Звезды и рубежи. Второй фестиваль драматических театров Вооруженных Сил РФ

Выпуск №6-166/2014, Фестивали

Звезды и рубежи. Второй фестиваль драматических театров Вооруженных Сил РФ

В конце 2013 года в Москве, на сцене Центрального академического театра Российской армии собрались армейские и флотские театры со всех рубежей нашей огромной страны, высветив на фестивальной афише Владивосток, Уссурийск, Мурманск, Кронштадт и Севастополь. И это была по-настоящему долгожданная встреча, потому что первый фестиваль «Звездная маска» проходил шесть лет назад. Но так сложилось, что в тот раз, едва отыграв спектакль, артисты должны были возвращаться домой. Нынешний же фестиваль, организаторами которого выступили Управление культуры Министерства обороны РФ и Центральный академический театр Российской армии, дал возможность всем театрам увидеть работы своих коллег и, что особенно дорого, в полной мере насладиться общением. Главный режиссер Драматического театра Тихоокеанского флота Станислав Мальцев назвал это глотком воздуха, без которого настоящее творчество немыслимо. Не последнюю роль играет и то, что «Звездная маска» не предполагает наград и званий, и, как очень точно сказал директор Драматического театра Балтийского флота имени Всеволода Вишневского Нурчук Шидаков, «здесь никто не боится стать вторым, и все театры на фестивале как одно целое».

Не случайно к концу фестивальной недели его участники стали озвучивать идеи об обменных гастролях между армейскими и флотскими театрами, о проведении лабораторий по драматургии, поскольку эта проблема всегда остра, о возможности участвовать в общероссийских театральных форумах, о поиске молодых режиссерских сил (к слову, 2014 год в Центральном академическом театре Российской армии объявлен Годом молодой режиссуры, и к участию в этом проекте будут привлечены молодые режиссеры для создания на сцене ЦАТРА постановок на военно-патриотическую тематику). А главное, пришли к общему убеждению: потенциал «Звездной маски» уже таков, что он может проходить один раз в два года. Таким образом, следующий фестиваль запланирован на 2015-й, в котором сходятся сразу несколько значимых дат - 70-летие Великой Победы, юбилей Центрального академического театра Российской армии и 100-летие его старейшего актера Владимира Михайловича Зельдина.

Семь спектаклей в афише «Звездной маски» представили классические и современные пьесы отечественных и зарубежных драматургов. Наверное именно это разнообразие - Алексей Толстой, Алексей Дударев, Бен Джонсон, Юрий Поляков, Людмила Разумовская, Анна Батурина плюс возможность увидеть военные театры, каждый из которых имеет богатую историю и традиции, - привлекло огромное число зрителей. Все фестивальные спектакли были аншлаговыми, а постановщики и актеры буквально купались в аплодисментах. Овации стихали, и начинался серьезный разговор: на пресс-клубах, где собирались актеры и постановщики, о плюсах и минусах той или иной работы размышляли члены жюри фестиваля театральные критики О.И. Пивоваров, Г.А. Заславский, В.В. Подгородинский, Н.И. Жегин, А.Б. Иняхин, О.В. Сенаторова. И даже если их точки зрения не всегда совпадали, а некоторые оценки оказывались жесткими, излишне говорить, насколько важен для театров взгляд со стороны.

Открывался фестиваль военных театров «Царем Федором Иоанновичем» Алексея Толстого, а его завершающей нотой стали «Одноклассники» Юрия Полякова. Оба спектакля поставил главный режиссер Центрального академического театра Российской армии Борис Морозов, и о них «Страстной бульвар, 10» уже подробно писал ( № 9 (159), 2013).

Драматический театр Восточного военного округа (Уссурийск) привез на «Звездную маску» одну из лучших своих работ, отмеченную в 2008 году региональной премией «Лучший спектакль года» - спектакль «Рядовые» по пьесе Алексея Дударева. Произведение белорусского драматурга, на первый взгляд, очень простое, с вполне конкретными акцентами на характерах героев. Но в этой незамысловатости и простоте открываются вдруг глубины человеческого страдания, веры, любви. Не случайно «Рядовые» уже не одно десятилетие идут на российской сцене, к ним продолжают обращаются молодые режиссеры, пытаясь осмыслить ту войну.

