Имеющий веру надежду не теряет / Республиканский театральный фестиваль "Сата" в республике Саха

Выпуск № 9-169/2014, Фестивали

Имеющий веру надежду не теряет / Республиканский театральный фестиваль "Сата" в республике Саха

Восьмой Республиканский театральный фестиваль «Сата», состоявшийся в городе Нюрбе Республики Саха (Якутия), без сомнения стал одним из лучших событий Года культуры в России. Фестиваль еще раз показал, что театр обращен к душе зрителя, к вечным ценностям, что он - вне политических амбиций сегодняшнего дня.

Начался он с показа Нюрбинским театром спектакля «Куба, любовь моя!» по пьесе Семена Ермолаева в постановке молодого режиссера Алексея Амбросьева. Современный якутский драматург С.Н. Ермолаев умеет углядеть в однообразных буднях берущие за душу, иногда и драматические моменты. По воле режиссера зрители были вынуждены смотреть спектакль, как говорится, «глаза в глаза» с исполнителями на маленькой, но сотворившей столько чудес сцене Нюрбинского театра.

Не читавшего пьесу зрителя интригует ее название - «Куба, любовь моя!». О чем же будет спектакль? Известно, что почти в каждом селе есть свои «блаженные», ушедшие в свой мирок и не желающие оттуда возвращаться несчастные (или счастливцы?..). Герой спектакля по имени Кеша - из них. Не секретом является и то, что на всякой встрече однокашников после выпитого стакана спиртного кого-либо из друзей непременно тянет на душеизлияния. Но что же тогда вылилось в спектакль с двумя героями? Полагаю, необходимая во все времена тема человечности, а отнюдь, не любовь к неведомой и недосягаемой Кубе и не произошедшая в этой стране народная революция, как подсказывают вводящие в заблуждение название и атрибуты сценографии. Но скучающие за невостребованностью портреты вождя кубинской революции Фиделя Кастро, Че Гевара и почему-то чилийца Луиса Корвалана все же задействовал Василий, друг Кеши, сорвав их в пылу жалости к больному другу со стены и швырнув на пол.

О том, что Кеша болен, можно догадаться еще в начале спектакля, когда он предстает перед зрителями в полосатой больничной пижаме. Актер Олег Конощук, ставший открытием предыдущего фестиваля «Сата», очень органичен в этой роли. Кажется, актер по-настоящему переживает горькое одиночество и покинутость. Ему веришь, а с веры зрителя в актера начинается театр.

Зацикленный на танце, заученном еще в школьные годы, Кеша с тем же успехом мог бы танцевать аргентинское танго или украинский гопак. Без всяких революционных атрибутов. Ведь боевая форма повстанца для него просто вдохновляющий на танцевальные подвиги красивый костюм, не иначе. Его разум не испорчен идеей революционного сопротивления. Ему просто хочется танцевать! Он остался в том далеком прекрасном для него времени, когда восторгал односельчан своим умением танцора. Другу жалко больного Кешу, он терзается своим бессилием что-либо изменить. Прокопий Федоров так убедителен в своей роли, что зритель искренне ему сопереживает.

Известный своими вольными интерпретациями великих классиков режиссер и ныне по должности директор Нюрбинского театра Юрий Макаров вновь озадачил критиков и зрителей новой постановкой. На сей раз маэстро выбрал пьесу «Недоразумение» французского писателя-экзистенциалиста, философа, лауреата Нобелевской премии по литературе 1957 года Альбера Камю. Эту постановку можно воспринимать как продолжение макаровского спектакля «Тутугури», поставленного им четыре года назад по пьесе Семена Ермолаева и по мотивам произведений Антонена Арто. В женских обличьях будто ожил неистовый Арто в поисках своей теории «Театра жестокости», призванного освободить сотворяющего от жестокости, преодолеть трагическое.

Необходимо отметить, что гостьи из Москвы Марина Корчак - театральный критик, заведующая Кабинетами драматических и национальных театров СТД РФ, ответственный секретарь Гильдии театральных режиссеров России, член экспертного совета Московской театральной премии «Гвоздь сезона», и Нина Карпова - театральный критик, заведующая литературной частью Московского Академического театра Сатиры восторженно отозвались об этой постановке. Лет 20-30 назад они уже слышали положительные отзывы о молодом тогда нюрбинском режиссере, и сегодня им было приятно видеть, как Юрий Макаров ставит спектакли, по их выражению, «масочного» и даже европейского масштаба. Приятным для актеров стал момент, когда Марина Михайловна Корчак рекомендовала Юрию Макарову принять участие со спектаклем «Недоразумение» во всероссийском конкурсе «Золотая Маска» и далее вывезти его за пределы России на суд европейских зрителей. Нина Никитична Карпова это поддержала и очень точно подметила, что спектакль - сегодняшний, его идея взята из жизни людей XXI века. Впрочем, классик потому и классик (имеется в виду писатель Альбер Камю), что его творения актуальны во все времена.

