Самара. Самарскому театру "Камерная сцена" - 20 лет!

Выпуск №7-167/2014, В России

Самара. Самарскому театру "Камерная сцена" - 20 лет!

Самарскому муниципальному театру «Камерная сцена» исполнилось 20 лет. Уникальность этого театра в том, что все эти годы его художественный руководитель Софья Борисовна Рубина воспитывает зрителя, в основном, на лучших образцах русской и зарубежной классики. На афише - А. Чехов, Ф. Достоевский, А. Пушкин, Л. Толстой, И. Бунин, В. Набоков, У. Фолкнер, Т. Уильямс. Редкий столичный театр может похвастаться таким репертуаром!

В труппе 20 молодых актеров, выпускников театральных ВУЗов Самары, Саратова, Казани, Воронежа, для которых театр - дом, главный смысл жизни.

В этот приезд мне удалось посмотреть четыре спектакля - инсценировки классических произведений, сделанные и поставленные С. Рубиной.

«Капитанская дочка» А.С. Пушкина состоит из многочисленных эпизодов, сюжетных поворотов, большого количества действующих лиц. Интересна декорация петербургского художника Георгия Пашина, в которой главным являются огромные верстовые столбы, превращающиеся то в обеденный стол, то в шлагбаум, то в виселицу. Замечательно придуманы белые мешочки-снежинки, которые, крутясь во время метели, создают ощущение настоящего снежного бурана.

Как и во всех спектаклях этого театра, музыка (Леонид Вохмянин) становится действующим лицом спектакля, отделяя эпизоды и связывая отдельные сцены народными казачьими песнями.

Главное действующее лицо - Петр Гринев в исполнении Евгения Клюева. Зная этого актера давно, думаю. что это одна из его лучших работ, постоянно возвращающая память к пушкинскому эпиграфу: «Береги честь с молоду».

Гринев Клюева руководствуется законами чести во всех своих поступках, будь то отношения с Пугачевым, с Машей или со Швабриным. Он создает образ в развитии и является очень разным в различных ситуациях. В первой сцене с Вожатым он совсем юный, наивный, чистый, этот отпрыск дворянского рода, который, не задумываясь, отдает свой заячий тулуп первому встречному. А в сцене допроса, когда идет присяга новоявленному царю-Пугачеву и казнь отступников, Гринев ведет себя очень спокойно, достойно и тихо объясняя ему, почему он не может ему служить и принять присягу. И, наконец, когда он просит Пугачева отпустить Машу, перед нами нет дворянина Гринева и нет разбойника, выдающего себя за царя, а есть просто два человека, которые симпатичны друг другу по-человечески, понимая, что у каждого своя дорога.

Пугачев (Руслан Бузин) привлекает скрытой силой и открытым темпераментом. Он мужественный, темный, но умный и лукавый, жестокий, но может быть и добрым. Когда Пугачев объявляет себя царем, актер, пытаясь держаться «по-царски», грешит однообразием интонаций, забывая, что он мужик и прежде всего народный вождь. А в финале мы снова видим могучую фигуру Пугачева-Бузина, когда он босой, в разодранной рубахе, встает на колени и просит прощения у православного народа.

Маша (Алиса Зеленовская) - тихая, скромная, с длинной косой, преображается, увидев Гринева впервые в Белогорской крепости. Словно солнечный удар пронзил обоих, и они долго стоят друг перед другом в каком-то оцепенении.

Очень достоверно существуют на сцене мать (Ольга Базанова) и отец Маши - капитан Миронов (Владислав Метелица). Пронзительна сцена, когда Василиса Егоровна, растрепанная, в одной рубашке, прибегает и видит повешенного мужа и припадает к его ногам, целуя сапоги.

Образ Швабрина, пожалуй, самый сложный в повести Пушкина. Он умен, ироничен, желчен, ядовит, далеко не прост, даже талантлив, но ослеплен своей темной страстью к Маше и оскорблен тем, что она не отвечает ему любовью, хочет мстить всем. Этот комплекс и приводит его к измене. Молодой актер Артур Быков, к сожалению, не совсем справился со сложным характером, он порой был невыразителен, как бы отстранен от всего происходящего, все время находясь в тени.

