О театральной педагогике и живом искусстве

Выпуск №6-166/2014, Событие

О театральной педагогике и живом искусстве

27 ноября 2013 в Московском академическом Детском музыкальном театре имени Н.И. Сац состоялась презентация сборника «Педагогика искусства», созданного по итогам материалов I Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А. Сулержицкого. Конференция и книга задумывались как территория встречи: прошлого и настоящего; учителей и учеников; искусства, педагогики и психологии.

Многие участники конференции и первые читатели книги задавались вопросом: почему в качестве ключевой фигуры авторами идеи был выбран Сулержицкий? Но на самом деле такого выбора не было, потому что именно Сулержицкий подсказал идею: учитель, художник, врач, моряк, режиссер, агроном, путешественник, публицист, заодно толстовец и революционер, - он не признавал границ. Вся его жизнь была одним большим образовательным путешествием и одной непрерывной игрой-импровизацией. Все, что он делал, было продиктовано любовью, и иных мотивов Леопольд Антонович, пожалуй, не понимал. Для него не было разницы: кого учить - крестьянских и солдатских детей или детей МХТ; кого спасать от насилия - снежного барса, Льва Толстого или одесских матросов; с кем творить и импровизировать - с одноклассниками из киевской гимназии или с участниками Первой студии. Жизнь была для него целостна.

Было бы наивно полагать, что на конференции или на страницах книги сегодня можно было достичь той же целостности и динамики жизни и любви, что и в жизни «дяди Лепы» 100 лет назад. Но мы старались приблизиться к этому идеалу. В книге девять глав: «В честь Сулержицкого!», «Посвящение Учителям», «Педагогика искусства», «Феномен театральной педагогики», «Современное состояние и положение Театра, где играют дети», «Образовательное путешествие как особая событийная образовательная среда», «Школьная театральная педагогика - общему образованию», «Мастер-класс», «Русский психологический театр и психологическая и педагогическая наука в XX и XXI веке». Более 80 текстов. Среди авторов признанные лидеры современного театра (Л. Додин, А. Шапиро) и молодые провинциальные режиссеры, известные неформальными социальными и художественными проектами (Д. Салимзянов, П. Зубарев); директора лучших школ (Ю. Завельский, Е. Ямбург) и обычные учителя-предметники (Е. Жигалко, И. Шпиро); доктора наук и академики (Г. Ягодин, А. Цирульников) и педагоги дополнительного образования (Н. Сидорова, Т. Левина); сотрудники крупнейших музеев Москвы и Петербурга (Е. Гыске, А. Журомская) и руководители школьных музейных и театральных объединений (Е. Соловей, Н. Логвинова) и многие-многие другие.

О чем эта книга и к кому она обращена? Это книга о живом искусстве и живом образовании, которые, как нам кажется, неотделимы друг от друга. Об этом прямо или косвенно пишут многие авторы. Например, президент российского центра АССИТЕЖ А.Я. Шапиро: «Леопольд Антонович осознал, что театр - это одно из пространств, где возможно на маленьком участке создать общину. Идея прозрачно ясна, - только в общине индивидуальность раскрывается по-настоящему, община способствует раскрытию каждой индивидуальности. Люди встречаются потому, что видят в общении друг с другом путь к преодолению одиночества, возможность сообща найти выход из настоящего в будущее». Художественный руководитель Театра Юношеского Творчества Санкт-Петербургского Городского Дворца творчества юных Е.Ю. Сазонов: «Мне кажется, что веление времени сегодня состоит в том, чтобы преодолеть ситуацию, когда пространство существует отдельно, а личность отдельно. Мы должны прийти к тому, что называется интерактив в смысле проживания пространства, среды. В театре есть такое выражение: «все, что находится на сцене, должно быть пропущено через актера». А про музейное пространство иногда говорят - мертвое. Но это неправда. Когда оно пропускается через ребенка, когда он его осваивает, опредмечивает, употребляя психологический термин, опредмечивает в себе и распредмечивает в нравственных поступках, это пространство - живое. И театр в этом смысле, как мне кажется, играет уникальную роль. Нет другого способа жить в предлагаемых обстоятельствах, как «присвоить» их, пропустить через себя. А наш город, наш мир - это предлагаемые обстоятельства».

Можно мысленно сузить аудиторию читателей, и сказать, что это книга для деятелей искусства, педагогов и психологов, которые занимаются социальными, образовательными и просветительскими проектами: для них здесь могут быть интересны конкретные и пошагово описанные техники, методики, практики и изложенный живым публицистическим языком базовый концептуальный аппарат. Но организаторы конференции и составители Сборника надеются, что их книга будет интересна самому широкому читателю, потому что она приглашает к соразмышлению о нашем прошлом, настоящем и будущем, запечатленном в культурных институтах: городах, театрах, музеях, библиотеках, школах, центрах творчества, ВУЗах и т. д. Авторы рассказывают живые истории о своих друзьях и учителях, многих из которых давно нет в живых, но личности которых до сих пор определяют наши индивидуальные судьбы и судьбы отечественного искусства и педагогики. Рассказывают о творческих проектах, которые открывают для них и для нас новые горизонты развития. Рассказывают о научных теориях, которые лежат на периферии общественного сознания, но на магистральных путях современной психологической, педагогической и искусствоведческой науки. Ни один автор и ни один текст в этой книге не претендуют на то, чтобы быть истиной в последней инстанции, но каждый будит вопросы, на которые стоит поискать собственные ответы.

Народный артист РФ А. Галибин рассказывает о своем учителе - руководителе Ленинградского ТЮЗа - Матвее Дубровине, а народная артистка России О. Волкова о своем - главном режиссере Ленинградского ТЮЗа З. Корогодском. Заслуженный работник культуры России, директор школы-интерната для глухих детей г. Нижнего Новгорода, художественный руководитель театра «Пиано» В. Чикишев размышляет об опыте создания территории свободы и творчества в пространстве, традиционно воспринимающемся ограниченным. Доктор психологических наук, главный редактор журнала «Искусство в школе», заведующий лабораторией психологических проблем художественного развития Психологического института РАО А. Мелик-Пашаев говорит о том, что творческое развитие - это единственный витамин, который позволяет человеку ощутить себя частью мироздания, родственного ему, а не «квалифицированным потребителем». Профессор кафедры театрального творчества и экранных искусств Орловского государственного института искусств и культуры, кандидат педагогических наук А. Титов и профессор МГУКИ, доктор философских наук И. Устинова пишут о том, почему студийные структуры сегодня становятся основными очагами содержательных инноваций в культуре и образовании. А доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент академии педагогических наук В. Слободчиков и кандидат психологических наук, руководитель Центра психологической службы образования ФИРО, руководитель Центра практической психологии образования АСОУ С. Кривцова доказывают, что театр - один из самых результативных инструментов образования. Все они вступают в причудливый и полифонический диалог друг с другом. И мы очень надеемся, что многим читателям захочется стать непосредственным участником этого диалога.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.