Всё, что надо, случилось в судьбе... / Зоя Соколова (Волгоград)

Выпуск №8-168/2014, Лица

Всё, что надо, случилось в судьбе... / Зоя Соколова (Волгоград)

Ее эмоции всегда через край. Повод может быть любым - от событий житейских до общегосударственных. Она все воспринимает близко к сердцу, иногда даже то, что явно не заслуживает сильной душевной реакции. Но такой она человек. Экзальтированный? Возможно. Точнее сказать - тонкокожий, если не вообще «бескожий», легко возбудимый на радость и сочувствие, на восторг и гнев... И что особо значимо - на реальные поступки во след эмоциям, направленные в сторону других (порадовать, помочь, поддержать), а не на себя, «любимую». Она уже давно живет на свете, но сохраняет яркость чувств и интерес к людям. Она актриса. Ее зовут Зоя Соколова.

Уверена - это имя известно многим волгоградцам. Кто еще помнит нашу драму им. М. Горького, кто посещал клуб творческой интеллигенции «Бродячая собака», бывал на концертах знаменитой «Конкордии», видел ее театральные постановки с учащимися гимназии ХЭП, смотрел замечательный тюзовский спектакль «Зимы не будет», наконец, сегодня приходит в Молодежный театр на спектакль «Мой век». И это далеко не все...

Лично для меня знакомство с Зоей случилось еще в детстве и остается памятным по сей день. Потому хочется рассказать. Городской Дворец пионеров (где ныне Краеведческий музей), студия художественного слова, освещенная личностью незабвенной Л.В.Петровской, с ее уникальным даром заряжать всех творческой энергией, создавать и удерживать атмосферу напряженной духовной работы. Здесь я и увидела Зою Тетюшеву, одну из студиек «первого призыва», на традиционной встрече-отчете «прошлых» и нынешних. Мы, «нынешние», что-то им читали... И она так слушала, так смотрела, так проникалась происходящим, так горячо и умно говорила о каждом из нас, будто совершала нечто очень важное для себя самой. В ней был какой-то особый магнетизм, идущий от глаз, улыбки, всего облика. Я видела, как, общаясь со своими товарищами, она совершенно естественно становилась центром их притяжения. Словно заключала в себе некую гармонию, организующую все вокруг.

Эта особенность, достаточно редкая, отличает и ее сегодняшнюю. Здесь, думаю, Богом дарованное свойство сердечной сопричастности любому, попадающему в ее орбиту. Человеческая одаренность - основа, одухотворяющая все ипостаси Зои Соколовой.

Она, конечно, не могла не стать актрисой. И стала ею, еще будучи студенткой филологического факультета нашего пединститута (что тоже важно!). В студенческом театре родилась ее трогательная и стойкая Таня из арбузовской пьесы, поставленной сокурсницей и подругой по дворцовской студии. Этот спектакль был сыгран на сцене драмтеатра, затем показан на местном телевидении и - Зоя Тетюшева «проснулась знаменитой». Следом в Волгограде сняли первый телевизионный фильм по рассказу Н.Лаврентьевой «До востребования», где Зоиным партнером был артист драмтеатра Иван Лапиков. Актриса и позже станет «счастливой находкой» для нашего ТВ, его бывшей литературно-драматической редакции, создав там свои авторские программы и моноспектакли. А тогда эти роли открыли ей дорогу в театральную студию при драмтеатре им.М.Горького того периода, когда его возглавлял народный артист СССР Н.А. Покровский, и работали многие замечательные мастера сцены.

Из студии место действия на два года переносится в Архангельский драмтеатр, куда пригласил ее доброй памяти А.Я. Егинтов (в прошлом директор нашей оперетты). Может, где-нибудь в театральном архиве хранится Зоино письмо к нему. Его любили, смеясь, цитировать: согласна, мол, работать без зарплаты и жить на чердаке или в подвале... Она переиграла там всех молодых героинь, переходя из спектакля в спектакль. Живя в театре буквально, что совпадало с ее представлением о счастье. И где обилие работы дополнялось общением с интересными, талантливыми людьми - обязательным условием для ее душевного комфорта.

