Пространственный переворот новосибирского театра

Выпуск №5-165/2014, Мастерская

Пространственный переворот новосибирского театра

Новосибирские театры не привыкли шокировать зрителя спектаклями в неожиданных местах. Хотя в ведущих театральных городах мира сценические проекты в заводских цехах и на мясокомбинатах, в заброшенных монастырях или же просто в метро - норма. А в столице Сибири даже размещение публики на сцене до сих пор воспринимается как авангардный жест и откровение. Пространственный переворот случился внезапно. В конце ноября новосибирские актеры и режиссеры представили пять эскизных показов по пьесам актуальных авторов - от Ивана Вырыпаева (Россия) и Дмитрия Богославского (Белоруссия) до Лукаса Бэрфуса (Швейцария) и Филиппа Леле (Германия). И не просто представили, а освоили новый формат сценического пространства - взобрались на 9-й этаж бизнес-центра «Кокон» и собрали немалую аудиторию. В городе академических стационарных театров подобная идея казалась невоплотимой, но устроителям лаборатории молодой режиссуры «Герой. 21» это удалось. Немецкий культурный центр им. Гете в Новосибирске и театр п/р С. Афанасьева отличились в общем потоке лабораторий современной драматургии, которые поминутно проходят в больших и малых городах России. Этот формат предполагает легкость и незаконченность, злободневность и остроту режиссерского мышления. Эскизы по свежим пьесам сочиняются за пару дней, а потом предъявляются публике. Зрители обсуждают и голосуют: войдет ли новая драма в репертуар театра или будет ждать другого шанса. Подобные сценические эксперименты были замечены в Новосибирске и ранее - в театрах «Глобус» и «Старый дом», в Доме актера. Но организовать диалог злободневных идей в совершенно неожиданном месте и на 27-метровой высоте - пришло в голову впервые. Творческим руководителем проекта выступил молодой режиссер Сергей Чехов. Он отобрал пьесы, составил актерско-режиссерскую команду и буквально зарядил ее идеями.

Да и какое пространство столь же точно и ярко выражает хронотоп современной действительности как не металлически-стеклянный мир бизнес-центра? Огромные стеклопакеты от пола до потолка, сквозь которые в вечернем освещении проступают очертания знаковых новосибирских зданий: Оперного театра и Сбербанка, Часовни Святого Николая Чудотворца и отеля Hilton. Все это создает замкнутый театральный мир квартиры-студии, медицинского центра, супермаркета etc. Так привычность театрального высказывания (зал, сцена, свет, рампа) разрушается хайтековским залом, помещающим актера и зрителя в обстоятельства Настоящего. Героям 21 в свете неоновых вывесок и иллюминации современного Новосибирска как-то особенно веришь. И в этом чувствуется магия реальности происходящего здесь и сейчас - с любым из нас. Сам город становится театральной декорацией.

Уже в первом эскизе по пьесе Вырыпаева «Летние осы кусают нас даже в ноябре» (режиссер Евгения Веснина) словно в пересказе известного абсурдиста Эжена Ионеско или раннего Тома Стоппарда проявляется универсальная модель современной семьи. Три персонажа - муж Марк, жена Елена и их друг Йозеф - выясняют вопрос, кто же навещал Елену в прошлый понедельник. После каждого шага в расследовании - яснее не становится. Все, призванные в свидетели, как и водится, лгут. И лишь воспоминание о том, что летние осы кусают даже в ноябре, останавливает дурную бесконечность игр, в которые играют люди. Но - лишь на секунду. Увы, само это утверждение не дает никакой опоры. А далее - хождения по кругу ложных обстоятельств. Попутно приятели устраивают сеансы психоанализа, размышляют о боге и смысле жизни. Вырыпаев остроумно и легко жонглирует нашими фобиями, устоявшимися представлениями о норме и способностью вообще что-то понимать. К этим фокусам умело присоединяются актеры Театра п/р С. Афанасьева - Анна Чехова, Андрей Яковлев и Платон Харитонов. Их ирония и интонационная отстраненность настолько втягивают в игровую ситуацию, что к финалу и в нас самих не остается ничего устойчивого, кроме утверждения про пресловутых ос. И только неподдельная живая интонация и органика артистов возвращают в мир человеческий, которому еще возможно сострадать. К слову сказать, эту пьесу уже ставят в одном из самых любимых театров страны - в Мастерской Петра Фоменко. Хочется надеяться, что и эскиз-спектакль Е. Весниной не канет в лету.

