Всё лучшее в театральном пространстве / Фестиваль профессиональных театров Ярославской области

Выпуск № 9-169/2014, Фестивали

Всё лучшее в театральном пространстве / Фестиваль профессиональных театров Ярославской области

В Международный день театра, который в этом году отмечался в Российском академическом театре драмы имени Федора Волкова, были подведены итоги Пятого фестиваля профессиональных театров Ярославской области.

Когда в 2010 году возникла идея его создания, главной побудительной мыслью стало объединение театрального пространства ярославской земли и определение наиболее заметных творческих достижений в этой области искусства. За пять прошедших лет она была полностью воплощена, и сейчас все профессиональные театральные коллективы Ярославля и Рыбинска активно участвуют в фестивале, представляя свои новые наиболее яркие и заметные работы.

Волковцы представили на конкурс два спектакля: театрализованный миф «Орфей и Эвридика» (режиссеры Ирина Ляховская и Руслан Кудашов) и элегическую комедию «Кошки-мышки» (режиссер засл. артист РФ Валерий Кириллов), получившие высокие оценки жюри фестиваля. «Орфей и Эвридика» привлек внимание сложным и выразительным пластическим рисунком, что в последнее время стало удачным эстетическим вектором театра, своеобразным брендовым знаком, конечно же, не единственным. Запомнилась своей выразительностью и точностью световая партитура спектакля (автор - Денис Солнцев). И еще одна победа актеров театра драмы имени Федора Волкова - «Лучшая мужская роль в драматическом театре». Лауреатом стал Руслан Халюзов, исполнитель роли Орфея. При минимальном наборе внешних изобразительных средств актер воплотил потрясающую внутреннюю энергетику, психологическую динамику при сохранении целостности образа.

Вторая конкурсная работа волковцев, комедия «Кошки-мышки», представила яркую работу заслуженной артистки РФ Ирины Чельцовой, ставшей лауреатом в номинации «За яркое сценическое существование». Ее героиня Эржбет Орбан - единение двух начал: трагедии одиночества и неиссякаемой светлой любви, которая творит смысл жизни, пусть даже в чем-то придуманной и несуразной. Запомнилась зрителю и крошечная роль тетушки Ади в виртуозном исполнении заслуженной артистки РФ Галины Крыловой, ставшей лауреатом в номинации «Лучший эпизод». Это блестящий пример того, как небольшой эпизод в оригинальном решении опытной актрисы вырастает в смысловом контексте спектакля до масштаба судьбоносности.

В этом году исключительно удачно показал себя Учебный театр Ярославского государственного театрального института: три лауреата в номинации «Лучший актерский дебют». Это, прежде всего, студентка выпускного курса отделения актеров драматического театра и кино Алена Тертова (Анна в «Жизни артиста»). Рост значимости и глубины образа Анны от начала к концу спектакля просто поражает.

Другие победители в номинации «Лучший актерский дебют» - тоже студенты 4 курса ЯГТИ Альберт Хасиев и Ярослав Штефанов (братья Конноры в «Сиротливом Западе»). Уровень «лауреатства» здесь вполне «взрослый» - никаких скидок на молодость или недостаток профессионализма. Вообще спектакль «Сиротливый Запад» предстал как удачный синтез добротной драматургии знаменитого сегодня Мартина МакДонаха и точнейшей режиссуры народного артиста РФ, профессора ЯГТИ Александра Кузина. Вероятно поэтому трагедийный (поистине - эмоционально сиротливый!) спектакль оставляет такое щемящее и глубокое «послечувствие» и «послемыслие». Именно за эту работу, в учебном, а не в «большом» репертуарном театре, Александр Кузин получил звание лауреата фестиваля в номинации «Лучшая работа режиссера».

Ярославский ТЮЗ участвовал в фестивале с двумя работами, поставленными главным режиссером театра Игорем Лариным: «Обыкновенная история» и «Медея». К сожалению, по мнению жюри, при несомненной выразительности общего пластического рисунка (хореограф Александра Хонг) «Медея» по линии актерских разработок даже не идет в сторону «еврипидовских» трагедийных высот. Возможно, «туда» спектакль и не доложен был идти. Тогда остается вопрос: «Куда?» Идейно-смысловой посыл древнего мифа и исполнительская стилистика (за исключением некоторых фрагментов в существовании образа «Медеи»), оказались «не сведенными».