Вернуться домой заставила любовь - в Волгограде ждал красавец и умница Рудольф Соколов (светлая память!), ее партнер и муж по «Тане», ставший мужем по жизни и отцом дочки Маши. Что касается творческих воплощений на родной сцене, то здесь ее ожидала полоса невостребованности, растянувшаяся почти на четверть века. Постоянно сменявшиеся главные режиссеры (разной степени одаренности) не успевали озаботиться судьбой талантливой артистки. На которой по большому счету можно было строить репертуар. А просить для себя Соколова никогда не умела. Памятные для нее самой роли можно пересчитать по пальцам. Страдающая от безответной любви, гордая Мышь - «Сто четыре страницы про любовь» Э.Радзинского; Эльжбетта в драме Е.Ставинского «Час пик» - человек «без кожи», живущий на пределе сил; нелепая, смешная и обаятельная Ирина в комедии Э. Брагинского и Э. Рязанова «Родственники»; Мария в притче И. Друце «Святая святых», непреклонно верная своему глубокому чувству.

Актриса сама придумывала себе работу. Вот тогда и появились ее телевизионные моноспектакли «Сказать - не сказать» по рассказу В.Токаревой, «24 часа из жизни женщины» С. Цвейга и самый, пожалуй, значительный - «Я не хочу умирать» по воспоминаниям Надежды Мандельштам о поэте, о страшном времени 30-х годов, где явно и ярко проявилось трагедийное дарование актрисы Зои Соколовой.

Оно проявилось и в театре. Но не на большой сцене, а рядом - в красивом фойе 3-го этажа, с мраморными лестницами и «камином». Речь о спектакле «Заступница» по Ю. Нагибину, родившемся совершенно естественно для этой актрисы, истинно выношенным ею в счастливых муках и ставшем настоящим театральным событием в городе. Зоя сыграла великую бабушку великого поэта М.Ю.Лермонтова. Избрав материал, который наиболее полно мог бы выразить ее художническое и человеческое кредо. Она играла личность огромного достоинства, ума и души. Той редкой породы, для которой естественным и непреложным является самопожертвование ради близкого существа. Она заставляла пережить все этапы приближения трагической развязки, испытать вместе с ней непереносимую боль за гибель Мишеньки и замирать от рвущих сердце проклятий, посылаемых царю и самому Господу Богу. Актриса делилась с нами своей живой, реальной любовью к великому поэту, человеку. Сокрушая временную дистанцию, отделяющую сегодняшний день от прошлой эпохи. Как бы восстанавливая собой духовную связь с людьми, что жили, любили, страдали, творили и погибали на одной с нами земле.

Спектакль «Заступница» был в то же время продолжением традиционных Зоиных вечеров, которые она ежегодно устраивала в день гибели А.С. Пушкина, 10 февраля. В этих вечерах поминовения великого поэта участвовали многие - поэты, музыканты, художники, актеры, но душой их была она, знающая о Пушкине столько, что казалась его современницей, одной из тех прекрасных женщин, которых он воспел в своих стихах. Она постоянно ездила в Михайловское, дружила и переписывалась с великим Семеном Гейченко, главным хранителем музея-заповедника. Я вообще давно убеждена, что явление Соколовой в нашей действительности - это какая-то временнАя ошибка.

Так получалось по жизни, что творческая судьба Соколовой находилась в ее собственных руках. Иногда, правда, бывали исключения. Одно из них - спектакль «Смех лангусты» по пьесе Джона Марелла, поставленный в театре на Гвардейской (к сожалению, не долго просуществовавший вместе с самим этим театром). Инициатором и постановщиком стал Зоин товарищ по театральной студии, режиссер Э.Шестаков, давший возможность ей сыграть роль великой французской актрисы Сары Бернар в последние дни ее жизни. Та сочиняла мемуары, чтобы оставить правду о себе, но не могла смириться с возрастом, ожиданием смерти. И представала на сцене не безногой старухой, а прекрасной женщиной, легкой и изящной, бросающей вызов законам природы и скучной реальности.

Для Бернар вся жизнь была преодолением. И для актрисы Зои Соколовой роль Сары тоже потребовала нелегких преодолений. Великая француженка заключала в своей личности качества, достаточно далекие от характера «заступницы». Но тем значительнее оказывался результат. Самой памятной, кульминационной сценой был монолог Гамлета «Быть или не быть», которым великая Сара бросала вызов Англии. И именно здесь Соколова подтверждала свое личное профессиональное право на исполнение роли Бернар. Она читала его полностью, начиная на английском, а затем повторяя весь текст на русском языке. Сара З.Соколовой вкладывала в знаменитый монолог ярость, гнев человека на самого себя, бунт сильной личности против своей же природы, подло боящейся риска перед лицом неизвестности, смерти.

...Жизнь продолжалась. К сожалению, теперь вне стен театра - единственного места, где при любых обстоятельствах актерская душа Зои Соколовой расцветает в полную силу. Но как бы то ни было - вся последующая ее деятельность проходила в рамках профессии и в полном соответствии с поэтической формулой Николая Заболоцкого «душа обязана трудиться».