В спектакле много интересных режиссерских находок - и сцены народного праздника, когда все водят хороводы и играют в снежки, и казнь капитана Миронова, и сцена с императрицей (Татьяна Артемьева), у которой Маша просит помилования Гринева. Постановка звучит очень современно и одновременно - поэтично.

Творчество Владимира Набокова, блестящего прозаика, началось с его рассказов, в которых, как и в романах, является образ утраченной России. Рубина в своей инсценировке объединила несколько рассказов Набокова 20-х годов, сумела нанизать их на единый стержень и создать спектакль «На какой-то звезде...» о поколении островов рассеяния, об одиноких и неприкаянных эмигрантах из России, оторванных от своих корней и вынужденных приспосабливаться к чужбине.

Спектакль очень стильный, изысканный, можно даже сказать рафинированный, в котором сошлось все - и точность, и тонкость режиссуры, где сплетены, подобно кружеву, все сцены, перетекающие одна в другую; и светлые костюмы, и простая, светлая декорация и, главное, способ существования актеров - очень органичный и необыкновенно пластичный.

С самого начала спектакля окунаешься в удивительную атмосферу ностальгических воспоминаний героев, которые под шум прибоя по очереди появляются и присаживаются за столиками маленького кафе, примостившегося на берегу моря в Южной Франции, - и сразу ощущаешь себя в том времени и в том месте.

Никитин (Руслан Бузин) приехал из Берлина во Францию в поисках своей матери, которую не видел пять лет после эмиграции, и в кафе он встречает разных людей из России, у каждого из которых своя трагическая история.

Ганин (Денис Аверьянов) - герой повести Набокова «Машенька», отрывки из которой вошли в инсценировку, выстраивает свои непростые отношения любви с Машенькой (Юлия Измайлова) очень глубоко: актер создает образ человека, много пережившего, страдавшего, который нашел свою, как ему казалось, единственную любовь и потеряв ее навсегда в России.

Матрос (Евгений Клюев) рассказывает, как погибла его молодая жена, когда они ехали из России, и в Ницце ее ударила молния. Теперь ему все время кажется, что она должна появиться, и он ищет на берегу камушек, который она держала в руках перед смертью.

А Никитин-Бузин неожиданно узнает во французской проститутке Николь (Алиса Зеленовская) свою бывшую любовь Нину, и на сцене оживают их прежние встречи в Подмосковье.

В другой сцене Никитин узнает в одном посетителе кафе (Виталий Тимошкин) чекиста, который его пытал в России в застенках НКВД - буравил штопором ступни ног. В ярости схватив его, Никитин, помахав перед его лицом штопором, которым он открывал вино, брезгливо отпускает чекиста, не желая марать рук.

И, наконец, Никитин находит свою мать (Ольга Базанова), которая, не ожидая встречи с сыном, была страшно растеряна и нервна. Она ждала молодого любовника и не могла скрыть того, что взрослый сын появился не вовремя и расстроил все ее планы, а двадцатитрехлетний Мишель - ее последняя надежда в этом чужом мире. «Все мы здесь русские скитальцы между звездами, собрались на чужой планете», - об этом красивый и очень грустный спектакль С. Рубиной. Финал спектакля пронзителен - Никитин-Бузин очень тихо, но с отчаянием произносит: «Мы обязательно вернемся!»

Режиссер Рубина не боится преодолевать, на первый взгляд, непреодолимые вещи. Проделав гигантский труд, она создала инсценировку по страницам огромного полифонического романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», назвав ее «Как прекрасен этот ужас!» Примеров успешных инсценировок по этому роману очень мало, есть некоторые издержки и в этой - некоторая затянутость, очень частая смена картин, дробность и фрагментарность.

В очень сложном спектакле, который хочется назвать «Левин», на первый план выходит именно этот герой в прекрасном исполнении Руслана Бузина - с его философскими размышлениями о жизни, о будущем России, об экономике, о труде, с его тягой к земле. Он самобытен, обезоруживающе искренен и заряжен огромной энергией.

