Золотой дождь. Виктор Нагдасев (Челябинск)

Выпуск №6-166/2014, Лица

Золотой дождь. Виктор Нагдасев (Челябинск)

В Челябинском государственном драматическом Камерном театре состоялся творческий юбилейный вечер заслуженного артиста России Виктора Нагдасева. Говоря о литературно-драматическом спектакле «Золотой дождь» по произведениям Михаила Анчарова, актер признался: «Хочется поговорить о том, что в душе накопилось за 60 лет. Повесть Анчарова дает возможность поразмышлять о смысле жизни, о том, что она должна быть оплодотворена творчеством. Как рембрандтовская Даная - золотым дождем».

Его театральная карьера начиналась в далеком 1968 году, когда при благоприятном стечении обстоятельств он поступил в театральную студию «Юность» при Дворце железнодорожников, оказался учеником легендарной Зои Александровой, открывшей театральный мир нескольким поколениям молодых людей, чей союз жив и поныне. Следующий этап посвящения в профессию относится к 1975 году. Наум Орлов, с недавних пор руководивший Челябинской драмой, набирал при Музыкальном училище им. П.И. Чайковского курс, и Нагдасеву посчастливилось стать его воспитанником. И поныне актер называет Учителя мудрейшим педагогом, не терпящим школярства, предоставившим возможность за годы учебы общаться с легендарными личностями. Правда после училища карьера в руководимом Орловым театре долго не складывалась. И актер, жаждавший работы, сорвался с насиженного места, вместе с женой рванул почти через всю страну в Хакасскую республику, в город Абакан, где режиссер Людвиг Устинов создавал новый театр. Это был риск. Работу с куклой приходилось осваивать с нуля («Сказка» - Театр кукол и актера). Однако Нагдасевы рискнули и не прогадали, открыли для себя новый мир. Виктор сразу воспринял куклу как мощное выразительное средство, возможности которого со страстью начал осваивать. И через несколько лет после прихода в театр на фестивале кукольной драматургии в Болгарии получил подтверждение своих достижений - Диплом «За лучшую мужскую роль» (Жеребенок в спектакле «Куда ты, жеребенок» по Р. Московой). Кукольное братство, годы работы в Абакане Нагдасев вспоминает с благодарностью, называет «Сказку» первым театральным домом, который построил собственными руками. В том числе в прямом смысле слова. И сегодня продолжает использовать кукол в самостоятельных работах, постоянно пополняет их домашнюю коллекцию.

В 1989 году, вернувшись в Челябинск, семья снова окунулась с головой в новое театральное дело. Актеры местного ТЮЗа Евгений Фалевич и Людмила Барад решили покинуть альма-матер и организовать свой театр, сплотили вокруг себя первых неофитов. Благо, время для таких начинаний оказалось благоприятным - конец восьмидесятых. Камерный театр для Нагдасева и стал вторым домом, создаваемым собственными руками, опять-таки и в прямом смысле слова. Вначале приходилось, что называется, скитаться по углам. Когда получили собственное здание, засучив рукава, взяли в руки гвозди и молотки, рубанки и стамески, нередко ночевали прямо в театре.

Теперь Нагдасев - ведущий актер Камерного, за плечами которого более сорока ролей. Открывают этот реестр интеллигентный, аристократичный Питу в спектакле «Крик лангусты» по пьесе Д. Марелла, мятущийся Алексей в «Археологии» А. Шипенко, отмеченный Дипломом первого фестиваля «Камерата», проводимого на базе Камерного театра по сей день. Особой проникновенностью отличалось исполнение роли Макара Девушкина, трепетного, любящего до самоотдачи, в спектакле «Милостивый государь, спешу...» по «Бедным людям» Ф.М.  Достоевского. А на другом полюсе - себе на уме Захар в спектакле «Обломов (сон)» по пьесе М. Угарова «Смерть Ильи Ильича», так и не выросший из коротких штанишек Вадик в «Тутанхамоне» Н. Коляды. В настоящее время работы Нагдасева - украшение репертуара театра. При жизненности и убедительности, психологической точности и заразительности, созданные им образы, как и в прошлом, не похожи друг на друга, разноплановы. В их числе бессребреник Сосед из «Очень простой истории» М. Ладо, Сорин в чеховской «Чайке», Менделеев в «Пленных духах» Братьев Пресняковых и многие другие. Нередко Нагдасев оказывался занят практически во всех спектаклях театра. А в ряде из них, питая слабость к внешним актерским трансформациям, исполнял сразу по нескольку ролей, как в «Томе Сойере» М. Твена.

