Партитура режиссера/ Леонид Варпаховский "Наблюдения. Анализ. Опыт"

Выпуск №6-166/2014, Книжная полка

Партитура режиссера/ Леонид Варпаховский "Наблюдения. Анализ. Опыт"

Леонид Варпаховский. «Наблюдения. Анализ. Опыт». Киев, 2012

 

Эта книга впервые увидела свет в 1978 году. К сожалению, ее автор - выдающий театральный режиссер и сценарист Леонид Викторович Варпаховский - так не дождался ее выхода. Он умер в феврале 1976-го, успев при этом подготовить все материалы, оставив, в итоге ценное наследие. Оно не потускнело, не утратило актуальности. Напротив, спустя 35 лет опыт и наблюдения Леонида Варпаховского помогают еще лучше разглядеть большое на расстоянии. Второе издание книги «Наблюдения. Анализ. Опыт» вышло в Киеве, и во многом это произошло благодаря семье Леонида Викторовича, которая делает очень много для популяризации его теоретического наследия.

Книга Варпаховского во многом посвящена Всеволоду Мейерхольду - мастеру, с которым Леонид Викторович работал несколько лет и которым восхищался на протяжении всей своей жизни. «Заметки прошлых лет», «Утерянные альбомы», «О театральности музыки и музыкальности театра» и «Диагональная композиция» - это реальное прикосновение к Мейерхольду-человеку, Мейерхольду-учителю и Мейерхольду-творцу.

Отдельная глава книги носит название «Партитура спектакля», и это не случайно. Варпаховский был убежден, что по отношению к пьесе режиссер - исполнитель, а по отношению к артистам и зрителям - композитор. И долгие годы искал способы фиксации спектаклей. «Из-за того, что от театральных произведений ничего не остается, кроме воспоминаний, они или уходят в небытие, или же о них создаются совершенно неправильные представления, . Так, например, из-за отсутствия партитуры мейерхольдовского «Маскарада» три десятилетия могла насаждаться ложная оценка этого поистине великого театрального сочинения. С помощью косвенных доказательств теперь приходится устанавливать его подлинное значение». И, восполняя этот серьезный пробел, в последующих главах Леонид Варпаховский делает экспликации к своим спектаклям, поставленным в разные годы: «Оптимистическая трагедия» в Театре имени И. Франко, «Шестое июля» в Московском художественном театре, «На дне» в Театре имени Леси Украинки, «Маскарад» в Малом театре (при этом автор вновь возвращается к опыту Всеволода Мейерхольда, работавшего над своим «Маскарадом» более 25 лет). Кроме того, автор анализирует деятельность режиссерской лаборатории Всероссийского театрального общества, которая работала в 1967 - 1974 годах.

Важнейшим качеством таланта художника Леонид Варпаховский считает искренность. Эти слова предваряют книгу «Наблюдения. Анализ. Опыт» и задают главный тон, с которым она написана: «Отобразить мир средствами искусства можно только так, как ты его понимаешь и чувствуешь. Конъюнктурные соображения, приспособленчество, догматизм никогда не приводили к художественным победам».


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.