Волгоград. Актуальный Островский

Выпуск №7-167/2014, В России

Волгоград. Актуальный Островский

За прошлый сезон Волгоградский молодежный театр приучил зрителя к частым премьерам. Не стало исключением и начало нынешнего VIII театрального сезона. Воронежец Вадим Кривошеев, так порадовавший публику осенью 2012-го постановкой «Жизнь в вопросах и восклицаниях» по рассказам А.П.Чехова, на этот раз выбрал для работы другого прекрасного рассказчика - Василия Шукшина. Инсценировка Владимира Еремина носит название «Чудики». Слаженный творческий дуэт Вадима Кривошеева и главного художника театра Михаила Викторова очень удачно соединил нарочитую театральную условность с бытовой точностью шукшинской прозы, а замечательный юмор Василия Макаровича с его пронзительностью и любовью к своим героям. Все это изрядно сдобрено милыми ностальгическими мотивами.

Викторов не стал идти на поводу у конкретного времени. Советская символика (огромные серп и молот или звезда на груди комбинезонов) безусловно относит нас к определенному периоду истории страны, но милицейская форма соседствует с тюремной фуфайкой, больше напоминающей куртку-дутыш, а «совковые» костюмы порой выкрашены столь ярко, что в соседстве с изумрудно зеленым «газоном» создают атмосферу перманентного праздника. Намеренно грубо, хотя и весьма точно, сколочены из неокрашенного дерева микроскоп и магнитофон, то и дело выплескивающий незабываемую хрипотцу Высоцкого. А автомобиль и вовсе представляет собой пару табуретов, положенных на доски. Все правильно: здесь и явный отсыл к определенной эпохе, и легкая аберрация ее, ведущая к естественной романтизации (что пройдет, то будет мило), и намек на некоторую вневременность чувств и отношений. Мощным символом спектакля стало огромное колесо из такого же некрашеного дерева. Это и «перпетум мобиле» Сеньки Громова по прозвищу Пуля, и мельничный вертящийся круг, и некое «колесо жизни», сквозь которое персонажи выходят на сцену и покидают ее. И это колесо жизни в отличие от сенькиного изобретения неостановимо.

Роль Сеньки - несомненная творческая удача молодого актера Максима Перова. Его герой, легкий и непредсказуемый и в движениях, и в чувствах, несет в себе такой заряд позитива, что его, кажется, хватает всем: брату, любимой девушке, сопернику, соседям, зрителям. Максиму удается без нажима и наигрыша передать чистую и твердую человеческую основу персонажа. Носясь по сценическому пространству и отмахиваясь прутиком от надоедливой мошкары, Сенька также отгоняет все наносное и неискреннее.

Спектакль обильно сдобрен юмором. Чего стоят только сцены разговора Сеньки с инженером Голубевым (Артем Трудов) или сватовства (Микола - Андрей Тушев, Тимофей - Игорь Мишин, Северьян - Федор Болотин). Тем контрастнее переходы к вещам очень и очень серьезным. Авторы постановки, отставив в сторону излишнюю патетику и плакатный патриотизм, говорят о любви к родной деревне, людям, населяющим ее. Мощным финальным аккордом звучит гоголевская «Птица-тройка» в устах обретающей речь немой девушки (замечательная работа Тамары Матвеевой). Не случайно многие зрители покидают зал с мокрыми от слез глазами. В «Чудиках» хватает актерских удач - спектакль густо населен. Но нельзя не отметить Нодари Вешагури в образе беглого зека Степана Воеводина. Очень точное и выигрышное попадание.

Финиш года Молодежный встретил постановкой «Банкрот» по пьесе Александра Островского «Свои люди - сочтемся». В рамках губернаторского гранта, полученного в номинации «Актуальная, социально значимая драматургия», художественный руководитель театра заслуженный артист России Владимир Бондаренко и Михаил Викторов создали и едкую сатиру на нынешнее время с его исключительно материальными приоритетами, и уморительную комедию с показом сочных типажей Замоскворечья Островского, и яркое костюмно-музыкальное зрелище.

Когда у Леонида Хейфеца спросили, почему Александр Островский, не очень востребованный в советское время, так популярен в современном театре, тот отвечал, что движущая сила этой драматургии - деньги. При советской власти их не было. А теперь они появились. У кого-то маленькие, у кого-то большие или о-о-очень большие. В самом деле, объявить себя банкротом, взять кредит и не отдавать его: все это весьма и весьма современно.

- Когда всем правят деньги, человеческие связи приходят к банкротству, - объясняет режиссер. - Но для меня важно и то, что это комедия, где много фарсовых моментов.

Бондаренко протянул ниточки в наше время в виде велосредства передвижения Большова с головой льва на руле (Самсон же Силыч!), запирающегося на электронный замок с сигнализацией, Липочки, занимающейся во время монолога о танцах на условных тренажерах, свахи-трансвестита, отлично сыгранной Артемом Трудовым. Эти детали не режут глаз, они очень органично вплетены в сюжетную канву. Актерское обаяние Елизаветы Фарапоновой - Липочки и Максима Перова - Подхалюзина только обостряет в зрительском восприятии хищные повадки их персонажей. Обстоятелен в роли Большова приглашенный на эту постановку из Нового экспериментального театра Олег Блохин. В сцене прихода купца домой из долговой ямы режиссер заставляет фактурного актера вести диалог из маленького окошечка, неудобно согнувшись, подчеркивая фиаско обманутого родной дочерью и доверенным лицом человека. Убедительны работы Вероники Куксовой и Татьяны Браженской (Аграфена Кондратьевна), Анастасии Фатеевой (Фимка, в которую волей Бондаренко превратилась резко помолодевшая Фоминишна). Причем, актрисы не отказывают себе в небольшом актерском хулиганстве, что на ура воспринимается публикой. Удачно стартовал в театре Сандис Муйжниекс в роли Тишки. Но особым вниманием и любовью зрителей пользуется Игорь Мишин в образе стряпчего Рисположенского, щедро демонстрирующий свой недюжинный юмористический талант. Интересной находкой Бондаренко стали отсутствующие у Островского восточные слуги-гастарбайтеры (Гозий Махмудов и Нодари Вешагури). Существуя на сцене практически без текста, они являются одними из главных действующих лиц и еще одной хорошей привязкой к современности.

Вместе с удачно и небанально подобранной музыкой, блестящими характерными танцами, поставленными Еленой Щербаковой, все это выливается в яркое, почти карнавальное зрелище, заставляя зал неоднократно ахать, как, скажем, в финале первого действия, когда на торжествующего героя Перова выливается блистающий в лучах света дождь из монет (мелочь для него собирали не один месяц всем театром и даже при помощи зрителей) или при появлении самовара-кальяна в преобразованном на восточный лад доме молодоженов Липочки и Лазаря.

Качаются денежные мешки-колокола, беззвучно отбивая такт очередному жизненному витку. Обманувший да будет обманут! И уже Тишка за спиной объявляющего об открытии магазина Подхалюзина ласкает его жену...

Что ж, Молодежный театр установил высокую планку и должен теперь ей соответствовать. А появившаяся проблема лишнего билетика - пожалуй, самая приятная из возможных театральных проблем.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.