Валентина Соловых: "Мне кажется, я пела еще до своего рождения..."

Выпуск №7-167/2014, Вспоминая

Валентина Соловых: "Мне кажется, я пела еще до своего рождения..."

Она погибла во время пожара в собственной квартире. Обстоятельства этой гибели до сих пор непонятны. Говорят, на следующий день из фойе театра, где работала Валентина Соловых, таинственным образом исчез ее портрет.

Последние годы жизни актриса работала в частном театре, где за ней прочно закрепилось так раздражающее многих прозвище «примадонна».

Валентина родилась и выросла в простой семье и часто вспоминала, как любила петь с мамой народные песни, протяжные, задушевные. Позже, в телепередаче Т.Бабуровой из цикла «Театральная гостиная» она признавалась: «Мне кажется, я пела еще в утробе матери. А уж когда родилась, то это занятие стало моей страстью на всю жизнь. Я свято верю в то, что голос - это от Бога! В любимом театре я имею возможность исполнить свое предназначение - дарить радость людям. Это и есть счастье для актрисы и певицы. И еще я свято верю в своего зрителя, бесконечно ему доверяю».

До поступления в театр будущая примадонна успела поработать на стройке, и это тоже был опыт, который потом ох как пригодился ей на сцене. Ведь чтобы сыграть ту или иную роль, тоже надо выстроить характер, отыскать нужную краску, выбрать оттенок, приладить к месту недостающую деталь. Так что линия жизни, какой бы извилистой и странной на первый взгляд не казалась, сама направляет каждого в нужное русло.

Вокальному искусству Валентина обучалась в Дальневосточном институте искусств у прекрасного педагога Александры Гавриловны Пресняковой. По окончании института пришла в Хабаровский краевой театр музыкальной комедии, в котором работала до последних дней.

Дебютировала в спектакле «Прекрасная Елена» Жака Оффенбаха. В одном из интервью тех лет Валентина вспоминала, что первый выход на сцену прошел как в тумане: волнение, ощущение неловкости, голос, будто чужой... Хорошо, что более опытные партнеры поддержали, помогли справиться с волнением.

С годами артистка выработала в себе замечательное свойство, характерное для подлинного мастера - постоянную готовность к работе. Об этом говорят все, кто в те или иные годы работал с Валентиной Соловых на сцене. При этом неизменно отмечают и ее человеческие качества: стремление прийти на помощь, подсказать, не выпячивать своего «я».

Ей было дано многое. Кроме природного дара к лицедейству, работоспособности, полной отдачи себя на сцене, помимо дара с ходу включаться в тонкую театральную игру, Соловых обладала роскошным голосом, который мог передавать разнообразную амплитуду душевных переживаний, будь то Кальман, Штраус, Оффенбах или Лекок.

В спектакле «Жирофле-Жирофля» Лекока, который легендарный режиссер Юлий Гриншпун поставил в подчеркнуто условной театральной манере, Валентина Соловых играла сестер-близнецов. В этой работе сразу выявилась новая грань дарования актрисы: умение передать «жизнь человеческого духа» в той гротесковой манере, условия которой диктует музыка. Я уже не говорю о мизансценах Гриншпуна, в которых петь и танцевать приходилось то на головокружительной высоте, то на крыше движущегося тарантаса. Но актриса справлялась с этими трудностями блестяще. При этом ни на секунду не забывала, что все происходит в театре, на подмостках, а значит игра, тайна, прекрасный и великий «нас возвышающий обман»!

Ощущение театральной игры было присуще и ее Адели в штраусовской «Летучей мыши». Постановщик спектакля Александр Кордунер интуитивно уловил в Соловых это умение выражать внутреннее состояние героини музыкальными и голосовыми средствами.

Наверное, играть опереточных героинь бывает непросто, потому что трудно поверить в серьезность сюжетных перипетий, в подлинность чувств персонажей. Однако когда исполнителю удается вложить в создание примитивно выписанного образа весь свой творческий и человеческий опыт, на сцене рождается подлинная человеческая судьба. Так произошло у Соловых с ролями Одетты в спектакле И. Кальмана «Баядера», Софьи в «Свадьбе в Малиновке» Б. Александрова.

