Свет настоящего искусства. "Вечно живые" в постановке А.В.Иванова

Выпуск №5-165/2014, Много лет спустя

Свет настоящего искусства. "Вечно живые" в постановке А.В.Иванова

В рамках широкого празднования 100-летнего юбилея Виктора Сергеевича Розова один из старейших театров России, Воронежский академический театр драмы им. А.В. Кольцова показал «Вечно живых» в постановке Анатолия Васильевича Иванова, на протяжении многих лет, до самой кончины, возглавлявшего этот театр.

Поставленный в 2000 году, к 55-летию Победы, этот спектакль сразу же завоевал признание не только воронежской публики - участник нескольких фестивалей, он триумфально прошел по сценам российских городов, в каждом из них вызывая подлинное потрясение тем, насколько просто, безпафосно, прозрачно был поставлен и сыгран артистами, среди которых главные роли исполняли вчерашние студенты курса Анатолия Иванова.

По просьбе Центра поддержки русского театра за рубежом, несмотря на свою занятость, Анатолий Васильевич поставил «Вечно живых» в Кишиневе, в Русском театре, к 60-летию Победы. Я была свидетелем той премьеры и вряд ли смогу когда-нибудь забыть потрясенное молчание зрителей после окончания, которое смутило поначалу. Но лишь на мгновение, потребовавшееся для того, чтобы зрительный зал поднялся в каком-то едином порыве и наградил артистов и режиссера овацией...

Дважды мне доводилось видеть пронзительный спектакль Воронежского театра в разные годы - его эмоциональная сила, вызывавшая глубокое сопереживание, не иссякала. Но прошло время. Вот уже четыре года нет Анатолия Васильевича Иванова. Нет и режиссера-педагога Татьяны Краснопольской, исполнявшей роль Анны Михайловны. И потому было немного страшно идти на спектакль, который играли все те же артисты.

И произошло то Чудо, ради которого мы и стремимся в театральные залы, чаще всего покидая их разочарованными и опустошенными.

Спектакль, восстановленный к 65-летию Победы в 2010 году самими артистами, захватывал с первых минут; лаконичная сценография Елены Ворониной (то ли шахты лифта, то ли окна, затянутые металлической сеткой, а где-то в глубине «жилые» уютные уголки с завешанными фотографиями стенами, с диванчиками, столиками), негромко звучащий известный вальс военных лет, прощание главных героев, торопливое застолье, когда семья провожает Бориса на фронт - все было настолько естественным, живым, простым и прозрачным, что спазм перехватывал горло...

Ничего, ни самой малейшей мелочи не утратилось в этом возрожденном спектакле! Может быть, от того, что кольцовская труппа в благодарную память о своем уникальном режиссере захотела, чтобы мы поняли, увидели своими глазами, осознали: он - вечно живой для них и для нас, потому что таким штучным искусством, таким театральным «чутьем», такой тончайшей музыкальностью и любовью к высокой литературе обладают сегодня лишь редкие единицы.

Анатолий Васильевич Иванов был выдающимся мастером прочтения русской классики. Тот, кто однажды видел, никогда не сможет забыть такие его спектакли как «Прости меня, мой ангел белоснежный!..» по чеховскому «Платонову», «Резвые крылья Амура...» по «Волкам и овцам» А.Н. Островского, «Театральный романс» А.Н. Толстого, «Вишневый сад» А.П. Чехова, «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Бесприданницу» А.Н.Островского... Невозможно перечислить все - ведь Иванов поставил на воронежской сцене свыше сорока спектаклей! А еще были постановки в других российских городах и за границей. А еще были студенты, которым он, ученик А.В.Эфроса, отдавал много сил и энергии.

Они играли «Вечно живых» как премьеру, бережно и любовно сохранив все мизансцены, всю детальную разработку характеров, играли «до полной гибели всерьез» - Магдалена Магдалинина, Валерий Блинов, Елена Гладышева, Юрий Смышников, Светлана Поволяева, Тамара Семенова, Сергей Карпов, Валерий Потанин, Роман Слатвинский, Михаил Агапов, Ольга Рыбникова, Валентина Юрова, Дина Мищенко, Егор Казаченко, Ирина Сорокина, а зрители, не стесняясь утирали глаза, порой всхлипывали, испытывая боль и счастье от того, что перед ними разворачивалось НАСТОЯЩЕЕ.

Живое. Полнокровное. Бесконечно волнующее.

Ведь сегодня мы можем с полным правом назвать Виктора Сергеевича Розова классиком - пьеса, написанная 70 лет назад молодым человеком, прошедшим ад войны и вернувшимся с нее израненным душой и телом, не устарела, не утратила своего значения, потому что в основе ее - человеческие взаимоотношения, понятия любви, долга, чести. И молодым зрителям важно и нужно знать об этом сегодня...

А тем, кто постарше - вспомнить...

Анатолий Васильевич Иванов оставил нам лучшее, что может оставить настоящий Мастер, выдающийся режиссер - свет, исходящий от подлинного искусства. Потому и возрождены сегодня «Вечно живые» артистами, не просто воспитанными, а пропитавшимися этикой и эстетикой блистательного режиссера отечественной сцены.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.