Перелистывая заново…

Выпуск №6-116/2009, Событие

Перелистывая заново… (Большому Драматическому театру имени Г.А. Товстоногова – 90)

Большой драматический театр имени М.Горького, возглавляемый Г.А.Товстоноговым, воспитал художественные вкусы и понятия о нравственности, по меньшей мере, трех поколений граждан бывшего Советского Союза. В театр приезжали со всех концов огромной страны.

Выдающий русский актер Кирилл Лавров цитировал Товстоногова, считавшего, что бывают спектакли-ответы и спектакли-вопросы. Именно такими были спектакли выдающегося мастера, ставил ли он классику или открывал современных драматургов.

Большой драматический театр сформировался не на пустом месте. У его истоков стояли деятели искусства, по сей день составляющие гордость и честь нашей культуры. Первым директором театра был Александр Блок, назначенный председателем Директории Большого драматического театра. В театр много вложил Максим Горький, пестовала театр и М.Ф.Андреева, в свое время одна из ведущих актрис Художественного театра, ставшая комиссаром по делам театров.

Невозможно пройти мимо деятельности Блока, сформировавшего кредо театра в его начальной стадии как «театра высокой драмы: высокой трагедии и высокой комедии. …Мы должны показать народу лучшие образцы европейской драмы в ее проявлениях не бытовых, не исторических, а прежде всего художественных».

Таким спектаклем – «Дон Карлос» Шиллера – 15 февраля 1919 года открылся театр и продолжал эту линию на протяжении нескольких лет, сформировав из великолепнейших актеров первоклассную труппу. Среди них были Н.Ф.Монахов, В.В.Максимов, Ю. М.Юрьев, принявшие участие в первом спектакле театра – «Доне Карлосе»: Максимов – дон Карлос, Юрьев – маркиз Поза, Монахов – король Филипп II.

Ядро репертуара составляли пьесы Шекспира, Шиллера, Гюго, Гольдони, Мольера.

Постановочная культура была на недосягаемой высоте. Художниками выступили А.Бенуа, один из основателей «Мира искусства», выдающийся архитектор В.Щуко. Музыку к спектаклям писал молодой Б.Асафьев. Ставил спектакли человек огромной культуры и к тому времени сложившийся режиссер А.Лаврентьев.

В середине 20-х годов в театр пришла современность. Одним из первых современных драматургов, поставленных в БДТ, был Б.Лавренев. В 1925 году Лаврентьев поставил его «Мятеж», а в 1927 году был поставлен «Разлом» К.Тверским в содружестве с художником М.Левиным.

Тверской сыграл решающую роль в поисках и постановке новой талантливой драматургии. Вместе со своим постоянным художником М.Левиным он воплотил «Заговор чувств» Ю.Олеши, «Человека с портфелем» Ю.Файко, «Город ветров» В.Киршона, «После бала» Н. Погодина. В труппу пришли талантливые молодые актеры Е.Александровская, В.Кибардина, А.Никритина, Н.Корн, особенно выделялся поистине могучим темпераментом молодой В.Полицеймако.

Особую роль в становления театра сыграла драматургия М.Горького. В 1932 году в режиссуре К.Тверского и В.Люце был поставлен «Егор Булычев и другие», в следующем – «Достигаев и другие». Егора Булычев мощно сыграл Монахов, Достигаева в обеих пьесах – К.Скоробогатов. В спектаклях блеснули О.Казико и А.Никритина.

Горький стал не только постоянным автором театра, но каждое обращение к его драматургии было для театра важным этапом. В 1937 году А.Дикий поставил «Мещан», в 1939 году Б.Бабочкин«Дачников».

Критик Р.Беньяш точно определила значение этих спектаклей в истории театра, подчеркнув «их этический пафос, оказавший влияние на разные поколения зрителей». Это в полной мере относится и к спектаклям, поставленным по этим пьесам Г.А.Товстоноговым спустя три десятка лет.

