Новокузнецк

Выпуск №6-116/2009, В России

Новокузнецк Отчего-то вспомнились стихи Поля Верлена на премьерном спектакле Новокузнецкого театра драмы «Гарнир по-французски, или Играем в дружную семью»… «Всего милее полутон, не полный тон, но лишь полтона»... Такие капризы памяти исходили явно не от соответствия материала достаточно банальной комедии положений тексту одного из самых изысканных гениев мировой поэзии. Скорее, само решение спектакля режиссером-постановщиком Ринатом Фазлеевым (новый главный режиссер театра) в содружестве с художником Романом Ватолкиным оказалось и соразмерным, и сообразным настолько, что тривиальный «гарнир» супружеских измен был подан под совершенно неожиданным «соусом», безупречным даже на вкус и цвет театральных гурманов.

Чувство стиля и жанра, присущее Роману Ватолкину, не изменило ему и в сценографии этого спектакля. По сюжету пьесы Марка Камолетти (перевод с французского Дмитрия Островского) действие происходит в шикарном загородном коттедже, перестроенном из бывшей фермы. Поэтому хозяева дома, супруги Бернар (Вячеслав Туев) и Жаклин (Елена Амосова), а вслед за ними и их гости нет-нет да и соскальзывают в оговорки, называя внутренние «покои» то курятником, то свинарником, то хлевом, то сеновалом… Автор сценографии эти связи с прошлым остроумно обозначает портретами в овальных рамах и пастельных тонах (то Петуха, то Свиньи), которые не просто украшают интерьер, но и называют вещи своими именами, превращенными в опредмеченные метафоры.

И впрямь, как не назвать спальню свинарником в этом внешне респектабельном борделе обоюдных супружеских измен, путаницы, вранья и тотальной подмены истинного фальшивым?! В липкой паутине лжи запутываются все: и супруги, и любовники. Каждое новое событие все больше усиливает непредсказуемость и комизм ситуации. А ситуация до пошлости примитивна. Бернар приглашает молодую любовницу Сюзанну (Евгения Хитрина) и своего друга Робера (Андрей Ковзель), чтобы в отсутствие жены весело провести выходные и отметить день рождения Сюзанны. Жаклин, однако, не уезжает: ведь Робер – ее любовник. Затем появляется очаровательная простушка-толстушка Сюзетта (Ирина Шантарь) для роли приглашенной официантки, которую ей не суждено сыграть: ей уготовано занять место фотомодели Сюзанны, в свою очередь отправленной на кухню в качестве официантки. Череда нелепостей не прекращается, в разгар событий явится еще и Жорж (Игорь Марганец), супруг Сюзетты. И вот всю эту тяжелую артиллерию абсурдных нагромождений в борьбе за сохранение тайны супружеской измены прекрасно слаженный актерский ансамбль ведет с виртуозной легкостью подлинного мастерства, меры и вкуса. Хорошо вписывается в эту команду профессионалов молодая дебютантка Евгения Хитрина, выпускница Новосибирского театрального института (мастерская Владимира Оренова). Фотомодель Сюзанна, вынужденная переквалифицироваться в кухарки, проходит путь от надменной пустышки до способной кое в чем усомниться неглупой девушки. Кроме очень актуальной для нашего современного общества «мысли семейной», режиссерская партитура еще и с прозрачной ясностью выражает идею ценности дружбы и красоты человеческих отношений. Когда титанические попытки персонажей любой ценой скрыть правду приводят лишь к новой лжи, то естественнее всего в результате предпочесть истину и вернуться к мудрой простоте семейных и дружеских отношений. Что и происходит в финале.

В этом избыточном материале режиссер сумел отказаться от излишеств, пережимов и комикования: «Нет ничего острот коварней и смеха ради шутовства...» Герои ведут себя вполне мотивированно, выстраивая логику причудливых отношений в парадоксальных обстоятельствах. На публику никто и не думает играть – и получается как раз очень смешно и психологически достоверно. Когда героиня Ирины Шантарь с круглыми от удивления глазами, ровно ничего не понимая в поворотах событий, из каждой нелепости извлекает очередной финансовый куш, да еще и удовольствие показать себя с неожиданной стороны, мы видим в Сюзетте гения адаптации, а в исполнительнице – ту магию артистизма и человеческой открытости, ради которых и ходят в театр. Подстать своей женушке и муженек Жорж, коего Игорь Марганец мастерски снабжает гротескным простодушием, помноженным на ревность мавра и нежную привязанность к супруге. Андрей Ковзель и Вячеслав Туев пропускают через сердца своих персонажей электрические разряды внутреннего конфликта, который и движет действие. Робер и Бернар хотели бы и друзьями остаться, и сохранить верность своим дамам. Причем если Бернар в некотором смысле хозяин положения и у него нет секретов хотя бы от приятеля, то Робер являет собою жертву обстоятельств – зрелище трагикомическое. Андрей Ковзель с непередаваемой иронией и внутренней гибкостью рисует эволюцию своего героя от образа самоуверенного светского щеголя, любовника Жаклин и преданного друга ее мужа, до изрядно подвыпившего отчаянного вруна, которому море по колено. Все герои к финалу бесконечно устают, но наиболее осознанный выбор между семьей и адюльтером в пользу семьи делает все же Жаклин. Елена Амосова наделяет свою героиню истинно французской грациозной женственностью и живостью ума. Ей поначалу очень импонирует возможность иметь и мужа, и любовника. Однако в процессе ревнивой войны за Робера она вдруг обнаруживает, что рискует потерять мужа, а это, оказывается, никак не входило в ее планы. Пожеланием не нарушать «спокойный уклад таких счастливых семей, как наша» Жаклин находчиво завершает действие. Фото Егора Чувальского

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.