Сказка о нежности. К 90-летию романа Юрия Олеши "Три Толстяка"

Выпуск №6-166/2014, Премьеры Москвы

Сказка о нежности. К 90-летию романа Юрия Олеши "Три Толстяка"

Вы можете припомнить, когда в последний раз смотрели спектакль, на котором не только вы сами, но и ваш ребенок не отрывал взгляда от сцены в течение двух с половиной часов? Я лично затрудняюсь. Уверяю вас, яркое, веселое, искрометное, трогательно-нежное действо в авторской инсценировке одноименного романа «Три толстяка» в постановке Александра Коршунова в Московском драматическом театре «Сфера» на сегодняшний день, на мой взгляд, не имеет себе равных.

А начиналось это действо довольно скромно, сдержанно, даже, можно сказать, скучновато. И только потом мне стало ясно, что это был самый верный ход режиссера. Контраст - вот необходимая составляющая всякого успеха. Невеселая жизнь бродячих циркачей - таковы будни клоуна Августа, канатоходца Тибула и гимнастки Суок. Жизнь их бедна, но достойна. Нет, они не чувствуют себя несчастными. Напротив, они веселы и преданы друг другу. И только вы настраиваетесь на такое вялотекущее действие, не сулящее никаких встрясок, как на сцене появляется смешной человечек в красном берете и в таких же красных штанах и отчаянно вопит: «Меня тянут шары!» Это тот самый продавец шаров, которого впереди ожидает сногсшибательное приключение. Он поднимается под потолок, и вот таких ярких, искрометных моментов в новом спектакле очень много. Пушечные выстрелы, дымовая завеса, хлопушки - это все так уместно, весело, забавно. И яркие пятна: зеленый мундир капитана стражи (его играет замечательный Александр Пацевич); красная кубатура декора; бронзовые объемные плащи самих Толстяков, разноцветные воздушные шары, которые то и дело тянут своего обладателя куда-то в поднебесье...

«Не надо меня бить, я очень чувствительный!» - вопит он, уже сидя в самом центре кремового торта. А крем такой розовый, такой воздушный, такой соблазнительно-аппетитный! И его становится все больше и больше (шаров все прибывает и прибывает!), потому что просто необходимо замаскировать в нем неоправданное присутствие живого человека.

«А торт-то оказывается с механизмом!» - удивляются дубиноголовые толстяки, собравшиеся начать его дегустацию с носа (а он возьми да и отвернись!). «Вот что значит высокие технологии!» - выкрикивает один из них. Толстяки - они совсем неожиданны - это три больших современых дяденьки в широких бронзового цвета плащах и с большими кожаными портфелями. Вид их, конечно, внушает уважение, но... Они хрюкают, чавкают, сопят и невыносимо пререкаются. А одному даже салфетка в рот попала. «А вы смажьте ее маслом, - советует один другому. - С маслом-то салфетка вкуснее!»

А тут и поварята с главным поваром появляются. И даже сама поварешка величиной едва ли не с экскаваторный ковш! В общем, все смешно и забавно.

Наследника престола Тутти, мальчика с железным сердцем, играет Денис Береснев. Его героя воспринимаешь как давнего хорошего друга. Короткий бархатный коричневый жакетик, синие бархатные бриджи, белые чулочки и белые туфли - этакий классический гуттаперчевый мальчик - он удивительно изыскан и хорош в этой роли.

«Гвардеец проколол мою куклу саблей!» - в горе восклицает он, едва не рыдая. «У нее рана в сердце! О, как болит мое сердце! Оно болит, как зуб». Вот она, главная фабула сюжета: нежная привязанность способна даже самое ожесточенное сердце сделать нежным и любящим. «Болит сердце» - значит, оно живое, а не железное, как думает сам Тутти. Ведь сам себя он называет «волчонком с железным сердцем».

«У вас нормальное человеческое сердце!» - констатирует доктор, и все встает на свои места.

Мольберт, старый проигрыватель с пластинкой, старые очки, баночки, скляночки и бутылочки с валерьяновыми каплями в комнате доктора Гаспара (Сергей Загорельский) - атрибуты, ловко создающие атмосферу предполагаемого довольно лукавого средневековья. Об учености доктора Гаспара, конечно, знают все... И даже распевают про него песенку:


Как лететь с земли до звезд,

Как поймать лису за хвост,

Как из камня сделать пар,

Знает доктор наш Гаспар.


Доктор говорит «феномен» с ударением на втором слоге, и это замечательно. «Я не шпион, я феномен!» - вторит ему продавец шаров, вылезая из подземелья. Как часто с телеэкранов, в общении с людьми, казалось бы, образованными и авторитетными, слышишь это слово с ударением на последнем слоге и приходишь в ужас от их безграмотности. А ведь это очень важно, если театр продолжает оставаться школой грамотности - значит, еще не все потеряно.

Одним словом, славным получился и доктор: в классической накидке из шотландки, с банальной близорукостью и самым наивным взглядом на жизнь.

Вполне симпатичной оказалась и тетушка Ганимед (Мария Аврамкова). Ее погоня за мышью - сцена замечательная по своей простоте и наивности. А вот прибывает и учитель танцев (Александр Чекалин), настоящий пройдоха, и сообщает: «Именем правительства трех толстяков Тутти поручает вам вылечить куклу!»

Казарина-Суок и Казарина-кукла - это две разные героини. Но роли эти сыграны одинаково успешно. Более того, куклу она играет так изысканно, так натурально, что остается только удивляться, как можно вот так, на виду всего зала сидеть совершенно неподвижно, лишь изредка подражая отдельными движениями рук и ног механической кукле. Девочка такая, как и должна быть: умная, шустрая, милая. «Я не боюсь вас, дураки!» - кричит она своим недругам отчаянно и умиляет зрителей своей отвагой. Но девочка девочкой, а играть куклу куда как сложнее! И как мила и естественна сцена завтрака в комнате Тутти: сначала он кашкой куклу попотчевал, потом детей в зале покормил (вот уж полный контакт со зрителем!), а потом и сам себя угостил. И в паре они так натуральны, так одинаково милы, так органичны эти два ребенка: мальчик и девочка!

Но главное все-таки не это. Самое удивительное в спектакле то, что в нем не только сцена является сказочным пространством, но вместе с ней и весь зрительный зал. Когда Тутти пытается накормить своей кашей кого-то из зрителей, это нисколько не выглядит натянуто. Напротив: все вполне натурально, естественно. И когда доктор-алхимик взбирается на воображаемую башню, с которой он и все остальные герои наблюдают за сражением в городе, это тоже воспринимаешь как нечто реальное. Да и сам город выступает в спектакле как вполне конкретный действующий персонаж: каким-то непостижимым образом он приобретает черты средневековья - это становится ясно зрителю.

И все-таки... Как же появилась эта сказка и откуда взялось это странное имя Суок? Неужели Олеша все это выдумал? Нет, конечно, не выдумал! Просто однажды в окне соседского дома увидел хорошенькую девочку и решил написать для нее сказку. А потом в квартире друзей он натолкнулся на... куклу из папье-маше. А еще чуть позже он встретил настоящих девочек Суок - их было целых три. И все они были дочерьми австрийского эмигранта. И в одну из них он влюбился. А любовь, как известно, заставляет творить чудеса.


Фото Вадима ШУЛЬЦА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.