Камертон высокого стиля / "Четыре времени года" на музыкальной сцене Кубани

Выпуск №8-168/2014, Мир музыки

Камертон высокого стиля / "Четыре времени года" на музыкальной сцене Кубани

80-летний юбилей Краснодарский Музыкальный театр отмечает фестивалем искусств «Четыре времени года», который отражает всю жанровую палитру старейшей на Кубани музыкальной сцены. Опера, оперетта, мюзикл и современная хореография - «четыре кита», которые, как времена года, плавно сменяют друг друга, составляют своеобразие афиши Музыкального театра сегодня.

Словно осенними листьями, прошелестел страницами старых афиш фестиваль оперетты, оставляя глубокое бархатное послевкусие с легкой ноткой ностальгии по любимейшему на Кубани жанру. Весной жанровую эстафету времен года подхватил II Международный фестиваль современной хореографии. Балетная труппа Музыкального театра представила зрителям современный балет «Новеллы: только о любви». Среди  участников фестиваля - Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.  Летом будет править бал мюзикл. Гвоздем фестивальной программы обещает стать премьера сезона - лайт-опера Александра Пантыкина «Гоголь. Чичиков. Души» в постановке режиссера, главного балетмейстера театра Александра Мацко. Музыкальный руководитель постановки -  художественный руководитель театра и главный дирижер, заслуженный деятель искусств Кубани Андрей Лебедев.

Фестиваль искусств «Четыре времени года. Зима. Опера»  ознаменовал начало Года культуры на Кубани и  проходил в дни, когда город-курорт Сочи принимал 22-ю Белую Олимпиаду. Несмотря на разный масштаб этих событий, основа у них одна: высокая духовность, равно объединившая творческие и спортивные состязания, стремление к совершенству и взаимопониманию.

Семь фестивальных «оперных» дней стали для жителей Кубани камертоном высокого стиля. Главное событие зимнего фестиваля - проведение в его рамках Первого международного конкурса молодых оперных певцов «Опера без границ». Фестиваль проходил под патронатом народной артистки России, народной артистки Украины, художественного руководителя Государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия - Алания  и художественного руководителя Академии молодых  оперных певцов Мариинского театра Ларисы Гергиевой.

Профессионализм конкурсантов оценивали выдающиеся деятели культуры: заслуженная артистка России, лауреат Всероссийского конкурса вокалистов в Перми, обладательница звания «Лучшая певица года», присуждаемого Лондонским королевским филармоническим обществом, Галина Горчакова; народный артист Республики Башкортостан, лауреат международных конкурсов Аскар Абдразаков; ведущий солист Краснодарского Музыкального театра, лауреат премии администрации Краснодарского края народный артист России Вячеслав Егоров. Специально на конкурс из Австрии прилетела профессор Венского университета музыки и исполнительского искусства, директор Международного Артистического Агентства Hollaender-Calix певица, продюсер, театральная актриса Ариане Холлендер-Каликс. Члены жюри уверены в счастливой судьбе новоявленного конкурса. Все участники международного музыкального форума отметили невероятно высокий уровень его организации, которую обеспечила принимающая сторона. Порадовало внимание к театру, к весьма затратному в материальном отношении жанру - опере - региональных  властей, для которых «столичный» статус оперного жанра не вызывает сомнения.

На конкурс «Опера без границ» приехали как закаленные в творческих баталиях певцы, так и те, кому впервые пришлось петь с симфоническим оркестром. География участников - от Дальнего Востока до Санкт-Петербурга. Зарубежный статус музыкальному форуму обеспечили конкурсанты из Армении, Азербайджана и Украины. Второй тур конкурса проходил в стенах Краснодарского музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова - старейшей «кузницы музыкальных кадров» на Кубани, чья музыкальная история разменяла второе столетие. С каким трепетом слушали конкурсантов его студенты и преподаватели! Присматривались, прислушивались, чтобы принять участие во втором конкурсе, который пройдет в Краснодаре в следующем году.

