Ижевск

Выпуск №6-116/2009, В России

Ижевск В Государственном Русском драматическом театре им. В.Г.Короленко Удмуртской Республики недавно состоялась премьера спектакля «Мария Стюарт» в постановке режиссера Владимира Сафонова.

Борьба за трон, за власть, за сердце любимого мужчины – вот, пожалуй, основные темы романтической трагедии Фридриха Шиллера «Мария Стюарт», написанной более двухсот лет назад. Эту его пьесу чаще остальных ставили на сценических подмостках всего мира. В ее основе – сюжет из истории Англии XVI века. История противостояния двух женщин, двух королев – Елизаветы Английской и Марии Стюарт, одна из которых - на вершине власти, а другая – в тюрьме.

В Ижевске «Марию Стюарт» поставили во всей красе – с монументальной сценографией, придуманной художником Владиславом Анисенковым, уникальной коллекцией костюмов. Елизавета за три с половиной часа трижды меняет королевские наряды, каждый из которых поражает своей красотой. На ее фоне Мария выглядит несколько скромнее, но в смене одежд тоже не отстает. И обе королевы предстают, как и положено «хрестоматийным» героиням: Елизавета отдаленно напоминает портреты рыжеволосой королевы-девственницы с высоким лбом, умная властительница с несчастной женской судьбой; Мария – молодая гордячка и красавица со сжатыми губами. Кстати, реальной Марии Стюарт, когда ей отрубили голову, было уже сорок пять, а Елизавете тогда стукнуло пятьдесят четыре…

Массивная декорация – шесть остроконечных серых башен – занимает почти все сценическое пространство, а потому существование актеров в спектакле, где много диалогов и мало действия, оказывается не слишком эмоциональным. Разве что в первом действии заметное оживление в происходящее вносит Мортимер, племянник стража Марии Полета, в исполнении Михаила Солодянкина, пылкий влюбленный, готовый пожертвовать собой ради шотландской королевы. Но в начале второго акта Мортимер лишает себя жизни, и «оживлять» действо становится некому. Граф Лейстер – Андрей Демышев довольно убедителен в своей любви к Стюарт, но актер заранее знает, что вынужден будет предать свою королеву, и играет это предательство буквально с первых минут появления на сцене. В спектакле множество действующих лиц. Но все они в спектакле отличаются друг от друга разве что яркостью и разнообразием костюмов, расшитых золотом, украшенных драгоценными камнями, отороченных мехами. Пьеса Шиллера сложна для исполнения еще и тем, что написана в стихах – это требует от актера и безупречного знания текста и безукоризненной дикции, что не всегда удавалось. Тут уж не до игры, главное – справиться с объемом текста. Кроме того, сегодня воспринимать эту историю все-таки мешает шиллеровский пафос, его романтическая риторика. Борьба двух королев, как известно из предисловий к трагедии Шиллера, была сражением двух женщин, двух политиков и двух религиозных течений. У драматурга явственной становится идея неизбежности «ролевого поведения» человека, облеченного властью, вынужденной несвободы, связанной с государственной службой.

Мария Стюарт в исполнении Елены Мишиной олицетворяет собой достоинство, непреклонность, твердость характера. Убежденная в своей правоте, Мария лишена сомнений, в ней будто нет слабости, она стойко переживает все тяготы своей судьбы. Елизавета, ее играет Ольга Слободчикова, более человечна. Это женщина, которая вынуждена принять роковое решение, но до конца не уверена в том, что соперницу необходимо уничтожить. Именно в тот момент, когда королева Англии понимает, что ошиблась, что обвинение оказалось ложным и шотландская узница не виновна, из зала раздалось: «Дура!» Так один из зрителей отреагировал на столь трагическую развязку. Видимо, сомневающаяся Елизавета, в отличие от непреклонной Марии, способна вызвать живой человеческий отклик.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.