Новая естественность / Фестиваль детских и молодежных театральных коллективов "Карусель" в Рязани

Выпуск № 9-169/2014, Фестивали

Новая естественность  / Фестиваль детских и молодежных театральных коллективов "Карусель" в Рязани

Есть фестивали, на которые едешь по работе, по дружбе, потому что не смог отказаться, из любопытства, потому что никогда не был в городе N и так далее. Но у каждого кочующего критика есть места, куда он, бросая все дела, едет по любви. Влюбляясь единожды в атмосферу и в людей, которые делают фестиваль или лабораторию, экспериментируют, рискуют, бегают ошалелые, уже с нетерпением ждешь возвращения. В недлинном списке таких фестивалей у меня присутствует рязанская «Карусель», которая благодаря стараниям выходцев из 51-й рязанской школы - учителей и учеников во главе с Еленой Ерховой, Светланой Захаркиной и Павлом Симаковым ежегодно собирает своих участников.

В этом году прошла уже седьмая карусель, и от одного юбилея, отмечавшегося в 2011 году, фестиваль планомерно движется к следующему, все больше и больше обрастая постоянными «клиентами», как в числе театральных коллективов, так и в стане жюри. Так можно сказать, потому что «Карусель», несмотря на свое название, фестиваль не только праздничный, но и рабочий. Сюда год за годом коллективы стремятся не столько ради наград, сколько ради профессионального разговора, творческого роста. И с названиями таких прокатившихся не на одной «Карусели» и работающих над собой, эксперементирующих и развивающихся коллективов для меня и были связаны главные театральные впечатления фестиваля.

Открывалась «Карусель» спектаклем барнаульской студии ТиМ «Слоненок». Спектакль получил Гран-при в детской программе, и его можно назвать несомненной педагогической удачей. История киплинговского слоненка азартно, с фантазией рассказана ребятами хорошо пластически подготовленными, музыкальными, артистичными, но не лишенными ребяческой органики, естественности. Часто и на «Карусели» и на других фестивалях в детской программе можно встретить коллективы, в которых дети становятся словно дрессированными: бегают-прыгают под музыку, кричат хором или вразнобой. «Слоненок» же - пример спектакля, где работа режиссера и хореографа не убивает, а, наоборот, раскрывает детскую органику.

Вот уже второй год фестиваль открывается постановкой барнаульского коллектива, а закрывается спектаклем по произведениям Хармса. На этот раз своего Хармса показал московский коллектив «ПРОСТОтеатр» под руководством Ирины Павловой. И это был Хармс не странный и эксцентричный, а вдумчивый и лирический, понятый через отношения мужчин и женщин, в которых всегда прячется абсурд, абсурд сложенный из несовпадений.

Второй свой спектакль в этом году привезла Ксения Мартынова, руководитель студии «ДеонИс» из Екатеринбурга. Этот режиссер планомерно знакомит нас с екатеринбургскими современными драматургами. В прошлом году она показала спектакль «Анна-Ванна» по пьесе екатеринбурженки Анны Богачевой, на этот раз «Наташину мечту» Ярославы Пулинович. Из трех имеющихся в пьесе Наташ Ксения Мартынова сделала пять, сочинив тем самым мир «наташ», о которых писала Пулинович, еще нагляднее и объемней. Одна Наташа живет в благополучной семье, другая - неблагополучная наркоманка, третья пишет письмо Диме Билану, четвертая живет в детском доме, а пятая и вовсе идеальная проекция себя четвертой Наташи. Однако все они мечтают о любви и добиваются ее, как умеют. Екатеринбургские начинающие актрисы играют эту простую историю человечески очень точно. В коллективе, как ни в каком другом, держится удивительно высокий градус человеческой подлинности, подлинности чувств, реакций, всегда рассказываются истории, которые близки и понятны их исполнителям.

«Темная лошадка» VII фестиваля «Карусель» - спектакль театр-студия «Академия ХМ» Максима Змиевского и Марины Есиной, которая (и такое бывает) в итоге и получила Гран-при за спектакль «Вокруг Шекспира». Режиссеры спектакля в качестве эксперимента решили скрестить шекспировские сюжеты и фактуру комедии дель арте, маски, импровизацию, и даже немного итальянского языка. Но, на мой взгляд, не это скрещивание оказалось главным достоинством спектакля. Важнее то, что молодые актеры в легкой импровизационной манере, слегка подтрунивая над героями Шекспира и над собственной молодостью, сыграли увлекательно этот старый-старый сюжет, сделав и вправду комедию «Бесплодные усилия любви» очень смешной. Как это ни парадоксально, но по-настоящему смешные, витальные, увлекательные постановки по шекспировским комедиям последнее время встречаются не часто.

Получить Гран-при «Карусели» для участника фестиваля не просто удача, это еще и своеобразная проверка признанием, поэтому особенно интересно будет встретиться с нашими героями на следующем фестивале. Надеюсь, что восьмая «Карусель» пройдет по расписанию.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.