Две судьбы, две светлых повести. Наталья Котлярова и Ирина Шаламова (Мытищи)

Выпуск №7-167/2014, Лица

Две судьбы, две светлых повести. Наталья Котлярова и Ирина Шаламова (Мытищи)

Эта немного перефразированная строчка из песни Аллы Пугачевой пришла мне на ум после беседы с ведущими актрисами Мытищинского театра кукол «Огниво» заслуженной артисткой России Натальей Котляровой и заслуженной артисткой Московской области Ириной Шаламовой, которые в прошлом году отметили свои юбилеи. Эти талантливые, тонко чувствующие, очаровательные, искренние, интеллигентные женщины познакомились тридцать с лишним лет назад в Тюменском театре кукол. И в 1985 году впервые поехали за рубеж вместе со своими мужьями, замечательными кукольниками Станиславом Железкиным (супруг Натальи Котляровой), являющимся сегодня народным артистом России и возглавляющим театр «Огниво», и Владимиром Перчаткиным.

На Общепольском фестивале русских и советских пьес в городе Лодзь они вчетвером представили оригинальную постановку сказки «По щучьему велению», получив кубок и диплом «За лучший спектакль». «У нас был такой успех! Представьте, заканчивается представление, и все зрители выстраиваются в очередь, чтобы подойти к нам, лично поблагодарить, - вспоминает Наталья Котлярова. - У нас даже челюсти болели от улыбок. И пошла молва по Польше: «Русские приехали, шедевр привезли». До сих пор, когда туда приезжаем, нас узнают».

Это был действительно удивительный спектакль, передающий атмосферу деревенской глубинки, в том числе благодаря звучавшим вживую фольклорным песням, что в те годы было редкостью. А еще в нем было много юмора. «У Станислава Федоровича с Володей был потрясающе смешной дуэт, - рассказала Ирина Шаламова. - Железкин такой живой, темпераментный, с горящими глазами, а Перчаткин - спокойный, сдержанный, с непробиваемым выражением лица. Публику подкупал такой контраст. Вообще, нам с Натальей, молодым тогда актрисам, мужья много дали в плане профессии. А Станислав Федорович как художественный руководитель театра и режиссер до сих пор подсказывает, помогает».

Наталья Котлярова и Ирина Шаламова со школы мечтали стать актрисами, но в театр кукол попали ненароком. Впрочем, в этом виде искусства случайные люди надолго не задерживаются. Настоящие кукольники навсегда остаются немного детьми - доверчивыми фантазерами с незамутненным общепринятыми штампами восприятием мира. Наталья Алексеевна ходила в театральную студию и как-то педагог Вячеслав Фианцев сказал ей: «Поступай на куклы, это очень интересная профессия. Ты не пожалеешь». И она поступила в Казанское театральное училище, в котором за годы учебы поняла, что наставник имел ввиду. «Мы не только изучали виды театральных кукол, учились работать с ними, но и примеряли на себя самые разные образы, - пояснила Наталья Котлярова. - После училища мне довелось несколько лет проработать в драматических театрах Казани и Тамбова. В соответствии с моей внешностью за мной там крепко закрепилось амплуа инженю. Рассчитывать на острохарактерные роли не приходилось. И тогда я поняла: в театре кукол для актера гораздо больше возможностей».

А Ирина Шаламова попала в Кемеровский театр кукол с легкой руки соседки, которая сказала, что туда набирают актеров вспомсостава. «Я сидела в зале, смотрела репетиции спектаклей и для меня все было ново, интересно, интригующе, - вспоминает Ирина Юрьевна. - Я же тогда ничему такому не училась, за плечами были лишь семь лет музыкальной школы по классу фортепиано. Неуклюжая, сутуловатая девочка. Какую роль мне могли поручить? Впервые я вышла на сцену в качестве задней части верблюда (смеется). А первая моя кукла - Сорока из «Маленькой феи». Эта роль практически без слов. Но держать за ширмой тяжелую тростевую куклу, которая поначалу совсем меня не слушалась, было трудным испытанием. Я гордилась и радовалась, что мне ее доверили. Даже пригласила на спектакль свою одноклассницу. А потом довольно легко поступила в Свердловское театральное училище».

Актерская деятельность Ирины Шаламовой проходила в Смоленском, Тюменском, Кемеровском, Челябинском, Екатеринбургском, Курганском театрах кукол. С 1997 года она служит в «Огниве». Является членом Союза театральных деятелей России, так же, как и Наталья Котлярова. А Наталья Алексеевна по праву считается одним из основателей театра кукол «Огниво», наряду со своим мужем Станиславом Железкиным, с которым в начале 1990-х годов приехала в Мытищи. До этого она работала в Тамбовском, Казанском, Краснодарском, Тюменском, Ярославском театрах кукол. Сегодня Наталья Котлярова и Ирина Шаламова за сезон играют более 180 спектаклей, поскольку заняты практически во всем репертуаре.

Увидеть вместе на сцене этих двух замечательных, но абсолютно разных по типажам актрис, чьи судьбы так удивительно переплелись, может как взрослый (спектакли «Лысая певица», «Ревизор», «Вишневый сад»), так и маленький зритель (сказки «Умка», «Аленький цветочек», «Морозко» и т.д.). Игра Натальи Котляровой подкупает своей проникновенностью, мягкостью, непосредственностью, лиричностью и теплым юмором. А героини Ирины Шаламовой запоминаются ярко выраженной индивидуальностью, правдивостью, внутренней силой, колоритностью. Мало кого оставит равнодушным и ее глубокий, мощный, редкого «цвета» голос. К слову, Ирина Юрьевна проводит музыкальные занятия с актерами театра кукол «Огниво», в котором поставлено много спектаклей с вокальными номерами. «Когда мы приезжаем на какой-нибудь фестиваль, нас обязательно просят спеть, - рассказала Наталья Котлярова. - Благодаря Ирине у нас целый репертуар старинных народных песен. Был даже такой забавный случай. Звонят организаторы одного театрального форума, говорят: «Приезжайте. И ансамбль свой обязательно захватите» (смеется). Они думали, это разные люди. А у нас всего в труппе одиннадцать актеров».

Актрисы, отдавшие большую часть жизни театру кукол, убеждены, что сегодня у данного вида искусства просто безграничные возможности для экспериментирования и творчества. Артисты вышли из-за ширмы, режиссеры стали мыслить свободнее, смелее, а уж об «ассортименте» выразительных средств можно и не говорить - визуальный ряд стал гораздо шире, колоритнее. Но, пожалуй, самое главное для нас, зрителей, что здесь продолжает жить волшебство, постоянно происходит чудо оживления неодушевленных предметов. И у нас еще не раз будет возможность попасть в сказку, которую «нарисуют» на сцене Мытищинского театра кукол «Огниво» Наталья Котлярова и Ирина Шаламова.

 

Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.