В 30-е годы театр развивался по пути, предложенном Блоком. Самыми яркими событиями были шекспировские спектакли – «Ричард Ш» в декорациях А.Тышлера, ставший последним творением погибшего К.Тверского, и «Король Лир» Козинцева -Альтмана- Шостаковича. Имел успех «Человек с ружьем» Н.Погодина.

Три военных года театр провел в эвакуации в Кирове. БДТ был первым из театров, вернувшимся в 1943 году в еще осажденный Ленинград и сумевшим выпустить две премьеры – «Беспокойную старость» Л.Рахманова в постановке А.Жукова и «Волки и овцы» А.Островского в постановке Л.Рудника.

Очень недолго в качестве главных режиссеров БДТ проработали Л.Рудник, Н.С.Рашевская, И.Ефремов, К.Хохлов. Обычно отмечают поставленный в послевоенный период И.Шлепяновым спектакль «Бесприданница» с ярким дебютом Н.Ольхиной в роли Ларисы и говорят о кризисе театра. Однако еще живы зрители, посещавшие театр в послевоенное десятилетие и восхищавшиеся театральной культурой спектаклей, которых немало. Среди них, безусловно, возобновленный спектакль Б.Бабочкина «Дачники», «Рюи Блаз» Гюго в постановке И.Ефремова с незабываемым Е.Копеляном в роли дона Сезара де Базана, «Ученик дьявола» Б.Шоу снова с Копеляном.

Новая эра не только в истории Большого драматического, но и в истории советского театра началась с приходом в БДТ Г.А.Товстоногова в 1956 году, поставившего выдающиеся спектакли и сформировавшего блистательную труппу. Каждый его спектакль становился художественным событием. Ему принадлежит выдающаяся роль в новом подходе к классике, о чем говорят спектакли по пьесам Горького. Он рассматривал проблемы пьес под углом современности таким образом, что речь шла о вечных проблемах человечества.

Его интерпретация «Горя от ума» А.Грибоедова была прозрением. Товстоногов вскрыл суть творения Грибоедова, поднял на гребень 60-х годов ХХ века события века ХIХ, пробудив в самом прямом смысле самосознание многих зрителей, несчетное количество раз всеми правдами и неправдами прорывавшихся на спектакль. Его трактовка знакомых со школьной скамьи персонажей переворачивала все представления не только о литературных героях, но и о жизни. С.Юрский – Чацкий стал властителем дум. Молчалин в исполнении К.Лаврова или М.Волкова из привычного маленького карьериста превращался в очень знакомую фигуру. Софья – Т.Доронина завораживала своей победительной женственностью и красотой. Мотивы политические, идеологические, глубоко личные переплелись настолько прочно, что костюмный спектакль (Товстоногов не отказался от исторических костюмов, с большим вкусом созданных М.Лихницкой) воспринимался как современная история.

Его прочтение Горького, в те времена воспринимаемого всего лишь как «буревестник революции», было для большинства открытием неизвестного драматурга.

«Варвары», «Мещане» и «Дачники», поставленные в период с 1959 по 1976 годы, теперь воспринимаются как трилогия, вскрывшая наболевшие проблемы целого исторического периода середины ХХ века. Интерпретация ряда горьковских персонажей в «Варварах» была открытием. Впервые обрели плоть и кровь на сцене Монахов (Е.Лебедев), Надежда Монахова (Т.Доронина), Черкун (П.Луспекаев), Цыганов (В.Стржельчик).

Спектакль «Мещане» стал театральной легендой. Он игрался много лет, но потом по понятным причинам был снят с афиши. Но когда после того, как ушел из жизни Г.А.Товстоногов, в его память артисты сыграли два спектакля (в Ленинграде и Москве), он потряс. Возраст исполнителей уже не соответствовал возрасту персонажей, но в спектакле было все проработано до мельчайших деталей, и он был воспринят и ленинградскими, и московскими зрителями не как музейный, но как живой, много сказавший разуму и сердцу. И как прежде трактовка Е.Лебедевым Бессеменова покоряла новизной.

Г.А.Товстоногов умел открывать актеров. И И.Смоктуновский был его открытием. Его князь Мышкин в обеих редакциях спектакля «Идиот» (1957, 1966) – эталон проникновения в философию образа Достоевского.