Финальный тур состоялся в Муниципальном концертном зале, который более чем два десятилетия назад по инициативе основателя Творческого объединения «Премьера» Леонарда Гатова из скучного зала заседаний городской администрации был преобразован в современный храм музыкального искусства. Как красиво смотрелись на его сцене конкурсанты на фоне серебряных труб органа в отсвете цветных витражей! Третий тур конкурса проходил «под оркестр». Условия творческого состязания подразумевали жесткий репетиционный график. Поэтому во многом благодаря искусству дирижера лауреата Всероссийского конкурса Дениса Ивенского, его такту и художественной интуиции, а также профессионализму Кубанского симфонического оркестра конкурсанты чувствовали себя комфортно.

«Мне жалко расставаться с вами, потому что мы стали одной большой семьей», - обратилась к участникам конкурса генеральный директор  и художественный руководитель Краснодарского Творческого объединения «Премьера» им. Л.Г. Гатова заслуженная артистка России Татьяна Гатова на «цветочной церемонии» объявления итогов. Именно по ее инициативе год назад был задуман этот конкурс, который сегодня стал историей. Татьяну Михайловну особенно радовало, что сцена Краснодарского Музыкального театра стала удачным творческим дебютом для  молодых  оперных певцов.

Конкурс «Опера без границ» удивил прекрасными голосами, особенно низкими мужскими. Порадовал артистизм музыкантов, сумевших профессионально, «по-взрослому» проникнуть в суть оперного образа и передать его в конкурсном исполнении в рамках одного музыкального номера. Поэтому перед жюри, в справедливости и беспристрастности которого не приходится сомневаться, стоял непростой выбор.

В итоге звания дипломанта конкурса удостоены Марианна Мартиросян (Армения, Ереван), Павел Стасенко (Омск), Наталья Димова (Томск), Татьяна Старкова (Пермь), Роман Люлькин (Москва), Юлия Ковригина (Санкт-Петербург), Сергей Саргсян (Армения, Ереван), Артур Исламов (Казань), а также концертмейстеры Арина Скугарева и Зарина Джатиева (Санкт-Петербург). Четвертую премию и звание лауреата поделили Илья Селиванов и Ярослав Петряник из Санкт-Петербурга.  Третья премия и звание лауреата достались Анне Бархатовой из Санкт-Петербурга и Оганесу Нерсесяну из Еревана. Второей премией и званием лауреата  награждены Савва Хастаев из Улан-Удэ и Динар Джусоев из Казани. Первой премии и звания лауреата удостоены Юрий Евчук из Киева и Регина Рустамова из Баку. Кроме того, большинство финалистов удостоено специальных призов.

Grand prix Первого международного конкурса молодых оперных певцов «Опера без границ» удостоена  Антонина Весенина (Санкт-Петербург), обладательница редкого голоса - колоратурного сопрано. В 2010 году девушка окончила Воронежскую Государственную Академию искусств, один сезон работала солисткой-вокалисткой в театре «Санктъ-Петербургъ Опера». За несколько лет концертной деятельности А. Весенина стала дипломантом Международного конкурса им. С.В. Рахманинова (Санкт-Петербург), лауреатом III Международного конкурса молодых оперных певцов им. М. Михайлова (Калуга), лауреатом III Международного конкурса им. П. Лисициана (Владикавказ). На одной из традиционных «ярмарок певцов» получила приглашение от Ларисы Гергиевой продолжить совершенствование вокального мастерства в Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Сейчас молодая артистка готовит партию Царицы Ночи в опере В.-А. Моцарта «Волшебная флейта».

В целом весь оперный фестиваль получился с петербургским уклоном. Это не удивляет, учитывая историю культурных связей столицы Кубани с Северной Пальмирой. В фестивальной части программы театр представил спектакли-легенды кубанской сцены: оперу Ж. Бизе «Кармен», с которой в 2002 году в преобразованном Музыкальном театре началась «новая оперная история», и оперу Дж. Верди  «Травиата». Оба произведения - в постановке режиссера заслуженного деятеля искусств России Алексея Степанюка и художника заслуженного деятеля искусств России, лауреата Государственной премии Игоря Гриневича. По мнению театральных критиков, обе постановки, когда-то удивившие краснодарцев «театральными спецэффектами», сегодня кажутся вполне классическими, и в этом их сила. Несмотря на долгую сценическую жизнь, оперы сохранили свежесть дыхания, живой, волнующий зрителей нерв.

