «Милые люди» по рассказам Василия Шукшина - премьера 158-го театрального сезона. Художник создал на сцене мир жителей села. Все действие происходит под одной крышей избы, объединяющей разные семьи, разные истории. На сцене оживает деревенский быт 60-х годов прошлого столетия. Но художник не замыкает пространство этим бытом, он стремится объять его космосом, философией добра и единения. И вместе с Немой, символизирующей сокровенный образ русской души, преображается вся декорация. И в этом художественном пространстве нет мелочей: все - от декораций и костюмов до деталей в них и реквизита - все отражает, несет, создает - работает на целостное восприятие сценического произведения.

Тан Еникеев: «Театр - это наполовину ремесло. К сожалению, мало кто может отличить ремесло от творчества. Идеи витают в воздухе, важно, кто их соберет и что реализует. Мода в театре идет и с годами меняется. Отставать нельзя, но и далеко убегать вперед тоже! Мне интересно заниматься творчеством, не повторяться, искать новые решения. В этом творчестве заключается все удовольствие от работы в театре!»

В условиях бурного развития техники и технологии меняются и методы работы театрального художника. Стало возможно воплощение эскизов и макетов в компьютерном решении на ранней стадии работы над постановкой. Макет, как известно, играет главную роль в организации пространства сцены. Виртуальное создание декорации помогает заблаговременно увидеть возможности светового, пластического и технического решения спектакля, устранить недочеты, изменить цветовую гаму, спрогнозировать и уточнить механику смены и работы декорации.

Тан Гумерович Еникеев интересно работает с компьютерными технологиями. Но каковы бы ни были возможности нового века, тонкий вкус художника, смелость его творческих идей и богатейший постановочный опыт определяют художественный уровень репертуара современного театра в Оренбурге.

Тан Еникеев: «Выбирая путь театрального художника, я, может быть, сначала и не предполагал, насколько это интересная профессия. Чем больше узнавал о ней, тем больше нравилась, - буквально всем: ритмом, масштабностью. И потом для меня неразделимые понятия - живописец и сценограф. Сценограф не может не быть живописцем».

В Оренбургском музее изобразительных искусств готовится юбилейная выставка Т.Г. Еникеева, в которой будут представлены не только театральные работы художника, но и живопись, графика.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.