Союз театральных деятелей в свое время нашел в ее лице, можно сказать, уникального сотрудника, горячо радевшего за творчески насыщенную жизнь актерской молодежи, за то, чтобы не оставались без внимания и заботы ветераны сцены, а также за сохранение памяти об ушедших мастерах, представляющих уже театральную историю нашего города. Ее трудами, кстати, собран, систематизирован и описан театральный раздел в Государственном областном архиве. Соколова по сей день, не являясь штатным работником, но постоянно избираемая членом Правления СТД, несет на себе функции «матери Терезы», поддерживая бывших коллег.

Многолетняя история знакомства связывает Зою Владимировну с ансамблем старинной музыки «Конкордия» и его руководителем Михаилом Рубцовым. Именно она сыграла немалую роль в популяризации замечательного коллектива, устраивая его первые выступления перед публикой в том самом красивом драмтеатровском фойе. А также постоянно приглашая в свой знаменитый литературный клуб «Бродячая собака».

В конце концов Рубцову удалось осуществить свою давнюю мечту - поработать с Соколовой как с актрисой, участницей его концертных программ, как педагогом школы «Конкордия». И это был один из ярких периодов их совместной творческой деятельности. Тогда же Зоя Соколова стала номинантом на звание «Человек года» в популярном конкурсе творческой интеллигенции города «Царицынская муза».

Около двадцати лет она заражала любовью к театру воспитанников элитной (по качеству образования) гимназии художественно-эстетического профиля. Каждый год старшеклассники показывали на своей сцене созданные ею спектакли. Причем одни их названия могли бы украсить афишу любого серьезного театра. Среди авторов были Мольер и Лопе де Вега, Пушкин и Чехов, Вампилов и Васильев, другие значимые имена классиков и современников. Уверяю вас, по режиссуре и исполнению эти школьные спектакли тоже могли бы соперничать с некоторыми профессиональными постановками. Во всяком случае, как зритель достаточно опытный и насмотренный, могу свидетельствовать об их сильнейшем эмоциональном воздействии. И дело вовсе не в том, что играли дети, не в умилении ими. А в том, как эти ее дети-артисты проникались сутью своих персонажей, в полном отсутствии фальши, пошлости, наигрыша. Как она этого добивалась? Ее педагогический и актерский секрет. Хотя какой тут секрет - просто талант, вкус, человеческий уровень.

Собственное актерство вернулось к ней нежданно. Сначала, несколько лет назад, приглашением в ТЮЗ на центральную роль Бабушки Паши в спектакле «Зимы не будет». Это была вторая в ее жизни бабушка (после лермонтовской). Попроще, конечно, но духовности, достоинства, сердечности этой тоже было не занимать. В настоящее время спектакль находится «в паузе» из-за необходимых актерских замен. И Соколова ждет его возвращения на сцену, новой встречи с молодыми тюзовскими коллегами и зрителями.

А сегодня она выходит на другую сцену - Молодежного театра, что на Аллее Героев. Его нынешний художественный руководитель Владимир Бондаренко поставил весьма необычный спектакль «Мой век», где главная героиня, бывшая знаменитость (прообраз француженки Коко Шанель) готовится отметить 100-летний юбилей. В этой роли выступает заслуженная артиста РФ В.Семенова, получившая «царский» подарок от сына-режиссера к собственному немалому юбилею. А ее уже тоже весьма немолодую дочь играет З. Соколова. Так через много лет вновь встретились на одной сцене две артистки бывшего драматического театра.

Естественно, у них совершенно разный объем ролей и разная значимость их в спектакле. Дочь в первой части лишь изредка появляется, занятая приготовлением праздничного ужина, бегая из столовой (сцены) на кухню (за кулисы). Но каждое ее появление несет какую-то затаенную горечь и нервность. Ожидание знаменитых гостей из прошлого затягивается (да и кто из них еще может оказаться живым?) И это время проходит в воспоминаниях юбилярши о блестящей жизни. Дочь явно через силу подхватывает восторги матери - из уважения к возрасту и из любви к ней, конечно. Но - она сама не являлась свидетельницей этой жизни. Ее собственная судьба была разрушена именно материнским равнодушием и предательством. Финальный - отчаянный, гневный и скорбный монолог дочери - З.Соколовой прорывается с силой, накопленной десятилетиями молчания, задавленной боли и верного служения своей знаменитой матери. С силой нерастраченного темперамента и мастерства актрисы Зои Соколовой!

 

 

Фото из архива З. Соколовой

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.