Действие спектакля начинается с идиллической картины утреннего пробуждения обожающих друг друга супругов. Много света, прозрачности, легкости, что, казалось бы, должно иметь продолжение у счастливой пары в белоснежных одеяниях. Но они тут же начинают долго и тщательно заниматься... гигиеной полости рта, вызывая чувство непонятной тревоги у зрителя, который только в финале понимает, что это было выражение желания избежать смерти. За ними на сцену выходят мать и дочь. При первом же взгляде на мать возникает ассоциация с картиной «Аранжировка в сером и черном. Мать художника» английского живописца Джеймса Уистлера, ставшей символом культа матери. Возможно, тому способствовала и сценография, выполненная в серо-черном тонах. Но, прежде всего, такое восприятие вызвал облик героини в исполнении Валентины Николаевой.

Режиссер и на этот раз мастерски использовал сложные в своей простоте реквизиты, превращая их в символы с глубоким философским смыслом. Так, обычную оцинкованную хозяйственную ванночку, бытующую в российской провинции в широком употреблении и поныне, Макаров превратил в символ беспросветной жизни, ставшей тягостной для обеих женщин. Они в мучительном молчании тяжело вносят ее на сцену, тяжело ставят на пол и вдруг вынимают из нее тонкую веревку с привязанными на ней мокрыми лоскутками ткани, натягивают и тянут ее каждая к себе, пытаясь перетянуть, выражая этим желание быть услышанной другой стороной. Цвет лоскутков безрадостный, и зритель понимает, что это нанизаны годы, проведенные героинями в мечтах о лучшей доле, которая становится доступной, как им кажется, только с очередным убийством. В конце этой связки алеет один красный лоскуток, словно предупреждая зрителя о предстоящей трагедии. Женщины то и дело погружают веревку с лоскутками в ванну с водой, что означает возврат к преформальному состоянию, имеющий, с одной стороны, смысл смерти и уничтожения, а с другой - возрождения и восстановления. Значит, они должны умереть, чтоб очиститься от страшного греха убийств и неправедной жизни, и иметь возможность родиться заново безгрешными в новом ли теле, в бестелесной ли душе... Режиссером Макаровым верно угадан тон Камю - мастера отображения жизни людей в ее пограничных ситуациях.

Теоретик театра Антонен Арто ратовал за реальное проживание на сцене. Когда шло «Недоразумение», казалось, все происходит на самом деле, в чем непременная заслуга исполнителей таких непростых ролей. Думаю, артисты, занятые в этом сложном спектакле, каждый его нюанс перемололи в своей душе. Сыгравшая жестокую, эгоистичную дочь артистка Людмила Васильева стала открытием фестиваля «Сата-2014»: ей присуждена награда в номинации «Лучшая женская роль». Отличник культуры Республики Саха (Якутия) Людмила Александровна Васильева по специальности кукольник. Ею поставлен замечательный детский спектакль с использованием кукол, где актриса проявила себя как вдумчивый режиссер. На сей же раз она составила достойную творческую пару с профессионалом такого высокого уровня, как народная артистка Республики Саха (Якутия) Валентина Николаева. Интересно было наблюдать за выразительной мимикой и пластикой актрис. Их красивые лица мгновенно искажались выражением гнева, скорби, но ... не теряли своей красоты. Режиссером верно угадано, что на протяжении всей жизни героиням пьесы катастрофически не хватало красоты, всегда необходимой любому человеку, и он восполнил ее выбором исполнительниц, удачно создав этот творческий тандем.

В финале Макаров дает зрителю понять, что имеющий веру надежды не теряет. Надежда спасает наши души в самых безвыходных ситуациях. И всегда есть возможность покаяния.

Спектакль «Иирбит Ньукуус» по произведению П.А. Ойунского поставлен молодым талантливым режиссером Саха Академического театра имени П.А. Ойунского Сергеем Потаповым. К сожалению, мое толкование Ойунского не сошлось с видением режиссера, который в своем спектакле саркастичен. Впрочем, почему бы и нет? Тогда все встает на свои места, и сатирические иллюстрации вписываются в монолог бедняги Ньукууса. Тем более Ойунский, судя по произведениям, и сам был не прочь поиронизировать.

Восьмой Республиканский театральный фестиваль, детище Нюрбинского государственного передвижного драматического театра, успешно завершился, открыв миру искусства новые имена, новые идеи.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.