Главный режиссер Драматического театра Восточного округа Валентин Свиридов вместе с художником-постановщиком Юрием Воронковым и художником по костюмам Еленой Махонько предложил классическое прочтение пьесы Дударева. Начиная спектакль с точки боя - до предела напряженной, разрывающей темноту за стенами полуразрушенного здания, где война соединила в одном котле совершенно разных людей, режиссер постепенно обнажает души своих персонажей, и мы видим, что внутри каждого из них идет свой собственный бой. У Дервоеда (Юрий Рябинин) - с чувством вины перед погибшей семьей, у Дугина (Сергей Денежкин) - с любовью к жене, которую он решил оставить ради ее же блага, у Буштеца (Дмитрий Ступников) - с переполняющей яростью и душевной болью, у Соляника (Владимир Чуваев) - с противоречием между желанием защитить Родину и верой в Бога. В разломах кирпичных стен корежатся жизни, а надежда держится на едва уловимом луче света, который исходит от старого партизана Дервоеда. Казалось бы, его уже ничто не держит в этом мире, но жизненные токи настолько сильны, что он находит в себе силы выслушать, успокоить, поддержать своих собратьев. Даже сквозь взрывы персонаж Юрия Рябинина слушает и слышит землю, которую «уже сеять надо», и точно знает, что, по большому счету, у них «одна на всех душа». И благодаря этому пронзительному образу отступают не всегда убедительные некоторые актерские работы, стирается излишняя бутафорность сценографии.

Второй страницей фестиваля тоже стал Алексей Дударев. Спектакль «Не покидай меня» сыграли актеры Драматического театра Черноморского флота им. Бориса Лавренева (Севастополь). Поставил его в 2012 году Александр Губарев в соавторстве с художником-постановщиком Галиной Бубновой и режиссером по пластике и танцу Ириной Пантелеевой, и эта работа получила оценку «лучший спектакль Крыма».

Надо сказать, что в какой-то момент у зрителей «Звездной маски» был риск не увидеть эту интересную постановку, поскольку при перевозке декораций у театра возникли проблемы на таможне, и в итоге они так и не покинули пределы Украины. Но решение постановщиков и актеров было однозначным: спектакль состоится во что бы то ни стало. Интересно, что похожая ситуация сложилась в годы Великой Отечественной, во время которой театр Черноморского флота не прекращал своей деятельности. Как-то взрывом уничтожило декорации к спектаклю «Фронт» А. Корнейчука, и тогда импровизированной сценой стал грузовик, а костюмами - пропахшие порохом пыльные гимнастерки. Слава Богу, сейчас мирное время. Технические вопросы остались за кадром, и в программе фестиваля никаких изменений не произошло.

В спектакле «Не покидай меня» много видео (монтаж Игоря Гармаша и Вячеслава Назаренко): искусно вплетенная в общее действие черно-белая военная хроника, переходящая в цветные кадры затянутого тучами неба или пульсирующей луны, становилась своего рода отточиями между сценами. И было понятно, что в прокручивающихся с невероятной быстротой свидетельствах войны, в этих отнюдь не постановочных картинках - реальные люди с непридуманными судьбами. А здесь, на сцене, - актеры, которые не «играют войну», а пытаются осмыслить уже достаточно давние события, примерить на себя, попытаться пережить и это понимание передать нам.

