Сказка о потерянном времени. "Женитьба Фигаро" в Московском драматическом театре им.А.С.Пушкина

Выпуск №10-170/2014, Премьеры Москвы

Сказка о потерянном времени. "Женитьба Фигаро" в Московском драматическом театре им.А.С.Пушкина

Московский драматический театр им. А.С. Пушкина пригласил на премьеру «Женитьбы Фигаро» П. Бомарше (постановка Евгения Писарева, сценография Зиновия Марголина, художник по костюмам Леонид Алексеев, художник по свету Дамир Исмагилов). Зрелище обещало быть незаурядным, несмотря на то, что к комедии Бомарше российские театры обращаются довольно регулярно, а телевидение не скупится повторять спектакль Театра Сатиры, поставленный Валентином Плучеком с Андреем Мироновым, которого превзойти в этой роли (как, впрочем, и в других) чрезвычайно трудно!

Новое обращение подразумевает и новый взгляд на классическое произведение. Именно его и ждешь всякий раз, отправляясь в театр. Вдруг режиссеру удалось нащупать какие-то струны, ранее не звучавшие в этой комедии так отчетливо и современно - ведь подлинная классика имеет обыкновение каждый раз обращаться к нам иной стороной как некий магический многоугольник, пробуждая неведомые доселе мысли и чувства. И хорошо известный текст начинает звучать удивительно свежо, словно написан не столетия назад, а сегодня...

Чуда не произошло.

Поначалу вызвавшие некоторую оторопь своими размерами и, одновременно, безжизненностью декорации замка графа Альмавивы постепенно рождали острое сочувствие к героям, вынужденным бегать с риском для жизни по лестницам. Ожившие статуи, названные в программке Духами (Анна Кармакова и Евгений Плиткин), ничего, кроме хорошего вокала, не прибавили и не убавили в действии пьесы и в ходе спектакля. В большом количестве находящиеся на сцене крестьяне и крестьянки в красивых костюмах по большей части просто не знали, что им надлежит изображать и стояли в растерянности...

Возникшую буквально через пятнадцать минут после начала спектакля скуку так и не удалось развеять. К финалу, через 3 часа 20 минут, от усталости уже мало что воспринималось. Но зрительный зал реагировал бурно, сопровождая некоторые сцены не просто аплодисментами, а и криками: «Браво!..» Испытав острое чувство неполноценности от невозможности разделить эмоции зала, я пыталась понять: в чем же дело? В восприятии, действительно, живого, смешного, ироничного текста (перевод Николая Любимова), который слышали впервые? В любви к артистам, которых знают и ценят не только по театральным работам, а, в основном, по телевидению и кино - Сергею Лазареву, Виктории Исаковой, Александре Урсуляк (до сих пор не могу забыть, какой блистательной Джульеттой была она когда-то в спектакле Пушкинского театра!), Александру Арсентьеву?..

Наверное, всего понемногу, но для меня спектакль оказался неживым - в хороших артистах не было ничего, кроме чисто внешнего изображения действия и эмоций (кроме, пожалуй, Марселины- Ирины Бяковой, которая во втором действии переживала обретение утраченного сына чересчур мелодраматично, но, по крайней мере, естественно), Фигаро Сергея Лазарева предстал посредственностью и его финальный монолог о перенесенных в жизни испытаниях звучал пафосно, но без какой бы то ни было глубины (хотя именно в этот момент зрители особенно громко кричали: «Браво!»), Сюзанна Александры Урсуляк так много бегала и суетилась, что на серьезное переживание любой из коллизий у нее, видимо, просто не осталось сил. Графиня Виктории Исаковой, кажется, более всего думала о красиво заломленных руках, нежели о характере своей героини.

Да и той всепобеждающей любви Фигаро к Сюзане, о которой говорится в предуведомлении к спектаклю, напечатанном на программке, не было...

Желания «перечесть «Женитьбу Фигаро» в момент горестных размышлений не возникло ни на миг. Возникло ощущение безнадежно потерянного времени. И это очень грустно, потому что Евгений Писарев - человек, несомненно, талантливый, уже избалованный сегодняшней критикой, охотно прощающей молодому режиссеру все. Ему досталось непростое «наследство» в виде Пушкинского театра, его работоспособность заслуживает уважения, но распоряжаться этим наследством следует более разумно - не просто вернуть зрителей, но и дать им что-то. В первую очередь, свое режиссерское видение, свое личностное отношение к тому, что и о чем он ставит.

Каждый имеет право на ошибку. Главное, чтобы они не множились...

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.