Парикмахерский квинтет

Выпуск №5-165/2014, Тайны профессии

Парикмахерский квинтет

 

Рассказать об уникальном коллективе мастериц гримерно-парикмахерского цеха Челябинского театра оперы и балета подтолкнула череда славных юбилеев его работниц. Тайну юбилейных лет раскрывать не станем, скажем лишь, что в сумме их рабочий стаж составляет более 100 лет.


Профессия из рук в руки

Пятеро работников цеха - Людмила Василенко, Лариса Садовских, Людмила Зверева, Елена Копырина и Елена Колесова - этим составом трудятся в театре более 10 лет. У гримеров-парикмахеров текучести кадров нет просто потому, что «не те» люди здесь сами не задерживаются. Их пятеро, и как в настоящем квинтете (театр-то музыкальный) - здесь все на равных. Все специалисты универсальные. Умеют и делают все отлично: гримируют, причесывают, изготавливают и ремонтируют постижерные изделия - парики, бороды, усы, ресницы, шиньоны. Но при всей универсальности и взаимозаменяемости голоса 2-х скрипок (точнее, руки 2-х мастеров) - ведущие: это начальник цеха, заслуженный работник культуры РФ Людмила Павловна Василенко - мастер мужских причесок и Лариса Александровна Садовских - мастер женских причесок.

Профессию свою мастера-наставники приобретали, как говорится, из рук в руки: у основательницы театрального гримерно-парикмахерского дела в Челябинске Любови Эммануиловны Бундиной. Чета Бундиных прибыла открывать оперный театр в Челябинске из Мариинского театра (тогда Кировского). Именно Л.Э. Бундина передала своим ученицам, а Людмила Павловна и Лариса Александровна начинали в этой должности, потом уже сами становясь наставниками, секреты мастерства, старинные способы укладки волос в сценических прическах, которыми они очень дорожат. Л.П.Василенко работает в театре с 1955 г. , Л.А. Садовских пришла на 10 лет позже. Пришла в цех ученицей, да и задержалась...на 45 лет. Елена Копырина, отдавшая сцене 25 лет как артистка балета, так и не смогла расстаться с театром и тоже пришла в гримцех, где Людмила Зверева и Елена Колесова сразу начали свою трудовую деятельность в театре. Мастера признаются, что хочется повысить квалификацию, сейчас так много всего нового в театральном деле, но театр не посылает на стажировку - дорого. Поэтому стараются образовываться сами. Вот, к примеру, все спектакли - исторические, а последние лет 15 художники-постановщики порой забывают, что люди причесывались определенно в определенный период. Значит, нужны для парикмахеров-гримеров-постижеров эскизы причесок и париков. А их не всегда предоставляют . «И тогда все зависит от нашей профессиональной совести, наших знаний и умений. Чтобы и грим, и прическа соответствовали эпохе, костюму, характеру персонажа, наконец», - говорят Мастера в один голос. И вспоминают с удовольствием почему-то не художников, а режиссеров, с которыми работали над спектаклями: Георгия Миллера, Алексея Степанюка, Андрея Сергеева (последний еще и оформлял свои спектакли).

 

Щипцы для виртуоза

На столе - щипцы для горячей завивки, электроплиты, расчески, лаки, бигуди, шпильки, заколки. Весь инструмент - личный. Но, говорят работники цеха: все это - старое оборудование. Как хочется, чтобы в цехе были электробигуди, профессиональные фены, современные электроплиты. И, как всегда, денег нет. Виртуозные руки мастериц творят чудеса, пользуясь старыми, проверенными способами. Разогревается плитка, стоящая в коридоре возле гримерных, на ней - раскаленные щипцы. «Девочки, - кричит Лариса Александровна, - я иду причесывать». Перед спектаклем причесать и загримировать одному специалисту цеха нужно до 15 человек, а ведь есть еще «переодевания» головы и лица не только между действиями, но и по ходу, как, например, в «Анюте» или «Евгении Онегине», тогда уж только успевай крутиться: все на ходу, на лету.


Болван со стажем

Основой парика служит монтюр. Чаще мастера Челябинского оперного его изготавливают сами: просто берут кусочки сетки, отрезки ткани в пошивочном цехе. Волосы для париков большей частью искусственные, некоторые просто невозможно завить и уложить, так их сажают на клей. А натуральный волос сейчас - редкость: его покупают сами, либо кто-то приносит, даже себя порой стригут.

Готовые парики сушат на «болванах». Это такие специальные макеты голов разных размеров, сделанные из липы. Почему именно из нее? Потому что древесина у липы мягкая и не колется. В цехе используются в работе «болваны», которым более 50 лет - ровесники театра! За готовым париком ухаживают, как за прической из живых волос: его моют, завивают и даже красят, если это нужно. Черный лак дорог, его берегут для особых случаев, чаще пользуют волосы морилкой. Чтобы правильно надеть парик, его «насаживают» на шпильки, всего их пять. А вот и секрет старинной укладки мужской прически: после того, как волосы сбрызнут лаком, их «зашивают» обычной ниткой.


Создатели настроения и образа

В настоящее время артисты любят больше локоны и шиньоны. Но, когда нужно, надевают парик, хотя в нем жарко и порой тяжело работать. А вот насколько бывает непросто самим парикмахерам в разных непредвиденных ситуациях, об этом история умалчивает, потому что настроение или «ненастроение» артистов - это непростой груз на плечах мастеров. «Но ... нужно терпеть, не имеем права показывать свое состояние», - говорят они. Бывают ситуации, когда на большие фестивали, проводимые театром, приглашенные артисты привозили только самих себя, а их облик на сцене создавал ... челябинский квинтет.

Мастерство работников гримерно-парикмахерского цеха Челябинского оперного ценили во все времена и далеко за пределами театра. Когда, например, Георгий Соломонович Миллер ставил «Свадьбу Фигаро» в Нижнем Новгороде, то доверил причесывать парики только Людмиле Павловне Василенко. А в ресницах, которые изготавливает Л.А.Садовских, танцуют балет Ростовского театра и Оренбургский хор, ансамбль танца «Урал» и ансамбль им. Гаскарова в Уфе. Был даже смешной случай, когда итальянка - участница Фестиваля итальянской оперы в Челябинске в шутку сказала Садовских: «Увезу тебя с собой в чемодане».

«Сейчас, - сетуют мастера, - ухудшается сценическая культура, падает и творческая дисциплина. Актеры могут позволить себе выйти на сцену, едва загримировавшись. Чего раньше просто не допускалось!»

Закончить же свой небольшой рассказ хочу такой фразой. Люди, бесконечно преданные театру, и среди них - наш замечательный квинтет: Людмила Василенко, Лариса Садовских, Елена Копырина, Людмила Зверева, Елена Колесова свято чтут театральные традиции, сохраняют их в своем трудном и интересном деле и обучают приемам мастерства молодых певцов. Как это делает сегодня в Челябинской академии культуры и искусств Л.П.Василенко, которая преподает грим в оперном классе.

 

Фото Андрея ГОЛУБЕВА


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.