После легендарных «Трех сестер» в Художественном театре в постановке В.И.Немировича-Данченко «Три сестры» и «Дядя Ваня» в постановке Г.А.Товстоногова знаменуют новый подход к сценическому прочтению его пьес.

Товстоногов обладал острым слухом к биению пульса современности, и все его постановки современных пьес и прозы всякий раз оказывались новаторством. В этом немалую роль сыграла Дина Морисовна Шварц, занимавшая должность завлита, но ее роль, влияние на жизнь театра должностными обязанностями не ограничивались. Штампом стало выражение, что она была правой рукой Товстоногова. Она была личностью с литературным даром и потрясающей художественной интуицией, истинным соратником руководителя театра. «Пять вечеров» А.Володина было открытием нового драматурга. З.Шарко и Е.Копелян, сыгравшие центральные роли, воспринимались не как персонажи, но как хорошо знакомые люди. Их история была одновременно и типичной, и из ряда вон выходящей. Удивительные встречи после войны и лагерей бывали, но не столь уж часто по многим обстоятельствам. Спектакль был поставлен и сыгран так, что эта запоздавшая история любви вызывала не просто интерес, но искреннее сопереживание.

Потом были еще два спектакля по пьесам А.Володина – «Моя старшая сестра» с незабываемой Т.Дорониной и «Киноповесть с одним антрактом», где дебютировала на сцене БДТ А.Фрейндлих. Большой удачей театра были спектакли по пьесам Э.Радзинского «Еще раз про любовь» и «Театр времен Нерона и Сенеки». Если в первом вновь блистала Т.Доронина, то во втором показал себя в новом качестве интеллектуального актера А.Толубеев в роли Нерона.

Особое место в репертуаре театра заняла проза Шолохова. Первым обращением к нему стала «Поднятая целина» с удивительным П.Луспекаевым. Спустя несколько лет был создан «Тихий Дон», философско-эпическое полотно о судьбах человека и страны с О.Борисовым – Григорием Мелиховым.

Драматична была судьба спектакля по прозе В.Тендрякова «Три мешка сорной пшеницы». Власти ставили препоны этому спектаклю, и можно считать чудом, что все же его увидели зрители. Положительная критика о нем в печать не допускалась, но на спектакль попасть было чрезвычайно трудно. Работы О.Борисова, Е.Копеляна (затем К.Лаврова) и молодого Ю.Демича широко обсуждались в критической и зрительской среде.

Работа Г.А.Товстоногова и Д.М.Шварц над сценическим воплощением современной прозы открыла путь прозе на сцену не как инсценировке, где прослеживается лишь сюжет, но как серьезному прочтению большой литературы.

Дар Товстоногова был настолько многообразен и глубок, что не однажды из так называемой хорошо сделанной пьесы он создавал глубокий спектакль. Так было с «Амадеусом» П.Шеффера, пьесой о Моцарте и Сальери, где потрясал трагизмом В.Стржельчик – Сальери.

Из очаровательного «пустячка» Н.Саймона «Этот пылкий влюбленный» Товстоногов делает остроумную, веселую комедию положений, наполненную смыслом: человек – не игрушка. Дуэт А.Фрейндлих и В.Стржельчика не будет преувеличением назвать шедевром импровизационности.

Отдал дань Товстоногов и Грузии. Его «Ханума» А.Цагарели с бесподобной Л.Макаровой в заглавной роли – классика жанра, соединившего водевиль, комедию, цирк и лирику, привнесенную чтением самим Мастером стихотворения Г.Орбелиани «Только я глаза открою – предо мною ты встаешь! Только я глаза закрою – под ресницами плывешь!». Потом была «Мачеха Саманишвили» Д.Клдиашвили с замечательной музыкой Г.Канчели. Однако у истоков грузинской темы в БДТ стоит Р.Агамирзян, поставивший «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н.Думбадзе и Г.Лордкипанидзе.

