432 страницы о театре, любви и религии. Артур Соломонов. "Театральная история"

Выпуск № 9-169/2014, Книжная полка

432 страницы о театре, любви и религии. Артур Соломонов. "Театральная история"

Много ли художественных произведений посвящены театру? Я не о классиках, не о Гоголе и Булгакове, о современных прозаиках. Мемуаров - сколько угодно, а настоящих развернутых романов практически и нет. Возможно оттого дебютный роман «Театральная история» известного журналиста и театроведа Артура Соломонова, вышедший в свет в издательстве «Альпина нон-фикшн» минувшей осенью, быстро стал бестселлером. Впрочем, в фантасмагории Соломонова есть все составляющие для повышенного интереса - упругая интрига, сочный язык, гомерически смешные пассажи и социальная сатира, перемежающаяся тоской, мнительностью, сомнениями и воспарениями. Всем тем, чего в театре - пруд пруди. Более того, есть собственно текст, а также метатекст и подтекст.

 

Если честно, мне не нравится заглавие: «Театральная история» - это слишком общо (хотя у замечательного, моего любимого рассказа Анатолия Кузнецова «Артист миманса» тоже, казалось бы, неброское заглавие). И вовсе не импонирует зеленый человечек - изображение художника Андрея Шелютто на обложке. Но симпатия к автору - на редкость приличному человеку, который стесняется своей тонкой душевной организации, и бурность обсуждения его первого литературного творения заставили взяться за чтение. Книга то увлекала и дарила упоение, то раздражала, вызывая несогласие. 432 страницы плотного повествования с лирическими и философскими отступлениями одним махом не одолеешь; провела в обнимку с романом, в «экскурсиях по внутреннему миру героев» немало часов, о чем совершенно не жалею. Прежде всего, потому что автор умен, наблюдателен и талантлив, остальное - дело вкуса.

 

 

В романе, помимо новатора-режиссера с замашками тирана, в театре торжествует еще и такой хозяин, как спонсор - сластолюбивый «недоолигарх» Ипполит Карлович. Есть и честолюбивый священник отец Никодим. А также есть журналист и театральный критик Иосиф, который по влиятельности, конечно, уступает режиссеру и олигарху, но тоже горазд... Есть старая примадонна Стравинская, как бы благоволящая главному герою по имени Александр. И есть признанный любимец публики, блистательный Сергей Преображенский, которого главный герой раньше желал придавить, убить троном, а после назначения на роль дорожит каждой минутой общения. Не только репетициями, но и дружеской попойкой. Преображенский, которому давно не 16 лет, предстанет в роли Ромео, но дерзость премьеры еще и в том, что священника-отравителя сыграет карлик Ганель.

Абзаца не хватит, чтобы просто перечислить персонажей раскидистой системы образов романа Соломонова. И каждый персонаж в этой системе плетет свою паутину интриг. Потому замысел, который должен был держаться в тайне до премьеры, заранее становится явным, и не устраивает ни священника, ни олигарха, а вслед за ними и директора. Развязка оказалась трагической, - более ничего добавить не хочу. «Театральная история» стоит того, чтобы ее читать, сопереживать и т.д. Мне показались наиболее убедительными и яркими как раз главы, не имеющие прямого отношения к театру, - например, обретение котенка. Фрагменты любовных объяснений, описания снов и дневниковые записи, сам ход мыслей героя. Как раз зависимость театра от меценатов и священников мне не представляется столь глобальной. Но вот в чем прелесть настоящего литературного произведения - каждый находит в нем свое, личную созвучность. Недаром же роман Артура Соломонова на презентациях в разных аудиториях и в разных городах читали вслух, исполняли очень даровитые артисты - Алексей Девотченко, Павел Любимцев, Кирилл Козаков, Максим Виторган и другие. Как раз мужчин больше привлекают темы власти и сатирические фрагменты с ней связанные. По многим признаниям Артур Соломонов - наследник Булгакова. Я не спешу с выводами, по-моему, выработать свой стиль - заслуга не меньшая, чем наследование традиции. Добавлю лишь, что тираж в 3 000 экземпляров исчерпан на складе, но книги еще есть в книжных магазинах.

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.