Им обоим нужен успех! Альберт Шайдуллов (Волгоград)

Выпуск №5-165/2014, Лица

Им обоим нужен успех! Альберт Шайдуллов (Волгоград)

Премьерный спектакль Волгоградского ТЮЗа «Шалый, или Всё невпопад» (по пьесе Ж.-Б.Мольера) по общему мнению стал настоящим бенефисом молодого артиста театра Альберта Шайдуллова.

- Откуда этот замечательный парень?

- Он не из цирка? Такие кульбиты проделывает, просто голова кругом!

- Почти три часа на сцене, километры стихотворного текста - весь спектакль на нем. А какая легкость, точность, заразительность!

Это типичные зрительские, весьма эмоциональные высказывания, во множестве прозвучавшие сразу после премьерных показов. И ведь действительно, роль Маскариля в большой степени стала для многих открытием талантливого артиста. Теперь уже не важно, что поначалу он на нее не планировался.

На сцене, рядом с главным героем Лелием, юным симпатягой, но сумасбродом («шалым»), не умеющим добиться своей возлюбленной, активно существует его слуга - Маскариль, умный и взрослый, уж точно превосходящий хозяина в знании людей и способах воздействия на них. Но, пожалуй, основное отличительное качество его натуры - артистизм. Да и то, Мольер писал эту комедию под большим влиянием уличных карнавальных представлений и театра масок дель арте, сам был талантливым комедиантом, много лет развлекавшим народ, мотаясь со своим театром по французским провинциям. Он ценил и умел играть этих ловких, хитроумных и жизнелюбивых простолюдинов. Слуга Маскариль стал первым из его знаменитых персонажей этого ряда.

Маскариля А.Шайдуллова не приходится слишком долго уговаривать помочь хозяину в любовной интриге - достаточно возбудить его честолюбие доверием и похвалой. И вот уже отброшена и напрочь забыта метла, которой он до того лениво и неловко сметал пыль с люстры, исполняя нудную работу прислуги в доме. Получено творческое задание, дан старт игре, в которой он теперь становится главным действующим лицом! Как предчувствие счастья от избытка сил и возможности употребить их на что-то важное. Как радость на физиологическом уровне, когда уже невозможно просто ходить, а только бегать, прыгать и взлетать...

Между прочим, умение артиста вот так физически роскошно и раскованно существовать на сцене, оказывается, подготовлено его многолетними спортивными увлечениями. Альберт с детства занимался самбо и дзюдо, в 15-летнем возрасте стал чемпионом России по каратэ и получил звание кандидата в мастера спорта. Танцевал брэйк-данс и учил этому желающих. После школы оказался перед выбором - стать профессиональным спортсменом и тренером или актером - гены папы-артиста тоже активно проявлялись. Выбрал поначалу университет физической культуры, филиал Ульяновского в Димитровграде, где жил. Через год сбежал оттуда - стало неинтересно. Собрался было послужить в армии, да случай привел в сельскохозяйственный техникум, по окончании которого получил диплом с обозначением рода деятельности - «коммерция» (самому смешно!). Никакой коммерцией заниматься, конечно, не собирался - все два года учебы проиграл в КВН. Наконец, житейская «загогулина» привела в Волгоград - девушка любимая сюда уехала, и он поступил во ВГИК на актерское отделение к заслуженному артисту РФ А.А.Авходееву. Вот так и оказался в ТЮЗе, где нашел, как утверждает, то, чего хотел.

В репертуаре театра он занят довольно плотно - в больших и маленьких ролях, в так называемой «массовке» (которая является здесь украшением многих спектаклей). Начинал Альберт еще в студенческие годы с Артемона в «Золотом ключике», был очень трогателен в своем собачьем белом паричке, из-под которого выглядывал озорными глазами. Он смешит детей в образе морячка Хулиана из «Сокровищ капитана Штиля». Взрослый зритель, попадающий на комедию из ранней советской жизни «Слон», обязательно запоминает хозяйского сынка-пионера, с готовностью отдающего «салют», где надо и не надо. Альберт вполне убедительно играет центральную роль - короля Фердинанда в «Бесплодных усилиях любви» В.Шекспира, заставляя юных девиц в зале по достоинству оценивать его мужское обаяние.

Одна из самых успешных и любимых ролей молодого артиста - «мелкий» очкарик Витя из спектакля «С тобой все кончено навсегда!». Он постоянно «тусуется» со старшими ребятами, «путается под ногами», но оказывается для них в результате самым необходимым. Потому что одарен творческой фантазией, потому что по природе своей артист, способный придумать и разыграть целое представление, чтобы помочь друзьям в их любовных перипетиях.

Этот шайдулловский Витек из современной пьесы очень похож на его мольеровского героя - они одной породы. И им обоим нужен успех...

Вряд ли этот Маскариль только из преданности своему хозяину готов ему помогать. Он достаточно продувная бестия и циник, из тех, кто «ради красного словца не пожалеют и отца». Что и делает, объявляя о смерти (мнимой, конечно) пожилого папаши своего хозяина. Только ради того, чтобы «вытрясти» у другого дедули денег якобы на похороны его друга. А на самом деле - для выкупа у третьего старичка девушки-рабыни, «предмета пылкой страсти» Лелия. Вот такая многоступенчатая игра. И если бы влюбленный дурак не явился в самый разгар действа, оно бы успешно завершилось. Но... Ладно, Маскариля уже не остановишь, его творческий азарт растет и подсказывает все новые и новые авантюры. А они все срываются и срываются. «Опять из-за него проиграна игра!» Именно это непереносимо, доводит до отчаянья! Которое преодолевается лишь тем, что, не дай бог, «все скажут, Маскариль от трудностей бежал, он выдохся совсем и плутни исчерпал». Гордыня художника (пусть, слуги), мечтающего стать знаменитым - несмотря ни на какие препоны! «Наперекор ему я выручу его!»

И все же этот фанат личной славы, для которого все средства хороши, приходящий в бешенство от нелепого поведения своего хозяина, способен оценить его явные человеческие достоинства. В какой-то момент Маскариль А.Шайдуллова устало и даже с некоторой долей зависти к влюбленному и уже потому только счастливому юноше произносит важное: «Притворство не для вас, у вас огонь в крови!» И это создает объем характера, проясняет не случайность симпатии друг к другу слуги и господина.

Роль Маскариля позволяет актеру Альберту Шайдуллову ярко, полно проявить свои умения: физическую свободу, темперамент, прекрасное владение словом. Он «зажигает» на сцене, беря на себя основную нагрузку всех действий и смыслов спектакля. А дальше очень хочется увидеть его в тихой и психологически сложной роли, к которой, судя по всему, он готов.

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.