Левин Бузина одинаково достоверен и привлекателен, и когда он, влюбленный в Китти (Ксения Соловьева), делает ей предложение и получает отказ, и в деревне, где он вместе с мужиками косит траву. Совершенно завораживает своей верностью духу романа сцена, когда после долгой разлуки Левин пишет свое объяснение в любви на воображаемом окне, а Китти очень энергично пишет ему таким же способом ответ - «люблю».

Анна Каренина - одна из самых привлекательных и противоречивых героинь мировой литературы, которую мечтает сыграть каждая актриса. Анна Алисы Зеленовской, очаровательная и хрупкая, с самого начала полна предчувствий, ожидания беды и все равно идет навстречу запретной страсти. Она пытается бороться со своей жизнью, со своей судьбой, со своей любовью к Вронскому, но как бы заранее предвидит все свои муки и свою обреченность, что и приводит ее к трагической развязке.

В спектакле Каренин (Владислав Метелица) вызывает, как это не покажется странным, больше сочувствия, чем Вронский (Иван Кочубей). Он, конечно, боится общественного мнения, осуждения света, но он любит Анну, нежен к ней и очень страдает. Он достойно встречает разрыв и только с отчаянием кричит: «Я люблю тебя!» Сразу постарев, согнувшись, он медленно уходит. Это трагедия двух сильных страдающих людей.

Вронский Кочубея элегантен, подтянут, красив, но в нем с самого начала чувствуется какая-то заурядность. Да, возникла любовь, а скорее страсть к Анне, еще больше разжигаемая от невозможности быть вместе. Но она скоро прошла, особенно когда Анна оказалась не принятой в свете, наедине со своим счастьем, со своей ревностью и любовью только для себя.

После очередной ссоры и яростного крика Вронского: «Это становится невыносимым!», Анна решает свою судьбу.

В семье Облонских Стива (Евгений Клюев), легкомысленный московский барин, занят своими развлечениями и любовными похождениями. Клюев играет его очень мягко, он легко порхает по сцене как и по жизни, не скрывая, что разлюбил свою жену Долли (Лариса Ляпунова). Поистине, «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастна по-своему» (Лев Толстой).

«Цветы запоздалые» - один из самых лирических рассказов А.П. Чехова о неразделенной любви и жажде любить и быть любимым. Режиссер С. Рубина как всегда стремится открывать неизведанное. Существуют лишь кино- и телевизионные версии этого рассказа, но на сцене в театре это его первая постановка.

Спектакль камерный, зрители сидят на сцене, поэтому и оформление московским художником Марией Митрофановой очень лаконично - в доме разорившихся князей Приклонских стол, стулья, диван, но есть одна замечательная метафора: сквозь заднюю стену и большие старинные настенные часы прорываются сквозь время к свету и любви ветви деревьев с маленькими нераспустившимися цветочками.

Княгиня Приклонская (Ольга Базанова) умирает, не пережив разорения и нищеты. Ее беспутный сын Егорушка (Владимир Ярыгин) пропивает и проигрывает в карты последние гроши, занимая их даже у прислуги, среди которой выделяется образ верного слуги Никифора (Вадим Вишневский). Надо сказать, что его образ в спектакле создан несколько полемически к рассказу Чехова - здесь он молод, тайно влюблен в княжну Марусю, всегда с теплотою и нежностью смотрит на нее, слишком интеллигентен, глубоко проживает все, что происходит с его хозяевами, и чувствуется, что он часть этой семьи, и без него они все пропадут.

Роль княжны Маруси трудна, так как практически на ней держится все действие. Свою страстную влюбленность в успешного красавца доктора Топоркова, который не обращает на нее никакого внимания, она, страдая, глубоко несет в себе, и только приходя к нему на прием, вся трепещет и глаза наполняются слезами.

А доктор Топорков (Руслан Бузин) деловит, серьезен и нацелен только на личное благополучие. Правда, иногда он чуть заметно улыбается уголками губ, но будто испугавшись самого себя, тут же снова надевает маску безразличия и холодности. И только один раз в своей жизни он дрогнул и его охватило ответное чувство, когда он услышал тихие отчаянные слова Маруси: «Я люблю вас, доктор!» и увидел ее глаза. Зная, что у нее чахотка и дни ее сочтены, он попытался украсить эти ее последние дни жизни любовью, вниманием и запоздалыми цветами.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.