25 лет - как один день / Александр Книга

Выпуск №8-168/2014, Содружество

25 лет - как один день / Александр Книга

Директор Херсонского театра им. Н.Кулиша Александр Книга раскрывает секрет:   как непопулярный театр превратить в центр театрального туризма.

 

Двойной юбилей отметил директор-художественный руководитель Херсонского областного академического музыкально-драматического театра им. Николая Кулиша Александр Книга - 55 лет и 25 лет в должности главного «рулевого» театра, который за четверть века из «изгоя» (10 человек в зале, 50 - на сцене) превратился в поистине культовое место для горожан.

В одном из интервью Александр Книга обмолвился, что не очень любит явление «датский спектакль»... Как выяснилось, «датские» интервью относительно себя - энергичного, фонтанирующего идеями, по-хорошему авантюрного, неугомонного и изобретательного  - глава херсонского театра раздавать тоже не мастер... Встреча на тему «а давайте к юбилею побеседуем лично о Вас, напишем, так сказать, «портрет в деталях», вылилась в двухчасовой заразительный монолог Александра Андреевича о театре, театре и только театре... Да, нынешний херсонский театр им. Кулиша со всеми своими аншлагами, спектаклями, а их в репертуаре 58, тремя сценами и признанным в мире фестивалем «Мельпомена Таврии» - это и есть портрет директора. Поэтому мы, отказавшись от формата вопросов и ответов a-ля «а помните ли Вы Ваш первый поход в театр», составим портрет Александра Книги из деталей и фактов, неразрывно связанных с прорывом и непрекращающимся совершенствованием его театра.

Прежде, впрочем, все же приведем несколько интересных фактов, выведанных у сотрудников, без которых трудно доказать, что объять необъятное - возможно.

Итак, Александр Книга. Кандидат в мастера спорта по легкой атлетике. Победитель чемпионата дальневосточного военного округа по легкой атлетике. В армии освоил профессию радиооператора. Обладает природным даром меткого стрелка. Построил дом, посадил более 3 тысяч деревьев, отец пятерых детей. Число детей, которым он является крестным отцом, - более тридцати. Обожает  принимать гостей, путешествовать, огородничать.

...И еще деталь. Не про «необъятное», но про исключительное для человека такой должности: на хороших спектаклях Александр Книга не сдерживает своих эмоций и ...слез.

... Ну, а теперь штрихи из того самого заразительного «не датского» монолога о любимом деле, но только не о любимом  себе.

25 лет  Александр Книга скрупулезно «перебирал» театр от трюмов до крыши, не имея финансовой возможности полноценно его отремонтировать, но, тем не менее, сохранив его от плачевного состояния ... 10 лет театр не видел ни копейки дотации на помещение, и, не «ноя», поступательно научился прилично зарабатывать сам:  3,5 млн гривен в год  для областного центра - это колоссальный показатель.

Действительно, у театра сегодня - огромная популярность. С «дефицитными» спектаклями, на которые не так просто купить билет. С пониманием театра, как ритуала у зрителя: на спектаклях всегда очень много одетых по-праздничному дам и кавалеров. С восприятием у херсонцев ярких уличных театральных гала-представлений как городских праздников. С «родственными» отношениями, когда зритель многое прощает своему театру: ведь не каждый из многочисленных его проектов может быть 100-процентной  художественной удачей. Здесь всегда будет теплый прием любой затеи коллектива. За год сыграно 360 спектаклей. ВСЕ мероприятия города делает театр.

Как Александру Книге удалось создать не театр даже, а (учитывая географию деятельности театра им. Кулиша, о которой чуть позже) театральную страну, придя в 1989-м году, в довольно молодом для должности директора возрасте 30-ти лет, в непопулярное культурное заведение, коим был тогда херсонский театр?

Если зрителя хочется всегда, а не от случая к случаю,  работать надо беспрестанно и... очень издалека - даже не в самом театре и с аудиторией, казалось бы, не самого «популярного» театрального возраста. В начале карьеры, когда на вечерних спектаклях зрителей было часто меньше, чем артистов на сцене, Александр Книга принял решение воспитать свою потенциальную аудиторию силами театра. «Добровольно-принудительные» школьники были первыми  опытами по наполнению зала. Причем, порой на довольно экстравагантный материал. Вот «Закат» Бабеля... Зритель не шел. Вели детей. Буквально «заставляли»... Потом, понимая, что встречами только в здании театра воспитание не возымеет должного отклика, директор отправляется ездить по школам, отправляет туда сотрудников, актеров - с рассказами, что такое театр и почему ходить туда необходимо. Придумывает  театральную азбуку. Перед открытием занавеса выходит к детям и рассказывает, как это сложно - создать спектакль, как непросто  и обидно актерам, когда в зале шум.

... И через несколько лет срабатывает обратная реакция, когда «невоспитанные» сотрудниками театра взрослые вечерний спектакль не понимают, а «воспитанные» дети - понимают, и еще как!

Сегмент работы с детьми, когда-то давший «взлетную полосу» популярности театра в городе, постоянное  воспитание новой и новой аудитории Александр Книга видит одной из главных составляющих деятельности своего театра.  В репертуаре 12 спектаклей. Каждую неделю - обязательно представление для детей. И директор хочет таких представлений еще больше, еще разнообразней:  ведь дети растут.  Меняются вкусы... В театре придумывают проект «Детская страна», обратившись за идеями к самим детям. Весь «маленький» Херсон трудился: завлиты не справлялись с потоком стихов, рисунков и рассказов... В итоге рождается «Театральна країна казок» («Театральная страна сказок»). ТЕКА. С украинского - «сундучок». Для страны выдумываются свои герои:  Клубничка, Малинка, Цветочек... Кафедра дизайна в Техническом университете «хватающимся» за все талантливое А. Книгой привлечена к разработке этих героев.  Пять штатных режиссеров театра сделают с этими героями свою сказку... Потом в нее будут вводиться новые герои, формируя художественный вкус у маленького зрителя... Кстати, возраст детей, которые воспринимают театр, в Херсоне с каждым годом все меньше. Можно даже говорить о некоем рекорде: на спектаклях спокойно сидят уже двухлетние дети.