«Потрясающий спектакль, очень современный, мощный! Я удивился, когда узнал, что постановке «Кармен» в вашем театре 12 лет. Спектакль выглядит так, словно он создан вчера», - говорит солист Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Г. Цыденжапова Савва Хастаев, который у себя в театре готовит партию Хозе. По мнению молодого артиста, вчерашнего выпускника Московской консерватории (класс народного артиста СССР В.И. Пьявко), режиссер Алексей Степанюк сумел воплотить на сцене настоящую музыкальную драму с динамичной, действенной драматургией. Опера получилась игровая, особенно хорош хор.

В партии Кармен выступила ведущая солистка Музыкального театра Наталья Бызеева.  Дерзкая, темпераментная цыганка - одна из  лучших работ певицы, органично чувствующей себя в этом образе. Все двенадцать лет бессменным Хозе на сцене Краснодарского Музыкального театра был народный артист России Вячеслав Егоров, уступив любимую партию солисту Мариинского театра заслуженному артисту России Ахмеду Агади лишь на этом фестивале. Настоящий любимец публики все эти годы - исполнитель партии Эскамильо Владимир Кузнецов. И в щедрые на события фестивальные дни он в очередной раз подтвердил почетное звание премьера. Брутальность главных героев оперы Ж. Бизе оттеняла отважная и женственная Микаэла, любовь которой способна смести все преграды, в исполнении солистки Музыкального театра лауреата Открытого конкурса вокалистов им. Валерии Барсовой Гюльнары Низамовой.

 Во втором фестивальном спектакле - в опере Дж. Верди «Травиата» приняли участие солисты Мариинского театра Оксана Шилова (она исполнила партию Виолетты Валери) и Владимир Мороз (Жорж Жермон). Лауреат международных конкурсов Оксана Шилова была центром эмоционального притяжения спектакля, окрашивая его жертвенным светом прощальной любви знаменитой куртизанки. Замечательный ансамбль героине составил исполнитель партии Альфреда Жермона солист Музыкального театра лауреат международного конкурса Владислав Емелин.

«На «Травиате» я сидел в зрительном зале и слушал его дыхание. На Кубани потрясающая публика - чуткая, благодарная, восприимчивая к высокому искусству», - поделился впечатлениями режиссер-постановщик Гала-концерта заслуженный деятель искусств России Иркин Габитов (Санкт-Петербург, Мариинский театр).

Объединяющая идея оперы без границ, созидательный дух творчества сплотили участников фестиваля всех возрастов в Гала-концерте. Специально на завершение фестиваля из Санкт-Петербурга прилетела заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра Анна Маркарова. Арию Леоноры из оперы Дж. Верди «Сила судьбы» она блистательно исполнила в прямом смысле слова, попав с воздушного корабля на бал. Затаив дыхание, слушали певицу солисты Музыкального театра и артисты хора, молодые конкурсанты, принявшие участие в концерте, и зрители, на протяжении всех фестивальных дней не скупившиеся на громкие  аплодисменты и  восторженные возгласы  «браво!»

«Опера олицетворяет единство всех начал. Там, где звучит опера, нет места конфликтам. В Краснодар, на южные рубежи Отечества приехали певцы со всех сторон света, чтобы, словно Благую Весть, нести в массы высокое искусство оперы. Я благодарна губернатору Краснодарского края Александру Николаевичу Ткачеву за его внимание к академической музыке, за его любовь к опере и его понимание высокого положения оперного искусства в шкале музыкальных жанров», - подвела черту фестивалю художественный руководитель фестиваля народная артистка России Лариса Гергиева. И пообещала помогать краснодарскому театру в его оперном развитии.


Фото Татьяны Зубковой

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.