В пробе пьесы «По имени Господин» Ф. Леле (режиссер Артур Яценко) также ставится вопрос взаимоотношений, но только шире - индивидуальности и социума. Дилемма между естественными мотивами поведения человека и авторитарными стратегиями общества потребления (иными словами - между настоящими и навязанными тебе желаниями) - одна из самых актуальных тем мировой литературы уже более 30 лет. В 2000-е годы ее доступно и изобретательно осмыслили Фредерик Бегбедер и Виктор Пелевин. Под рукой Филиппа Леле эта проблема низведена до сценария. Все сюжетные линии слишком узнаваемы и схематичны: некий Господин (Платон Харитонов) пытается выбраться из-под власти денег и маркетинговых атак и обретает долгожданный рай не где-нибудь, а в тюрьме. В новосибирском варианте с банальностью сюжетного хода отчасти справилось визуальное решение эскиза, яркой метафорой которого стал заваленный соломой человек, мнимо освободившийся от социальных пут.

Самой основательной и объемной стала работа Сергея Чехова по пьесе «Путешествие Алисы в Швейцарию» Л. Бэрфуса. Это непривычная для российского сознания история о больной девушке Алисе (Анна Чехова), которая хочет покончить жизнь самоубийством, но никак не может довести задуманное до конца. Психозы Алисы стали для ее матери (Светлана Галкина) обыденным делом: она смывает кровь с недорезанных вен Алисы так просто, словно полощет белье или моет зелень для супа. Отправиться навстречу смерти ей, как и другим безнадежным пациентам, помогает врач Штром. «Доктор смерть» в исполнении известного актера Олега Жуковского, кажется, познал все парадоксы мира. Он удивительно многолик: то буднично бубнит себе под нос условия страшного контракта с клиентами, то с фанатизмом Мессии борется с людьми, не разделяющими его взглядов, то по-человечески устало курит на балконе, вглядываясь в нас как в потенциальных пациентов. Его сюжетная линия создает трагический масштаб истории - не меньше. А тема эвтаназии рождает сильную энергию чувств и ощущений сродни шекспировским конфликтам.

При этом драматург Бэрфус отстраненно проговаривает сложные для человеческого сознания идеи, чтобы не увести проблему в область мелодрамы. И внутренний драйв при внешне спокойном поведении артистов - тот увлекательный стержень новосибирского спектакля, который уверенно держит внимание зрителя. Да и какая интрига может быть более увлекательной, чем бескомпромиссный поединок между жизнью и смертью?..

Полнота актерского существования в эскизе была поддержана подробным исследованием пространства. Вот Алиса сидит прямо перед зрителями - еще по-девичьи неуклюжая, живая. Вот начинает постепенно удаляться - на пересечении зала и холла вдруг исполняет песню в образе Мэрилин Монро с перетянутыми руками. Смерть Алисы, несмотря на детальное и пристальное описание драматурга, мы наблюдаем в самом конце коридора сквозь туманные блики холодных стекол. Так Сергей Чехов буквально расчертил путешествие Алисы по искривленному этажу бизнес-центра, превратив страшную на уровне слова тему ухода в реальность визуального.

Конечно, в общем композиционном построении работы Чехова есть несовершенства, но это именно тот эскиз, которому просто необходимо превратиться в спектакль.

В целом, можно констатировать: лаборатория на высоте 27 метров стала качественно новым событием в театральной жизни города. Ведь авторами постановок, открывшими зрителям удивительное сценическое пространство, выступили студенты-режиссеры Новосибирского театрального института. И оказалось, что по художественному уровню высказывания, остроте видения проблем, юмору и глубине наблюдений они предложили вполне конкурентный, смелый и неожиданный театральный продукт.

Успешность лаборатории «Герой. 21» еще раз подчеркнула: такому мегаполису как Новосибирск не хватает аналога московского театрального центра им. Вс. Мейерхольда - открытой нестандартной площадки для свободных театральных проектов. Здесь молодые художники не ждали бы оказии поставить очередную сказку в театрах-мастодонтах (а именно в этих жанрах востребованы новосибирские выпускники), а в поисках собственной индивидуальности не боялись бы экспериментировать с разными сценическими языками. А выиграл бы только зритель.

Оксана ЕФРЕМЕНКО

Новосибирск

 

Юлия Чурилова, координатор Лаборатории молодой новосибирской режиссуры «Герой. 21»:

«Мне кажется, что за предыдущие 20 лет театр сам сформировал некую конвенцию для зрителя - что театр - это место досуга и развлечения. И теперь для массового зрителя - театр - это альтернатива боулингу, а для «юного, продвинутого» - просто не лежит в сфере интересов, попробуй, потягайся с фэйсбуком. И мы искали вот такое пространство, которое не являлось бы и не называлось театром и вдохновило бы режиссеров, художников и зрителей. Нашли в самом центре стеклянную башню и чрезвычайно благодарны Денису Герасимову за возможность поработать в этом пространстве. Некоторые эскизы просто выросли из этого места и непонятно сейчас, сможем ли мы их повторить здесь, но очень надеемся.

Театральные эксперименты в нетеатральном пространстве важны, мне кажется, как художнику (как иные правила игры и новый опыт общения с другой аудиторией), так и зрителю, потому что создают возможность диалога, который получился в этот раз конструктивным и важным».

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.