Зато «Обыкновенная история» была отмечена лауреатством Ольги Маругиной в номинации «За тонкий психологический рисунок образа». Образ «тетушки» Адуева-младшего, Елизаветы Александровны, решен актрисой настолько психологически нюансированно и выразительно, что стал чуть ли не наиболее значимым женским персонажем. Скажем спасибо режиссеру и актрисе, которые «вычитали» эту значимость в драматургической основе и перенесли ее в спектакль. Трагедия постепенного «падения» Александра Адуева» и предвосхищается, и выражается состояниями Елизаветы Александровны, ставшей его своеобразным «альтер-эго».

Пятый фестиваль вряд ли можно считать очень удачным для Рыбинских театров. После оглушительной победы Рыбинского театра кукол в прошлом году с «Теремком», ставшим лучшим спектаклем фестиваля, ни «Финист - ясный сокол» (режиссер Михаил Логинов), ни «Снежная королева» (режиссер Александр Быков) при несомненных отдельных достоинствах не смогли в этом году принести театру лавров. Впрочем, одна победа все же есть: актер Василий Мазорука стал лауреатом в номинации «Лучшая мужская роль второго плана в театре кукол» (роли Оленя и Ворона в «Снежной королеве»).

Рыбинская драма, бывшая фаворитом ряда предыдущих фестивалей, в этом году также выглядела слабее. Жюри не очаровал раскованным и рискованным языком и упрощенной КВН-овской формой «народный» хит «Сам себе король» (режиссер Антон Неробов). Гораздо интереснее было знакомство с очередной интерпретацией бессмертной комедии А.Н. Островского «Волки и овцы» (режиссер Петр Орлов). Жаль, что дуэт тетки и племянника Мурзавецких художественно не «выстрелил», как многие ожидали. Ведь исполнители этих ролей Светлана Колотилова и Сергей Молодцов - несомненно, одни из самых сильных по творческим возможностям и мастерству актеров рыбинской труппы. Но, как говаривал великий драматург: «Не все коту - масленица!». Ну, не в этот раз...

А вот что показалось достойным внимания, так это напористая и выразительная работа Аллы Смоленковой (Купавина), за которую актриса была удостоена диплома лауреата в номинации «За жанровую точность». Рисунок образа - несомненно, современный и в то же время полностью лежащий в русле лучших традиций русской классики. Победителями в номинациях «Лучшая мужская роль второго плана» и «Лучшая женская роль второго плана» стали партнеры Аллы Смоленковой по спектаклю артисты Павел Иванов (Горецкий) и Мария Калинич (Глафира Алексеевна).

Завершившийся областной фестиваль профессиональных театров стал настоящим триумфом одного из старейших кукольных театров России - Ярославского государственного театра кукол. Сразу три награды собрал один-единственный спектакль, заявленный для участия в конкурсе - «Златовласка», по мотивам чешской народной сказки, в постановке Алексея Смирнова, который, кстати, уже в ходе фестиваля стал главным режиссером этого театра. Пожелаем ему и коллективу театра успехов! Абсолютно точное «попадание»: победа в номинациях «Лучшая работа композитора» (автор оригинальной музыки Николай Морозов»); «Лучшая мужская роль в театре кукол» (Никита Тимошин); «Гран-при» фестиваля 2014 года - спектакль «Златовласка» - работа стильная, современная, технически сложная, выразительная!

В завершение нельзя не упомянуть, что организатор фестиваля Ярославское отделение СТД РФ, единогласным решением своего правления объявило обладательницей особого звания, лауреатом в очень важной для всего театрального сообщества области номинации - «Легенда сцены» прекрасную российскую актрису, долгие годы служившую в ярославском ТЮЗе - Эльмиру Дмитриевну Капустину.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.