Театр как способ познания жизни. Смоленскому камерному театру 25 лет

Выпуск № 9-169/2014, Портрет театра

Театр как способ познания жизни. Смоленскому камерному театру 25 лет

Датой его основания считается 1 апреля 1989 года. Это было сложнейшее время перестройки, которая привела к распаду СССР, время крушения многих иллюзий и ... время надежд.

Так вышло, что в 1988 году в Смоленск съехались актеры из разных городов страны - энтузиасты, откликнувшиеся на призыв знаменитого драматурга Владимира Гуркина составить труппу нового хозрасчетного молодежного театра-студии «Этюд». Гуркин, в свою очередь, в Смоленске оказался по приглашению своего друга студенческих лет смоленского актера Петра Борзунова.

Просуществовал «Этюд» недолго. В историю Смоленского театра он вошел ярким спектаклем по полузапрещенной пьесе Э. Радзинского «Театр времен Нерона и Сенеки». Это умная философская пьеса, где речь идет о государстве во все времена. Поставил ее и сыграл Нерона актер из Ставрополя Николай Парасич - однокурсник Владимира Гуркина по Иркутскому театральному училищу.

Премьера состоялась в октябре 1988 года. Спектакль играли на сцене филармонии почти без декораций. Публика была потрясена. Таких прозрачных параллелей с современной действительностью Смоленск не помнил с конца 1960-х - времени шекспировской комедии «Много шуму из ничего» (в постановке Александра Михайлова) и «Двух товарищей» Войновича (в постановке Алексея Бородина) на сцене облдрамы. А окончилось тогда все трагически - увольнением главного режиссера заслуженного деятеля искусств РСФСР А.С. Михайлова, уходом в знак протеста большей части труппы. Словом, фактически разгромом театра.

На сей раз власть появление в Смоленске нового театра как бы даже и не заметила. А жизнь с каждым днем становилась все труднее. Устав от неустроенности и бытовых проблем, актеры стали разъезжаться. Но пять человек осталось: Николай Парасич, Александр Бобров, Татьяна Курилова, Вячеслав Родин, Павел Семенихин. Ими была предпринята попытка организовать хозрасчетный театр-студию в одной из башен Смоленской крепостной стены. Например, в Заалтарной: в три яруса, недавно отреставрированная - лучшего пристанища не придумаешь...

1 апреля 1989 года в горкоме комсомола был подписан документ об учреждении в Смоленске театра-студии «Театр в Заалтарной башне». Городские власти поддержали морально: «Дерзайте, творите!» Но отопления и коммуникаций в башне не было, и финансов на обустройство не предусмотрено. После безуспешных попыток найти спонсоров с идеей устроить театр в Заалтарной пришлось распрощаться. Так появилось сегодняшнее название - Смоленский камерный театр. Возглавили новый театр Александр Бобров, ставший его первым директором, и Николай Парасич, взявший на себя художественное руководство. Средства на постановку небольшая труппа зарабатывала концертными программами. Со сказкой «Кот Леопольд» объездили все города области и провели гастроли в соседней Беларуси, в Витебске. К открытию первого театрального сезона в конце 1989 года театр взялся за постановку пьесы О. Ернева «Мы пришли!» - об искалеченных судьбах парней, вернувшихся с войны в Афганистане. Поставил спектакль лауреат Государственной премии РСФСР В. Пашнин. Был и второй смысл в названии «Мы пришли!». Подразумевалось: мы пришли как новый смоленский театр.

Казалось, Камерный театр обречен на постоянный поиск сценических площадок. Однако как это часто бывает, помог случай. На время нашли пристанище в клубе Промстроя в «спальном» районе города. Вдруг стало известно, что клуб продается. Как его выкупить? В одном из банков Александру Боброву чудесным образом удалось получить ссуду под залог... самого здания.

Этот бывший клуб - двухэтажная вставка между двумя общежитиями на проспекте Строителей - вскоре стал центром ярких театральных событий. Сами строили сцену, своими руками делали декорации, шили костюмы, до изнеможения репетировали.

С успехом прошла премьера 1990 года «Счастливое происшествие» Славомира Мрожека. А после «Панночки» Нины Садур о Камерном театре всерьез заговорили в околотеатральных кругах. Хому Брута в «Панночке» играл Николай Парасич, а старого казака Явтуха - заслуженный артист РФ Владимир Решетнёв, который до конца своих дней переход из Смоленского драматического театра в Камерный считал большой жизненной удачей.

Поставил «Панночку» в 1991 году приглашенный режиссер из города Шахты Виктор Мамин. В 1994 году он переехал в Смоленск, работал очередным в театре драмы, а в Камерном еще поставил пьесу американского драматурга Леонарда Герша «Эти свободные бабочки». В обновленном виде спектакль до сих пор в репертуарной афише театра. С «Панночкой» в 1993 году театр участвовал в фестивале в Калуге, а в 1997 году - в Международном театральном форуме в Седлице (Польша).

Осенью 2000 года Смоленский камерный театр открыл очередной сезон на новой сцене в реконструированном здании бывшего кинотеатра «Юбилейный». Представляли премьерный спектакль - комедию «Недоросль» в постановке молодого режиссера Юрия Мельницкого, ученика Андрея Гончарова и Марка Захарова. Сотрудничество с Юрием Мельницким продолжилось в 2008 году: в его постановке был выпущен трагифарс «Записки сумасшедшего» по одноименной повести Н.В. Гоголя.

За четверть века Смоленский камерный театр не раз был отмечен на всероссийских и международных фестивалях. Самые дорогие из наград - диплом Московского фестиваля «Славянский венец», которым был отмечен спектакль «Театр парадокса» по румынской классике, Гран-при Московского областного театрального фестиваля «Долгопрудненская осень-2007» за спектакль «Записки сумасшедшего» (с Николаем Парасичем в главной роли), полученный в 2009 году диплом фестиваля «Русская классика» в Лобне, приз «За лучшую женскую  роль» в спектакле «О чем пел соловей» по произведениям М.Зощенко, которого через год на том же фестивале «Русская классика» была удостоена актриса Мария Нестрян.

В 2001 году Николай Парасич выпустил при Смоленском колледже искусств первый актерский курс. А в 2011 году подготовил еще один целевой курс уже на базе высшей школы при институте искусств. Так что костяк труппы Смоленского камерного - его ученики и единомышленники, а это значит, что атмосфера в театре творческая.

- Для меня, - сказал в одном из интервью создатель и художественный руководитель театра Николай Парасич, - театр является одним из способов познания жизни...

Этим вот уже четверть века и живет Смоленский камерный театр: ищет ответы на вопросы, которые едва ли не ежедневно ставит сама жизнь...

В день 25-летия на сцене Камерного был показан театральный дивертисмент, составленный из фрагментов спектаклей текущего репертуара и с большим вкусом сыгранных театральных пародий на известных артистов эстрады. А ко Дню театра репертуарная афиша пополнилась новым спектаклем: трагифарс «Зойкина квартира» по одноименной пьесе Михаила Булгакова в постановке художественного руководителя театра Николая Парасича.

 

Фото из архива театра

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.