Куклы на все времена / Борис Голдовский. "Режиссерское искусство театра кукол России ХХ века. Очерки истории"

Выпуск №6-166/2014, Книжная полка

Куклы на все времена / Борис Голдовский. "Режиссерское искусство театра кукол России ХХ века. Очерки истории"

Борис Голдовский. «Режиссерское искусство театра кукол России XX века. Очерки истории». Москва, «ВАЙН ГРАФ», 2013

 

«У разных времен - свои театральные куклы, которые чутко реагируют на изменения жизни, сознания, культуры людей. Есть время марионеток, а есть - петрушек, проходили века театра теней, вертепа, столетия «тростевых», бывали годы кукол-автоматов... Это стало особенно заметным с появлением в театрах кукол профессиональных режиссеров...».

Такими словами открывается вышедшая в 2013 году книга историка театра кукол, доктора искусствоведения Бориса Голдовского «Режиссерское искусство театра кукол XX века. Очерки истории».

Книга примечательна тем, что подобное издание предпринимается в нашей стране впервые. До сих пор анализ режиссуры кукольного театра носил фрагментарный характер - в виде эссе, исторических зарисовок и отдельных публикаций, связанных с тем или иным именем или спектаклем. Попытка связать их воедино и проследить пути развития режиссуры театра кукол от ее возникновения до сегодняшних дней и составляет цель исследования.

В книге два раздела - «От традиций - к творчеству» и «От "золотой нити" до "золотых масок"». Первый посвящен становлению профессионального театра кукол в России, начало которому положил необычайный интерес к кукле, возникший в конце XIX века. Художники, философы, актеры, литераторы увидели в кукле феномен человеческой культуры, потенциально наделенный мощными экспрессивными возможностями. Для театра особо интересной была марионетка, кукла на нетях. В ней виделся прообраз нового театра, избавленного от психологического и бытийного балласта актера «во плоти».

В разделе анализируется опыт «Старинного театра» Николая Евреинова, приведший к возникновению в Петрограде театра кукол Юлии Слонимской и Петра Сазонова, кукольная мастерская Владимира Соколова при Камерном театре Александра Таирова, театр художников Ефимовых, «Фабрики эксцентрического актера», придуманной тогда еще молодыми мастерами кино Григорием Козинцевым, Леонидом Траубергом и Сергеем Козинцевым, студии Виктора Швембергера, который первым перенес на сцену театра кукол классику художественной литературы, и студии Евгения Деммени, сыгравшей решающую роль в становлении профессионального театра кукол в России.

Второй раздел «От "золотой нити" до "золотых масок"» открывается театром Сергея Образцова. Фигура Образцова, как известно, собрала в театроведении и истории театра кукол наибольшее количество исследований, как российских, так и зарубежных. Образцова традиционно называют «Станиславским театра кукол», считая, что его творчество целиком базируется на системе великого реформатора. Автор книги считает, что такое суждение, хотя и принадлежит авторитетным специалистам в области театра кукол, не совсем правомерно. По его мнению, Сергей Образцов не основывался на системе Станиславского, а лишь отталкивался от нее, создавая собственную. В главе, посвященной Образцову, автор вступает в интереснейшую полемику с польским историком театра кукол Хенриком Юрковским, предлагая тем самым совершенно по-иному взглянуть на творческий метод человека, считавшегося «главным кукольником» страны и не только.

В книге, конечно же, есть главы и о Михаиле Королеве, оппоненте Сергея Образцова, открывшем в Ленинграде Кафедру театра кукол, и о знаменитой «Уральской Зоне», созданной такими ее выпускниками, как Виктор Шрайман, Валерий Вольховский, Роман Виндерман, Анатолий Тучков, Михаил Хусид. Очерки их творчества впервые поданы в книге системно и сопровождены биографическими данными. Обращаясь ко дню сегодняшнему, автор книги особо выделяет два явления российского театра кукол - московский Театр «Тень» Ильи Эппельбаума и Майи Краснопольской и мастерскую Руслана Кудашова, главного режиссера Большого театра кукол Санкт-Петербурга и посвящает им отдельные главы. В книге также можно найти авторские зарисовки, касающиеся творческого почерка режиссеров-лауреатов премии «Золотой Маска» - Игоря Игнатьева, Александра Борока, Дмитрия Лохова, Александра Максимычева, Анны Викторовой, Бориса Константинова и многих других.

Книг о театре кукол, как известно, издается мало и небольшими тиражами - практически каждая из них за короткое время становится библиографической редкостью. «Режиссерское искусство театра кукол России XX века» Бориса Голдовского - из их числа. Она обязательно должна быть на книжной полке людей, занимающихся или интересующихся театром кукол. В ней они смогут найти редкие архивные материалы, собранные автором, и компетентный взгляд на то, что представлял собой российский театр кукол в XX столетии. При этом сам автор замечает в предисловии, что его книга - «всего лишь эскиз, который, со временем будет уточняться и восполняться новыми поколениями исследователей».

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.