Колонка редактора

Выпуск №6-116/2009, Колонка редактора

Колонка редактора

Воинственный, пронизанный ветром февраль…

В этом номере вспомнили Блока. Понятное дело – исполнилось 90 лет БДТ, первым директором которого был поэт, призывавший не ждать от революции справедливости, а слушать ее музыку. Именно Блок выступал на открытии нового театра в ветреный февральский вечер перед первой премьерой – в театре, который будет носить имя Максима Горького (а сейчас носит имя Г.А.Товстоногова), в тот вечер давали «Дон Карлоса» Шиллера.

Сегодня все чаще в спектаклях о королях и королевах на первый план выходят семейные, частные ценности: в ижевской «Марии Стюарт» того же Шиллера, в «Великой Екатерине» Свердловской музкомедии.
Будто вызванный из глубин коллективной театральной памяти, Блок неожиданно возник и в других текстах номера. «Ветер, ветер – на всем белом свете!» – начинается рецензия на спектакль «Последние» (по остросоциальной пьесе Горького!) Приморского театра молодежи. Именно ветер стал сквозным образом этой постановки во Владивостоке. Однако рассказывает она не о революции, а о непонимании отцов и детей. Дом и любовь – главные герои и «Последних» ВГИКа, учебной работы, о которой говорится в обзоре одного из фестивалей.

Блок всплывает и в рассказе о новом варианте «Циников» Алексея Песегова. Автор статьи об инсценизации Мариенгофа, вспомнив красивости Северянина, цитирует Блока: «Что бы ни сделал человек в России, его всегда в первую очередь жалко».

Жалко русского артиста Кешу Козлова и немецкого Мартина в колядовской «Птице Феникс» тюменского театра «Ангажемент» (рубрика «Гости Москвы»), а императрица Екатерина в их «Вечерах на хуторе близ Диканьки» выглядит вовсе не имперски.

В рубрике «Портрет театра» – именно «домашние», камерные театры (не путать с Театром-Домом), несмотря на их экспериментальный поиск, в самих названиях – «фамильный» оттенок: Дом Мейерхольда («Театр Доктора Дапертутто», Пенза), «Коляда-театр» (Екатеринбург). И тюменский театр возник из частного, в нем царит семейная атмосфера, и дружат тюменцы с колядинцами «домами»…

В портрете легендарной ростовской кавалерист-девицы – Варвары Шурховецкой, игравшей в Театре Красной армии Северо-Кавказского военного округа (в том числе и во время Великой Отечественной), рассказано не только о подвижничестве и бесприютности скитаний, но и о важности семьи…

В феврале, когда задувают ветра, вспоминается о революции, армии, и дело не в календаре – в природе, стихии. А хочется уюта и тепла. И театр берет на себя утешительную роль. Но ветер, ветер… Куда ж от него спрятаться? Дом, семья… В последней премьере Льва Додина речь идет именно о семье. Которая совершает путешествие в ночь. Какое уж тут утешение? И все же, все же. Впереди – весна.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.