Тольятти. Когда-нибудь она придет...

Выпуск № 9-169/2014, В России

Тольятти. Когда-нибудь она придет...

В город Тольятти судьба впервые занесла меня 45 лет назад, когда во время гастролей Центрального академического театра Советской армии, где я работала реквизитором, в Куйбышеве, среди артистов пронесся слух, что в книжном магазине города Тольятти, находящегося не слишком далеко, можно купить книги, которых в столице с огнем не сыщешь. Группа энтузиастов, в которой оказалась и я, немедленно отправилась в путешествие... И сегодня среди книг на моих полках я нередко нахожу те, на которых карандашом написано: «Тольятти, 1969 год».

Поэтому поездка моя оказалась отчасти ностальгической, хотя города я почти не увидела, два дня проведя в театре «Колесо», который когда-то неплохо знала, но в последние годы видела крайне редко.

Прославленных артистов создателя этого театра Глеба Дроздова осталось уже немного, зато появилось много энергичной и талантливой молодежи, что важно для любого творческого коллектива. В день, когда я приехала, состоялось общее собрание, на котором коллективу были представлены главный режиссер Владимир Хрущев, поставивший в «Колесе» несколько спектаклей, и художественный руководитель, московский режиссер Михаил Чумаченко. Будем надеяться, что «Колесо» покатится дальше по твердо проложенной колее, но с четко выверенной программой...

Мне посчастливилось увидеть спектакль Владимира Хрущева «Визит дамы» по пьесе Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы», широко известной в нашей стране. С удивительным постоянством российские театры время от времени возвращаются к этой истории, произошедшей в городе Гюллене, потому что она поистине неисчерпаема.

Употребив слово «посчастливилось», я сделала это не в благодарность за гостеприимство и не из желания польстить театру и режиссеру, а потому что спектакль произвел на меня впечатление очень сильное. Высокой постановочной культурой, редким в нынешние времена умением Владимира Хрущева органично вписывать действие в контекст мировой культуры, не смущаться притчевости и - главное! - четко и отчетливо проводить через весь спектакль собственную мысль и собственное чувство.

Пьеса Фридриха Дюрренматта прочитана театром очень просто и внятно - в каждой детали, в каждой мизансцене «дышат почва и судьба», причудливо смешиваются горькое и смешное, прошлое и настоящее. 40 лет Клара Цаханассьян, мультимиллионерша, изгнанная из родного города девчонкой, вынашивала изощренную месть, тщательно замаскированную под благодеяние для вымирающего городка. Вот уж, действительно, «месть - блюдо, которое подают холодным», но в Кларе ничего не остыло, не забылось - во всяком случае, именно такую женщину ярко, убедительно и очень страшно играет Ольга Самарцева. Она не состарилась за прошедшие десятилетия, оставшись красивой, но ставшей властной и богатой женщиной - просто боль, которую она бережно хранила в себе эти годы, обернулась не просто моральными, но и физическими страданиями. Не случайно, едва прибыв в Гюллен, Клара говорит: «Я теперь сама - сущий ад...». И это внутреннее состояние, выраженное внешне лишь олимпийским спокойствием и твердым желанием добиться своего, наказать предавшего когда-то влюбленную девчонку Илла (Сергей Максимов очень выразительно, глубоко психологически трактует свою непростую роль), придает глубинное напряжение всему действию.

Как известно, пьеса Дюрренматта многонаселенна, но ощущение массовки не возникает, хотя молодые артисты еще не во всем чувствуют себя уверенно. Но персонажи, что называется, «первого ряда» привлекают внимание точной разработкой характеров, постепенным нагнетением чувства страха от состояния почти эйфории при известии о миллионах, которые, подобно манне небесной, посыплются на их головы до осознания того, что им предстоит сделать, чтобы получить эти деньги.

Готовность к предательству, постепенный, шаг за шагом, путь к мечте - вот что переживают все они, словно перерождаясь на наших глазах. И сам Илл, и его жена (Елена Барамикова), и их сын (Антон Иванов) и дочь (Ольга Самарцева-мл.), и Учитель (замечательная работа Виктора Дмитриева - диалог Учителя и Илла становится своего рода кульминацией спектакля), и Врач (Андрей Амшинский), и все жители городка...

Казалось бы, Ольга Самарцева ведет свою партию в спектакле на одной ноте, но это впечатление поверхностное; глубина страданий прорывается то сквозь ненароком брошенный взгляд, то в дрогнувшем некстати голосе, то в ощутимой силе воспоминаний, которые она столько десятилетий не отпускала от себя, запретив себе прощать и миловать. Самарцева играет крупно, сильно, и в том рисунке роли, что родился у актрисы совместно с режиссером, нет ни грана фальши, ни малейшего наигрыша - Клара является в свой родной город, как могла бы явиться Немезида, твердо знающая, что нет срока давности предательству и подлости. Потому и привозит с собой в качестве Дворецкого бывшего судью Гюллена (очень интересная, сконцентрированная в одном лишь эпизоде работа Евгения Князева!) и слепца-кастрата Лоби (Зоя Останина), подкупленного 40 лет назад Иллом и объявившего себя возлюбленным Клары. Это - ее свидетели обвинения, тоже много пережившие за то, что единожды предали.

Сегодня спектакль театра «Колесо» звучит особенно остро и современно, потому что с тех времен, когда была написана пьеса Дюрренматта, мы прошли долгий и мучительный путь от чувства нравственного долга до легкости предательства и подлости, оправдать которые можно какими угодно высокими порывами. Владимир Хрушев расширил горизонты драматургического повествования, не осовременивая пьесу, а придавая ей иной масштаб: в спектакле отчетливо прослеживаются черты экспрессионистского немецкого театра, напоминания (отнюдь не навязчивые) о фашизме (песенка «Лили Марлен» создает особенно сильный контрапункт с происходящим, как и некоторые элементы сценографии (художник Анатолий Шикуля, художник по костюмам Елена Вареникова), Но все это, соединенное воедино, должно, по мысли режиссера, каждого привести к мысли, к которой медленно, но неуклонно приходит Илл: «Это все - дело моих рук...». Ужас власти денег, перед которой ничто не остановится, родился сорок лет назад от предательства юношей влюбленной девчонки. И она ничего не забыла...

«И по нашу душу придет старая дама», - говорит Иллу Учитель, и в этих словах сконцентрирована, как представляется, главная мысль Владимира Хрущева и театра: она придет рано или поздно к каждому, и об этом необходимо помнить.

Хочется верить, что именно об этом думают притихшие зрители, покидая зал после окончания спектакля...

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.