Елец. Игры огней

Выпуск №8-168/2014, В России

Елец. Игры огней

Спектакль Юрия Мельницкого «Из жизни огней» по пьесе петербургского драматурга Ольги Донец стал небольшой сенсацией XXIX фестиваля Липецкие театральные встречи. Спектакль Елецкого драматического театра «Бенефис» удостоен наград в номинациях «За лучший актерский ансамбль», «Лучший композитор»  - музыку написал ростовчанин Алексей Екимов. А режиссер удостоен специального диплома «За создание уникального сценического мира спектакля».

... Зрители сидят прямо тут же, на сцене, едва не упираясь коленками в декорации. Собственно, и декорациями это назвать сложно, поскольку больше похоже на съемочную площадку, разбитую на несколько точек. Действие следует из одной точки в другую, и нет только кинокамер. Есть взгляды зрителей, которые перемещаются из неопрятного угла в коммуналке за дверь, в общую прихожую, затем - в квартиру одинокого, безнадежно больного человека, затем - на уличный книжный развал. Наш взгляд скользит по кругу, все время увязая в этом нагромождении предметов, находя все новые детали, и не отделаться от ощущения, что постепенно мы вслед за персонажами уходим в такую страшную даль, слова для описания которой есть только в священных текстах.

Эти квартиры, эти койки и углы, эти прихожие, улицы населены странными персонажами. Странными и узнаваемыми. Мальчик-инвалид из бедной семьи, его мамаша - тетка из тех, кого называют «хабалки». Впрочем, не все просто с этой теткой. Она, знаете ли, могла бы стать оперной певицей. Да-да, она из хорошей семьи, взгляните на портрет мамы! Она протянет зрителям этот портрет, и мы увидим красавицу-аристократку с прической начала века. Отец ушел от них и тихо спивается в пустой квартире, где кроме него только одно живое существо - попугай. Старик, торгующий старыми книгами. Молодая дамочка, жаждущая любви «самого красивого мальчика в районе» - участкового милиционера. Терпеливая докторша, учительница, которую ненавидит за двойку отбившаяся от рук девочка, приятель этой девочки - трогательный и бестолковый. Обычные люди. И каждый из персонажей поворачивается к нам новой, неожиданной стороной, переживая полное перевоплощение. Старик-букинист становится волшебником, самым настоящим - и сказочный наряд имеется, и бесподобная улыбка, и чудеса творит! Двое детей проходят целую цепь превращений: взмывают в небо на игрушечном самолете и из заоблачной выси детской мечты совершают посадку в страшном мире, где они сами - террористы, а орудие убийства продает им парочка жутких упырей, которые еще вчера были красивыми женихом и невестой. Одинокий алкоголик разговаривает с бомжеватым стариком в пустой квартире, и вот это уже не разговор пропащих людей, а беседа двух бесконечно добрых и печальных мудрецов иной, нечеловеческой природы, разговор о бедных людях, за которыми глаз да глаз, поскольку они постоянно хотят есть, и поэтому легко ссорятся. А сколько любви, сколько нежности и силы вдруг возникает в жестах, в голосе матери, и мы видим уже не опустившуюся тетку, а полную достоинства даму. Такую же, как ее мать на старой фотографии. А еще есть узнаваемая, уморительно смешная, и в то же время жутковатая учительница,  жаждущая любви. Есть попугай Кеша, который не попугай вовсе, а аниматор. Главный герой, мальчик, от лица которого ведется повествование, и который любит рисовать, он, наверное, самый невероятный персонаж. Он слабоумный инвалид, и он же - художник, творящий эту историю, полную повторов, путаницы, странных персонажей. И в то же время - эта история проста и понятна любому, потому что кто из нас не знает этих квартир, заставленных старой мебелью, этих несчастных, одиноких людей, крикливых скандалов, оглушительных звуков старого шлягера «Белые розы», всей этой обстановки - одновременно убогой и вызывающей ностальгию?

Этот мальчик станет взрослым и однажды умрет, замерзнув в сугробе и глядя в черное зимнее небо. А после он будет рассказывать эту историю, сочиненную и прожитую им ... кому? И зрители испытают тоскливый страх смерти, когда в квартире одинокого мудреца (алкоголика?) появится жуткий слепец, вытащит откуда-то из глубины «съемочной площадки» старую ванну, и разыграет нехитрую аллегорию, в которой будет и черное зимнее небо и снег, который падает сверху точь-в-точь так же, как земля в могилу.

Но морок изгнан. Нелепый и страшный слепец уйдет, волоча за собой тяжеленную ванну. А оставшиеся - и умершие и живые - усядутся за праздничный стол, зазвучит праздничный и волнующий вальс, веселый смех. И в таком пиршестве не будет ничего невероятного, поскольку в этой истории персонажи, конечно же, иногда умирают, но если им очень хочется - могут ожить снова.

Мистика и тусклая обыденность, детская жестокость и детская же вера в чудо, жажда любви и страх смерти, и преодоление этого страха - вот какие сложные арабески сочиняет-рисует рассказчик. И поэтому история получается такой сложной, и одновременно - кристально ясной.

Такой же, как жизнь любого из нас.


ФОТО И. ЧУРЛЯЕВОЙ

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.