В незамысловатом и узнаваемом сюжете пьесы невероятно притягательны четыре ярких характера девушек-бойцов из спецподразделения, которыми их наделили актрисы Светлана Кравченко, Диана Кугаевская, Ксения Громова и Оксана Осипова. Исправно неся службу и готовясь к секретному заданию, они дурачатся, вспоминают мирную жизнь, кокетничают со своим строгим командиром, мечтают. Как будто ставят защитный блок перед неизбежностью: задуманная операция настолько серьезна и дерзка, что надежды на выживание немного. Это понимает Михасев (Евгений Черников): несмотря на жесткую муштру своих подопечных, он не потерял способность услышать их сердцем и понять. Это осознает Полковник, образ которого очень точными, лаконичными штрихами решил актер Борис Талах. Неизбежность беды глубоко отпечаталась в двух сценах, уже ближе к финалу. Героини, отправляясь на задание, по очереди уходят по лунной дорожке в реку, и кто знает, не ждет ли их в тумане Харон со своей лодкой. Потом - фантасмагорический танец богини огня, задуманный как концертный номер спецзадания девушек-бойцов. В какой-то момент хореографическое действо напоминает всепожирающее пламя войны, и уцелеть практически невозможно.

Тот же убивающий огонь - только поруганной любви, бешеной страсти и безграничной ненависти - в спектакле «Медея» по пьесе Людмилы Разумовской Драматического театра Северного флота (Мурманск) - старейшего за Полярным кругом. Режиссер Анна Фекета (ей же принадлежат музыкальное и пластическое решение) поставила «Медею» в 2008 году, и это была первая масштабная работа молодого режиссера. В лаконичной сценографии Раисы Чебатуриной всего одна крупная деталь - помост в центре сцены, на который падают яркие всполохи света и пульсируют красным. Здесь переплетаются тени от человеческих фигур, создавая иллюзию страшной воронки, в которую закручиваются жизни античных героев.

Абсолютно ничего лишнего. Спектакль рождается из растворенной в воздухе энергетики слова, музыки, танца (балетмейстер Оксана Даниловская). Режиссер размышляет о том, что в критический момент в человеке появляются множественные «я», вступая в противоречие, конфликтуя. Не случайно колхидскую царевну-волшебницу Медею (Наталья Долгалёва) окружают «медеи» в черных балахонах - раздирающие ее чувства и страсти (Юлия Блохина и Ольга Анпилова). Рассказывая «притчу о гибельной страсти», как обозначено в афише, авторы спектакля наложили на повествование необычную по стилистике хореографию, одели персонажей в стильные костюмы, приподняв историю Медеи и Ясона (Дмитрий Пастер) над временем и показав, что подобное может произойти когда угодно и с кем угодно.

Столь же сценографически яркий спектакль «Вольпоне и наследники» Бена Джонсона (художник-постановщик Валерий Полуновский), но с совершенно другим знаком - комедия. Несколько лет назад его поставил на сцене Драматического театра Балтийского флота имени Всеволода Вишневского (Кронштадт) Юрий Николаев, позднее он был восстановлен Владимиром Филипповым.

Пьеса, написанная английским поэтом, драматургом и актером Бенджамином Джонсоном в XVI веке, звучит актуально даже спустя почти пять столетий. Забавный сюжет о старом шутнике Вольпоне - знатном богаче, разыгравшем мнимых наследников - стирает все границы между веками. Впрочем, как показывает жизнь, жадность, лицемерие и глупость тоже безграничны. Одну из самых интересных ролей в этом спектакле - слуги Моски, не меньшего, чем Вольпоне, хитрица и шутника - исполнил молодой актер Александр Ленин. Как выяснилось, это совсем недавний ввод (прежде роль играл восстановивший спектакль Владимир Филиппов), но очень удачный.

Встреча с «Фронтовичкой» Драматического театра Тихоокеанского флота (Владивосток) произошла практически под занавес «Звездной маски». Пьеса Анны Батуриной для многих еще малознакомая, а потому не заезженная. И это несмотря на то, что на фестивале современной драматургии «Евразия - 2009» «Фронтовичка» получила первое место в номинации «Пьеса для большой сцены», была отмечена премией «Дебют». Возможно, российские театры излишне осторожно подходят к молодому уральскому драматургу и ученице Николая Коляды, но тот, кто берется, получает искренний и глубокий материал. Его автор убеждена, что сухие исторические летописи не передают человеческого обаяния и что люди - не ордена в музейной пыли. Герои Анны Батуриной не образы с пожелтевших фотографий, а живые люди, которые, пройдя войну, пытаются «оттаять» в мирной жизни.

