Театр не должен учить. Творческий портрет Эдуарда Баранова (Курск)

Выпуск №6-166/2014, Лица

Театр не должен учить. Творческий портрет Эдуарда Баранова (Курск)

Заслуженного артиста РФ Эдуарда Баранова курские театралы знают не только в лицо, но и по голосу: ведь именно он перед каждым спектаклем убедительно просит зрителей отключить мобильные телефоны и не пользоваться фото- и видеоаппаратурой. Незаурядные вокальные данные артист использует в полной мере, в каждом спектакле, где требуется петь. Но помимо бархатного голоса, природа наградила Эдуарда Николаевича феноменальной памятью и удивительным актерским талантом. Все свои способности актер задействует в полной мере в каждом из спектаклей, за счет чего его персонажи всегда получаются яркими, естественными и запоминающимися.

Тезка российского графа, Эдуард Баранов сыграл множество ролей аристократов, являя зрителю персонажей с безукоризненными манерами и воспитанием. Один из них - барон Пертус в спектакле «Семь криков в океане» А. Касоны.
В пьесе, где каждый из персонажей ассоциируется с одним из семи смертных грехов, барону Пертусу достается едва ли не самый тяжкий - гордыня. Аристократ, сын властной и строгой матери, он все свое детство провел в окружении слуг и учителей, которые привили ему хорошие манеры, но не научили самому главному: человечности и умению любить.
Играя эту роль, Эдуард Баранов показывает зрителю человека с безукоризненными манерами, светски вышколенного и почти безупречного. Его герою не чуждо высокомерие, но он искусно маскирует его правильным воспитанием. Сначала может показаться, что барон Пертус - человек холодный и равнодушный, но это вовсе не так.
Интересно наблюдать эволюцию персонажа, от светского льва до человека с обнаженным сердцем. В первых сценах это аристократ, соблюдающий правила общения в свете не потому что ему это нравится, а потому что так принято. Он тщательно заботится о своем реноме, уже в первой сцене подчеркивая: ему не важно, как поступают другие. Главное, чтобы он сам был максимально безупречен. Даже женщину себе барон Пертус подбирает исходя из позиции взгляда общества. Для него вообще важно общественное мнение, поэтому он старается не позволить себе ни единой ошибки.

От образа сухого и скованного условностями аристократа Баранов ведет своего персонажа к совершенно противоположной личности. Барон Пертус, в какой-то мере напуганный и подавленный предстоящей трагедией, а в какой-то степени пораженный чувством, что испытывает к нему Нина, постепенно раскрывает душу, преображается и избавляется от светской шелухи. Зритель видит нового героя: в чем-то нетерпимого, в чем-то несправедливого, но живого. Любовь Нины, даже в большей степени, нежели угроза предстоящей гибели, меняет его. Пертус понимает, что и сам способен любить, чувствовать и, хотя времени остается все меньше, наиболее искренне он живет в последние минуты.
Здесь Баранов задействует все свои способности: его персонаж меняется не только внутренне, но и внешне. Новый барон говорит совсем другим голосом, меняется его стиль общения и даже взгляд - совсем иной. Здесь артист показывает путь персонажа от гордыни к раскаянию и не поверить ему в этой роли просто невозможно.
Любовь как движущая и изменяющая сила действует во многих произведениях мировой литературы. Есть она и в романе И. Гончарова «Обыкновенная история». На курской сцене он поставлен в инсценировке В. Розова. В «Обыкновенной истории» Эдуард Баранов играет Петра Ивановича Адуева.

Петр Адуев - это человек, сделавший себя сам. Артист показывает своего персонажа как человека расчетливого, делового и энергичного. Адуев-старший лишен каких-либо наивных представлений об устройстве мира, он просчитывает каждый свой шаг и твердо понимает, чего хочет от этой жизни. Несмотря на то, что в самом начале спектакля герою Баранова приходит весточка из прошлого, характеризующая Адуева в молодости как человека романтического и даже в чем-то наивного, поверить в то, что когда-то Петр Иванович был беспечным и влюбленным юношей, достаточно сложно. И мешает сделать это, в первую очередь, цинизм, присущий нынешнему Адуеву, его слишком практичный взгляд на жизнь.