И, конечно же, вошли в историю театра два музыкальных спектакля Мастера «История лошади» по «Холстомеру» Л.Толстого (сценическая композиция М.Розовского и Ю.Ряшенцева) и «Смерть Тарелкина» А.Сухово-Кобылина (музыка А.Колкера, либретто В.Вербина), где прекрасно дебютировал В.Ивченко. «История лошади» с большим успехом ставилась во многих городах США, однако серьезные критики отмечали, что ни одна американская постановка не смогла передать дух повести Л.Толстого так, как это было в спектакле Товстоногова, в котором блистали Е.Лебедев, О.Басилашвили, В.Ковель.

Единомышленником, соратником Мастера почти во всех спектаклях выступал выдающийся театральный художник Э.Кочергин.

Нельзя пройти мимо спектаклей «Карьера Артура Уи» Б.Брехта, «Наш городок» Т.Уайлдера, «Два театра» Е.Шаневского в постановке выдающегося польского режиссера Э.Аксера.

В 1989 году Товстоногова не стало. Художественное руководство театром принял К.Ю.Лавров, бережно сохранявший традиции театра.

Дебют грузинского режиссера Т.Чхеидзе спектаклем «Коварство и любовь» Ф.Шиллера прекрасно вписался в репертуар театра. Чхеидзе замечательно работал с актерами, и в полную мощь зазвучал талант К.Лаврова в роли Президента. Была раскрыта новая, трагическая грань А.Толубеева в роли Вурма. Это был спектакль, отвечающий мысли апостола Павла: «Пребывающий в любви пребывает в Боге».

Спектакль Т.Чхеидзе «Салемские колдуньи» А.Миллера (1991) не был оценен по достоинству критикой. А между тем, режиссер вскрыл все уровни пьесы – от исторического (охота на ведьм в Америке в ХVП веке), трагического периода эпохи маккартизма конца 40?х – начала 50?х годов в США, сравниваемый с охотой на ведьм, и до периода начала распада СССР. Спектакль был остро дискуссионный с замечательными работами А.Толубеева, Е.Поповой, О.Басилашвили. К сожалению, он был быстро снят с репертуара.

Т.Чхеидзе ставит спектакли большого стиля – «Макбет» Шекспира, «Антигона» Ж.Ануя, «Мария Стюарт» Шиллера. Ему же принадлежат постановки русской классики: «Борис Годунов» А.Пушкина, «Власть тьмы» Л.Толстого, «Маскарад» М.Лермонтова, «Дядюшкин сон» по Ф.Достоевскому, ставшие событиями театральной жизни страны.

Безусловные удачи театра – «Аркадия» Т.Стоппарда в постановке Э.Нюганена и спектакль малой сцены «Отец» А.Стриндберга в постановке Г.Дитятковского.

В 2007 году после кончины К.Ю.Лаврова театр возглавил Т.Н.Чхеидзе, что было логично. Чхеидзе расширил поле деятельности для режиссеров театра Н.Пинигина, Г.Дитятковского, И.Стависского, которые ставят больше спектаклей, чем ранее. Н.Пинигин поставил «Квартет» Р.Харвуда со звездами БДТ – З.Шарко, А.Фрейндлих, О.Басилашвили, К.Лавровым, роль которого теперь играет В.Ивченко.

Труппа театра состоит из нескольких поколений. Из артистов Товстоногова украшают труппу Л.Макарова, З.Шарко, А.Фрейндлих, О.Басилашвили, И.Заблудовский, В.Ивченко. При нем сформировался талант Г.Штиля, С. Лосева, Г.Богачева и еще целой плеяды прекрасных актеров.

По-прежнему, как по времена Мастера, остается бессменной хозяйкой его кабинета многие годы являющаяся его помощником театровед И.Н.Шимбаревич, принявшая участие в издании фундаментального труда «Георгий Товстоногов. Собирательный портрет».

Большой драматический театр, теперь носящий имя Г.А.Товстоногова, по-прежнему притягивает к себе зрителей. Мы живем в переходный период, и театральный корабль бросают из стороны в сторону волны экономические, политические да и эстетические. Поздравляя Большой драматический театр с юбилеем, пожелаем ему держать верный курс!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.