Корреспондент краевой местной газеты «Тихоокеанская звезда» Н. Гурина в своем очерке «Музыка театра» так писала об артистке В. Соловых: «Софья в «Свадьбе в Малиновке» - характер народный, вобравший в себя стойкость нравственных убеждений, мягкий лиризм, щедрость мудрого материнского сердца. Актриса чутко услышала боль нерастраченных чувств еще молодой женщины, потерявшей на войне мужа, ее тревогу за судьбу дочери и готовность к жертвенности во имя счастья молодых».

Прямая противоположность Софье - мадам Пендрик в спектакле Юлия Гриншпуна «Женихи». Этот образ, как писала газета, «существенное дополнение к режиссерскому осмыслению темы нэповских лет, выбросивших на поверхность жизни людей, лишенных стабильности своего существования». Любопытная деталь. Появление в спектакле портнихи мадам Пендрик несколько раз предваряла реплика Аграфены: «Ну, и где эта с...а Пендрик?!», которую народная артистка России Зеля Гримм-Кислицина (Аграфена) произносила в свойственной ей неподражаемой манере. Понятно, что зритель, «подготовленный» таким образом, ожидал увидеть необъятных размеров тетку, запаренную, вечно опаздывающую, вконец задерганную своими капризными клиентками. Вместо этого на сцену выпархивала элегантная, стройная, изящно одетая вот именно мадам, рассыпчатый польский акцент которой придавал ей непередаваемый шарм и очарование. Как она суетилась вокруг новоявленной невесты в надежде урвать свой кусок, как щебетала и порхала!

Несмотря на то, что роль мадам Пендрик была лишь намечена режиссером несколькими лаконичными и выразительными штрихами, эпизод в спектакле запоминался законченностью и точностью исполнения.

Пик расцвета таланта Валентины Соловых и ее успех выпали на 90-е. Счастливое время! Это и встреча с режиссером Юлием Гриншпуном, и наиболее яркие роли и спектакли в театре. Это концерты классической музыки, где Соловых совместно с Дальневосточным симфоническим оркестром исполняла романсы Рахманинова, Свиридова. Но настоящим событием стала моноопера Франсиса Пуленка «Человеческий голос», телевизионная версия которой была осуществлена главным режиссером хабаровской студии телевидения Лидией Славутской.

Для многих вокалисток исполнение оперы Пуленка - недостижимая мечта. Соловых выпала счастливая возможность наполнить ее своим дыханием, облечь в живой и трепетный образ любящей женщины. По словам ведущего оператора Александра Пышнёва, во время работы над телевизионным спектаклем он чувствовал себя тем «передним краем, через который чувства и переживания героини передавались зрителям».

В театре вспоминают, что Соловых всегда работала на износ, с предельной отдачей, несмотря на болезни, усталость, переутомление. Именно в работе она наиболее полно выражала себя, и это, судя по всему, приносило ей настоящее счастье. Коллеги вспоминают, что отыграв спектакль, скрывшись в своей гримерной, артистка выглядела так, словно не на сцене блистала в течение двух с половиной часов, а проработала несколько суток где-нибудь в шахте.

Партнер и однокурсник Валентины Александр Сергеев, тоже рано ушедший из жизни, однажды заметил: «Творческая судьба Соловых могла бы сложиться удачливее и интереснее, если бы она выбрала другой театр, расположенный не за Уральским хребтом».

...В последние годы своей жизни она еще выходила на сцену театра музыкальной комедии в том или другом спектакле, но уже реже, потом совсем редко. Хотя числилась в труппе. После 2000 года почти целиком ушла в Свободный театр, который был создан на антрепризной основе и в котором специально для нее ставились музыкальные и драматические спектакли. «Клеопатра», «Призрак оперы» - эти названия мелькали на афишах, привлекая зрителей, но, думаю, для артистки, которая вкусила и настоящий успех, и настоящую работу, Свободный был все же имитацией театра, свободным падением, прыжком в никуда. Хотя справедливости ради надо сказать, что работа в этом небольшом частном театре помогла продлить жизнь Валентины на несколько лет.

«Сцена - это увеличительное стекло, которое высвечивает не только талант, но и характер актера, - сказала в одном из интервью Валентина Соловых. - На сцене эгоисты, кичась перед партнерами, выделяют себя, забывая об окружающих, скупые не расходуют лишние эмоции, а щедрые отдают свою энергию «на полную катушку».

Пророческие слова. Без преувеличения можно сказать, что свой дар она растратила без остатка, поставив точку в судьбе августовским вечером 2007 года.

 

Фото из архива Краевого музыкального театра


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.