В исполнении Эдуарда Баранова этот персонаж видится как человек сильный и жесткий, в чем-то даже жестокий. Адуев-старший, став наставником своего племянника, показывает тому, что успех в жизни просто так не дается и для того чтобы что-то из себя представлять, нужно не только много трудиться, но порой и поступаться чем-то, а временами и через кого-то перешагивать. Однако в портрете этого персонажа использована не одна только черная краска. Как писал Адуев-младший своему другу: «Мой дядя не ангел, не демон...». Есть у Адуева-Баранова и положительные черты. Он действительно старается помочь своему племяннику, пытается стать ему добрым другом, сделать так, как лучше. Кто же виноват, что в силу разницы в возрасте это «лучшее» видится каждому поколению по-своему. Также не стоит думать, что Петр Адуев с головой ушел в покорение новых вершин и потому является полнейшим аскетом. Ничто человеческое ему не чуждо: Петр Иванович любит себя баловать, но при этом становится понятно: он все свои блага заслужил, работая над собой и строя свою собственную карьеру и жизнь. Даже свою женитьбу он умудряется устроить так, что оказывается в выигрыше по всем параметрам.
И снова здесь артист показывает нам рост персонажа. Жесткий и расчетливый делец в начале, в финале Адуев становится более человечным, начинает понимать, что успех - мера весьма относительная и не всегда счастье заключается в том, какую карьерную и социальную ступень занимает человек в обществе. Понять ему это помогают люди вокруг - племянник и жена.

Поначалу Петр Иванович, искренне желая лучшего Адуеву-младшему, пытается передать ему свой жизненный опыт, сделать его неким подобием самого себя. Он учит юного Сашу жизни, стараясь предупредить те ошибки, которые, возможно, совершал в юности сам. Но, наблюдая за тем, как меняется племянник под влиянием событий, выпавших на его долю, сам Адуев-старший приходит к пониманию того, что главная его ошибка - уход от себя, превращение в деловитого и успешного, но при этом несчастного человека.
Впрочем, Петру Ивановичу повезло - в свое время он женится по расчету, но после по-настоящему влюбляется в собственную жену. А та оказывается мудрее мужа, она понимает его, испытывает к Адуеву светлые искренние чувства, которые его меняют.
Эдуард Баранов удачно передает процесс изменения своего героя. Его Адуев, уже не такой жесткий, более мудрый и переживающий за свою жену, производит гораздо более положительное впечатление, нежели в начале спектакля. Все изменения личности героя смотрятся органично и естественно, благодаря серьезной и тонкой работе Баранова над ролью.
В одном из интервью Эдуард Баранов рассказал о своем желании «выпрыгнуть из фрака», играть не только аристократов и важных персон, но и исполнять роли более разноплановые. Может показаться, что актеру со столь представительной внешностью трудно справиться с комедийным жанром, например, но это не так. Эдуард Баранов обладает большим багажом комедийных ролей, среди которых сложно не заметить доктора Ломбарди из спектакля «Слуга двух господ» Карло Гольдони. В этой роли Баранов уходит от привычного образа, однако и шутом его назвать язык не поворачивается. Здесь аритст пользуется самыми разными красками. Показывая своего героя как персонажа комического, актер, тем не менее, не ударяется в банальное фиглярство и клоунаду, разбавляя юмор долей здорового цинизма. Доктор Ломбарди отличается напускной серьезностью, он ведет себя как и положено мужчине его возраста и положения. Правда, иногда выпадает из этого образа. Например, подзывая своего сына Сильвио по-мальчишески оглушительным свистом. При этом его нарочитая серьезность - лишний повод посмеяться над доктором, ведь наиболее смешны те, кто изо всех сил старается выглядеть как можно более представительно.

Ломбарди - это не просто картонная маска из комедии дель арте. Эдуард Баранов наполнил своего персонажа жизнью, он сделал его ярким и многогранным. Громогласный доктор Ломбарди запоминается своими фразами, в том числе и по-латыни, советами, часть которых вполне в духе Г. Остера, а также поведением и поступками. Чего стоят одни только бутылочки «с рябиной на коньяке» (ход, придуманный самим актером), с которыми доктор Ломбарди не расстается. Причем эти бутылочки оказывает на него весьма интересное влияние: с каждым эпизодом походка доктора теряет твердость и горделивость, а советы и реплики напротив обретают пестроту и разнообразность. Наградив своего героя разнообразными чертами характера, актер сделал его разноплановым, запоминающимся и интересным. Публика с удовольствием наблюдает за иногда ироничным, порой остроумным и изредка впадающим в детство доктором Ломбарди. Соблюдая каноны и традиции итальянской комедии, артист все же смог сделать своего персонажа привычным и любимым для курского зрителя.

Эдуард Баранов убежден в том, что театр не учит зрителей и учить не должен. Просто актеры рассказывают со сцены какую-то историю. И какую бы историю не взялся рассказывать Эдуард Николаевич - он всегда подходит к своему занятию со всей ответственностью и серьезностью. И это, совместно с актерским талантом, является залогом его успеха на сцене.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.