Прокопьевск. Говорковский и таежные цыгане

Выпуск №10-170/2014, В России

Прокопьевск. Говорковский и таежные цыгане

Уже несколько лет Прокопьевский драматический театр небольшого шахтерского города на юге Кузбасса - делает ставку на современную драматургию, участвует в престижных фестивалях, включая международную «Текстуру». Здесь ставят такие знаковые режиссеры, как Руслан Маликов, Павел Зобнин, Семен Александровский, Дамир Салимзянов. В 2011-м спектакль Прокопьевской драмы «Экспонаты» в режиссуре Марата Гацалова стал лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Приз критики».

Новая драматургия подразумевает и новые формы работы. За четыре года в Прокопьевске состоялось три Лаборатории современной драматургии (последняя - в конце апреля нынешнего года). Драматург Вячеслав Дурненков - автор «Экспонатов», принесших фестивальный успех, - специально для этого театра написал пьесу «ПодростОК» о прокопьевских тинэйджерах, которую поставила Вера Попова. Премьера состоялась в конце марта. С начала года работает «Кинотеатр документального кино»: в малом зале Прокопьевского драматического показывают и обсуждают фильмы выпускников мастерской Марины Разбежкиной и Михаила Угарова.

Еще один эксперимент - Light theatre. «Легкий» - потому что без дорогих костюмов, декораций и длительных репетиций. В отличие от ставших привычными, в том числе и в Прокопьевске, читок пьес и эскизных спектаклей, спектакли «легкого» театра - не промежуточный результат, а уже законченный продукт. В рамках проекта будут ставить только самые актуальные тексты, посвященные именно тем вопросам, которые прокопчане обсуждают на кухнях и в общественном транспорте. Важно сыграть эти пьесы, пока они не потеряли своей остроты. «Утром в газете, вечером - у главрежа в кабинете», - такой подзаголовок вполне бы подошел самому первому спектаклю в рамках нового проекта. Комедию Максима Берштейна «Хижина неандертальца» действительно играют в кабинете главного режиссера. Занимающий названную должность Никита Рак стал режиссером-постановщиком. Художник Ольга Рак сделала в этом помещении лишь незначительную перестановку. Костюмы подобрала из уже имевшихся в театре, но они идеально соответствуют образам персонажей.

Автор «Хижины неандертальца», вышедшей в прошлом году в финал драматургического конкурса «Ремарка», - журналист из Петрозаводска Максим Берштейн. Он придумал город Табуретск, название которого происходит не от прозаического «табурет», а от слова «табор». Якобы здесь когда-то жили лесные цыгане (таежные ромалы). Промышленности в этом захолустье нет. Градообразующее предприятие - колония. Жители «гордо влачат  глубокомысленное существование». Однако такая идиллия не может длиться вечно. Мэр Табуретска Завьялов узнает, что к ним едет... Нет, не ревизор - журналист из областной газеты. Точнее, журналистка, которая, вопреки ожиданиям, известие сообщает очень даже обнадеживающее: в местную колонию переводят опального олигарха Говорковского. Завьялову и его приближенным нет дела, вор этот самый Говорковский или узник совести. Табуретская элита рассчитывает, что остаток своего капитала олигарх вложит в развитие их города. Готовы даже переименовать Табуретск в Говорковский Посад, а местную достопримечательность - яму на центральной улице - объявить хижиной неандертальца. Но, как это обычно и бывает в России, в последний момент ситуация переворачивается с ног на голову...

При том, что комедия злободневная и остросоциальная, в ней поднимаются вечные для России проблемы. Упомянутая яма заставляет вспомнить «удивительную лужу» в гоголевском Миргороде. Пьеса Максима Бернштейна перекликается с «Историей одного города» Салтыкова-Щедрина и со многими другими сатирическими произведениями, вплоть до рассказов Жванецкого и пьес Григория Горина.

Актеры играют на расстоянии вытянутой руки от публики, для которой вдоль стены поставили стулья. Умещаются только два десятка зрителей. Новый проект ломает стереотипы восприятия. На таком сверхкамерном спектакле эсэмэску не наберешь и с соседом не пошепчешься. Режиссура лаконична. Никаких кулис, разумеется, нет, и актеры, не участвующие в данной сцене, могут, например, просто присесть на подоконник и закрыть лицо листами с текстом. Ольга Гардер, занятая в роли журналистки областной газеты, поначалу скрыта от публики полосками жалюзи. Случайно заметив ее, зрительница от неожиданности вскрикнула. Актеры играют не характеры, а типажи. Такой способ существования рифмуется со злободневной и динамичной пьесой, одна из особенностей которой - как раз узнаваемость, типичность каждого из действующих лиц. Чиновники в спектакле по-своему обаятельны, невероятно находчивы и изобретательны, и, что самое неожиданное, - очень человечны. Особенно мэр Завьялов в исполнении Сергея Жуйкова. Он - не взяточник и лицемер, а «простак», такой же житель Табуретска, как и все остальные. А высокая должность... Ну, работа у него такая. Не самая приятная, надо сказать, работа.

Необычные пространства прокопьевским актерам осваивать не впервой. Играли и в зрительном зале - там, где обычно сидит публика, и под самой крышей, где трудятся работники цехов, и в трюме под сценой. И даже в маршрутных такси перед ничего не подозревавшими пассажирами. В театре «Хижину» сыграют еще несколько раз. Кроме того, одна из прикладных задач «легкого театра» - появление в репертуаре спектаклей, которые можно играть и на выезде. Главреж Никита Рак готов ставить в спортзалах, школьных кабинетах, квартирах, где идет ремонт. Да хоть в забое, под землей! А если говорить о помещениях театральных - в буфете. Главное - найти пьесу, которая соответствует тому или иному пространству. А еще постановщик «Хижины неандертальца» хотел бы устроить целевой показ для чиновников и посмотреть на их реакцию.


Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.