...Переходя с темы детской на тему молодежную, директор сетует, что молодые специалисты, выпускники лучших киевских театральных школ, на родину, в Херсон, возвращаться не спешат. Сетуя, тут же делится очередной своей инициативой - учить актеров «на месте». Буквально - «беря с улицы»...

...«Подтянули» и свой оркестр. Есть диригент; неустанно ищут голоса. Директор буквально сияет, рассказывая, какой прекрасный удалось «отхватить» театру «баритон»...

Еще, еще идеи! Просто на ровном месте. 77-й сезон - 77 кустов роз. За свои деньги. Коллектив театра вышел в парк.  Пригласили мэра, губернатора, прессу... Когда ночью выкрали три куста, город возмутился ТАК громко, что  «инкогнито» стало стыдно, и он вернул кусты на место.

«Жаль королевство маленькое: разгуляться негде»?.. А кто сказал, что маленькое? Директор рисует 100-километровую зону и ставит задачу: здесь в каждом городе, поселке и даже селе должны узнать и полюбить херсонский театр... Предлагает  губернатору создавать традиции. Раз в год, перед Новым, годом собирать всех глав района, всю элиту. Потом «Огонек». Неформальное общение.... Районы приехали, увидели, что здорово все и что губернатор поддерживает... И театр зовут по этим самым районам. Даже хлипкую сельскую сцену «освоил» Александр Книга - «катается» оркестровая программа с вокалистами... «Профессиональное искусство - селу». Это не слоган. Это выбитая директором к этому лету дотация...

Еще одно детище Александра Книги -  база зеленого туризма «Чумацкая криница». Причем, рожденное в кризисный момент «прессинга властей», когда хотелось «все бросить и уйти» в какое-нибудь другое дело... Делали базу - с огородиками, домашним скотом, домиками для отдыха (сделали), но... Но как Александр Книга - и без Лесного театра!? Куда уйдешь, если сердце все равно там... Идею директор в советское время «подглядел» у венгров. Там очень развита система летних театров. Итог: на «Кринице» каждую неделю стали проводить проекты - сначала хореографические и  вокальные. Люди ездили, как на пикник... Впрочем, А. Книга очень удачно «подглядывает» снова: у друга, режиссера Валерия Анисенко. Тот, устраивая  юбилей на даче, вырыл озерко, пригласил 100 гостей и показал там «Чайку»... И увидел директор херсонского театра, «что это хорошо»... Так что, на «Кринице» появилось свое озерко, а у театра им. Кулиша, считайте, четвертая театральная сцена.

...А дальше - и Резиденция Деда Мороза с последующим созданием его музея и Новогодней почты, и праздник проводов Масленицы, и праздник Ивана Купала (из города приехали 300 зрителей!), и Козацкий праздник...

Мало того, лесную сцену ожидает творческая лаборатория 10-ти молодых украинских режиссеров. Отдых-лаборатория. И создание чего-то общего, необыкновенного... А с весны туда «переедет» спектакль режиссера Влады Белозоренко «Дядюшкин сон» (кстати, единственного из молодых режиссеров Украины, которому прошлым летом удалось попасть  в московский Центр Мейерхольда на мастер-классы ведущих российских режиссеров).

Другой режиссер херсонского театра - Сергей Павлюк -  поставил в российском Смоленске «Гусарскую балладу». Есть с этим городом и еще один потенциальный проект - спектакль о князе Потемкине, который родился в Смоленске и с именем которого так неразрывно связан Херсон...

Театр активно работает с русскими драматургами. В этом году директор ездил на театральный фестиваль во Владимир, в прошлом - обменивался опытом в Саранске. При этом А. Книга подчеркивает, что участие сильных российских театров в фестивале «Мельпомена Таврии» ощутимо «подтягивает» театр им. Кулиша. Из 30-25 спектаклей фестиваля 5-7 и больше - это непременно спектакли разных регионов России. Кстати, 40% спектаклей идут на русском языке. Русскую классику играть только на русском - тоже резонная инициатива А. Книги в период, когда театр старательно «украинизировали»...

... 25 лет - как один день. Александр Книга, с любовью перечисливший гораздо больше своих идей, затей и проектов, чем способен вместить в себя этот материал, признался, что не заметил этих лет... «Каждый день едешь на работу, и никогда не знаешь, что тебя ждет... Мы одни. Мы в ответе за тех, кого так долго учили ходить в театр. Любить его. Понимать... Мы должны иметь и драму, и мюзикл, и оперетту... И никогда не должны останавливаться»... Что тут скажешь?.. Как «ваять» «датское» интервью, посвященное отдельной Личности, если Личность Директора Херсонского областного академического музыкально-драматического театра им. Николая Кулиша Александра Книги - и есть театр... В той самой квинтэссенции фанатизма, упорства, доброты, твердости, креатива и авантюризма, когда рождается некое театральное Чудо. Потому что Херсонщина, имея точку отсчета «полупустой, полунищий театр», за 25 лет вовлеченная в биополе этого театра, уже вовсю развивает ... театральный туризм!..

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.