Режиссер-постановщик и он же сценограф Станислав Мальцев обозначил послевоенное время небольшими, но емкими по смыслу маячками. Это старые плакаты на заднике сцены с громкими и значительными лозунгами «Здоровую семью - обществу», «Партия сказала «надо», комсомол ответил - «есть»! «На поля, на стройки!» и др.), сменяющие друг друга и обозначающие переход к очередной сцене.

Центр всего, что происходит в спектакле, невероятно притягательный, - Мария Петровна Небылица в исполнении Татьяны Зарюта. Молодой женщине, прошедшей войну и закончившей ее в чине сержанта, нужно собрать нехитрые пожитки в вещмешок и сделать шаг в мирную жизнь. А это, оказывается, очень страшно. Худенькая, нелепо обстриженная после тифа Небылица напоминает зачахнувший цветок, едва уцелевший после болезни и глубокой душевной раны из-за потерянного ребенка. И только переполняющая ее любовь к Матвею-Моте (С. Лисинчук) помогает удерживать равновесие. Но едва ей удается пустить свежие ростки - привыкнуть к обычному женскому платью, вспомнить о своей довоенной профессии хореографа и начать новую жизнь, как ледяная волна предательства самого близкого человека вновь превращает Небылицу в засохшее растение с острыми шипами. Отойдет ли она, отогреется ли от искреннего душевного тепла молодого Алеши Груздева (С. Костромин), влюбленного в Марию Петровну безнадежно и безответно? Это чудо рождения яркого и нежного бутона, который пробивается, пульсирует, живет, показала нам замечательная актриса Татьяна Зарюта. Гадкий утенок превращается в удивительную красавицу, и никакие удары «под дых» не сломят ее. Она все равно поднимется и начнет все заново. Сядет в поезд и отправится к Тихому океану, в далекий город Владивосток. И хочется верить, что за эту мощнейшую внутреннюю силу судьба, наконец, одарит Марию Небылицу сполна.

В этом стильном, невероятно смешном и грустном спектакле театра Тихоокеанского флота много ярких актерских работ, и в каждой свое особое зернышко, из которого вдруг вырастает характер. Даже если это короткий эпизод с бабкой, спящей на лавке в общем вагоне и живо откликающейся на общее застолье (Ю. Белаш). Сквозь нарочито гротесковый образ Галины Календаревой (ее блестяще сыграла А. Пасекова), с большим достоинством несущей свое пышное тело и извергающей ругательства сквозь ярко намалеванные губы, все равно видна добрая душа одинокой и уже немолодой бабы, а потому озлобленной. Но она все равно не способна на жестокость и подлость. Кажется туповатой и медлительной мать Матвея Нина Васильевна Кравчук, роль которой замечательно исполнила молодая актриса Е.Удатова, но сколько же в ней доброты! Хватит на всех: на несчастную Небылицу, ревнивую Галину, малодушного сына... А девочки из танцкласса Марии Петровны Небылицы, так органично существующие в этом спектакле и вносящие еще одну важную ноту правдивости, оказались учащимися детского театрального факультета Дальневосточной академии искусств.

Как уже говорилось, на «Звездной маске» не принято раздавать награды и отмечать лучших. Ведь прежде всего это встреча друзей и коллег. К тому же у каждого военного или флотского театра свои возможности - творческие, финансовые. И все же именно «Фронтовичку» Драматического театра Тихоокеанского флота называли самым ярким впечатлением и открытием фестиваля. Так же, как и пьесу Анны Батуриной, о которой до сего дня многие практически ничего не знали. К слову, на первом фестивале военных драматических театров шесть лет назад владивостокцы сыграли спектакль «Чморик» по пьесе Владимира Жеребцова, и он тоже получил высокую оценку.

Второй фестиваль драматических театров Вооруженных Сил Российской Федерации оказался по-настоящему удачным. И звезды так сошлись, и проходил он в театре, построенном по замыслу архитекторов в форме звезды. Он подарил радость общения театрам, актерам, зрителям и надежду, что за расставанием будет новая встреча. Совсем скоро, в 2015-м.


Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

и Драматическим театром Тихоокеанского флота

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.