Над образами творческих людей Нагдасев работает с особым интересом, называя творчество во всех его проявлениях своей актерской темой, высказывая благодарность провидению, которое не обделило такими ролями. В этом контексте вспоминает Говорухо-Отрока из «Сорок первого», шукшинского Ивана-дурака из абаканского прошлого. Из нынешних ролей в особой степени- Поэта в моноспектакле по стихам С. Есенина «Гость случайный», много лет не сходящего со сцены, заслужившего Диплом Второй степени Первого фестиваля есенинской поэзии в Рязани. Из последних работ особо дорог Нагдасеву Менделеев в «Пленных духах» Братьев Пресняковых. Виктор признается: «Какое было счастье получить эту роль. Я сразу обложился книгами. И понял: он крупными мазками жил. Работал - пока не упадет. Кого возненавидит - в щепки разнесет. Пытливость к жизни фантастическая». Именно эти качества личности актеру импонируют в особой степени.

Собственная жадность до творческой работы, любовь к печатному и звучащему слову заставили Нагдасева вместе с супругой, также актрисой Камерного театра Надеждой Нагдасевой обратиться к работе над поэтическими композициями, инициировать на базе Камерного театра проведение поэтических вечеров - «Поэтических посиделок». Еще одно признание актера: «Последнее время появилось огромное желание по большому счету работать словом. Оно сегодня затаптывается, запевается всякими шоу. На эстраде не читают стихов. В лучшем случае, юмористы юморят. И чаще всего довольно пошло. Это не высокие слова. Я сознательно пошел в «Поэтические посиделки». Меня словно потащило туда. Хочу помогать тем, кто несет это слово людям. А началось все в год 110-летия со дня рождения Есенина. Тогда на «Гостя случайного» мы пригласили поэтов, писателей города и области. Постепенно именно этим людям отдали пальму первенства в проведении вечеров».

Кредо артиста - самоделание жизни - полностью вписывается в его представлением о счастье: «Человек должен состояться, реализоваться. Все, что дала ему природа, он должен вернуть». Ненасытность к жизни и творчеству - отсюда. Как в Абакане, так и в Челябинске, будучи плотно занятым в репертуаре, Нагдасев не мог откладывать в сторону понравившийся литературный материал, вместе с женой затевал самостоятельную работу. Сегодня в копилке семейного театра «Пара плюс» таких работ более тридцати, включая спектакли «В помощь школьной программе». Не случайно одна из самых значимых наград актера - Памятная медаль «Патриот России» Российского государственного Культурного центра при Правительстве РФ.

В свои 60 лет Нагдасев молод душой, полон энергии, готов к новым впечатлениям и исканиям. Репетируя в «Марьином поле» О. Богаева, восхищается богатейшей фантазией уральского драматурга, пусть и нарушающего классические каноны построения пьесы. Главное - свет в конце туннеля, что в понимании сверхзадачи искусства у Нагдасева остается неизменным, Это подтвердил и литературно-драматический спектакль «Золотой дождь» по произведениям Михаила Анчарова, подготовленный актером к юбилейному вечеру (режиссер Елена Куклина и Михаил Богуславский). Актер признается: «Это исповедь художника, честный рассказ о себе без смягчения не очень приятных поступков. Этой честностью он мне близок, а еще - непоколебимой верой в человека, в его светлое начало». И спектакль получился. Восхищение и преклонение артиста перед крупной, масштабной личностью передалось зрительному залу. Когда в финале на экране появилось лицо Анчарова, ввинчивающего взгляд в пространство зрительного зала, показалось, мы общаемся напрямую - глаза в глаза. По окончании спектакля зал, стоя, аплодировал и Автору, и Артисту, о нем рассказавшему, их совместной вере в спасительные силы творчества.

Фото из архива театра



Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.